Обоснование Программы
В условиях модернизации общего образования существенно возросла роль учебника как одного из основных инструментов, позволяющих обеспечить доступность образования для всех категорий граждан, качество образовательного процесса, единство образовательного пространства Российской Федерации. От наличия и качества учебника во многом зависит успешность реализации государственной политики в сфере образования, направленной (в части содержания общего образования) на обеспечение преемственности образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами общего образования, достижения уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям современных учебных программ, способствующего успешной социализации выпускников основной и средней общеобразовательной школы.
В Хабаровском крае, благодаря реализации в 2001-2005 г.г. подпрограммы министерства образования края "Учебник", снята проблема дефицита учебников, сформировалась система обеспечения учащихся, общеобразовательных учреждений учебной литературой, развивается инфраструктура, объединяющая все элементы (образовательные, информационно-аналитические и торговопроводящие), позволяющая управлять процессом обеспечения доступности необходимой учебной, учебно-методической, программной художественной литературы для всех участников образовательного процесса.
Создан сайт регионального информационного центра учебного книгоиздания (http://ric.2k.ru).
Совершенствуется работа по формированию заказа на учебную и учебно-методическую литературу, что способствует упорядочению краевого рынка учебной литературы, обеспечению преемственности реализуемых в общеобразовательных учреждениях края учебных программ, сохранению единых образовательных предметных линий на территории Хабаровского края, постепенному и педагогически целесообразному, регулируемому министерством образования края обновлению содержания общего образования. Заказ формируется ежегодно на основе федерального перечня учебников, перспективных, прошедших апробацию в ряде общеобразовательных учреждений края учебных программ и учебников. Так, на начальной ступени обучения в крае используются учебно-методические комплекты "Гармония", "Школа 2000..." - "Школа 2100", "Начальная школа XXI века", "Школа России", "Перспективная начальная школа", система Л.В.Занкова, увеличивается количество общеобразовательных учреждений, организующих обучение школьников информатике со 2-го класса, раннее обучение иностранному языку.
Осуществлен в последние годы в крае переход на новые учебные программы и учебники по русскому языку, литературе, отечественной и всеобщей истории, образующим единую образовательную линию, с учетом их соответствия государственным образовательным стандартам и современным учебным программам.
Упорядочению заказа на учебники способствуют ежегодно разрабатываемые министерством образования края совместно с Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (ХК ИППК ПК) для муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений методические рекомендации по использованию в общеобразовательных учреждениях края перечня программ, учебников федерального комплекта, обеспечивающих преемственность предметных линий; проведение совещаний и обучающих семинаров для руководителей муниципальных органов управления образованием, методических служб, обеспечивающих на местах реализацию государственной политики в области содержания общего образования.
В целях экономически целесообразного, финансово выгодного приобретения учебников за счет средств краевого бюджета и в соответствии с постановлением Губернатора края от 22.12.2000 N 424 "Об обеспечении учебной литературой учащихся общеобразовательных учреждений края" ежегодно проводятся конкурсы (торги) на право поставки в муниципальные органы управления образованием учебников, утвержден порядок обеспечения учащихся льготных категорий бесплатными учебниками, приобретенными за счет средств краевого бюджета. На эти цели в 2001-2005 годах Правительством края выделено более 81 млн. рублей.*
________________
*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "главы администрации Хабаровского края". - Примечание "КОДЕКС".
Ежегодно пополняется фонд учебных пособий для учащихся общеобразовательных учреждений края, обеспечивающих реализацию Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ХКК ГОС ОО), установление и реализация которого находится согласно Закону РФ "Об образовании" в компетенции субъекта Российской Федерации. В 2001-2005 г.г. на издание учебных пособий по литературе, географии, истории, биологии, экологии Дальнего Востока и другим предметам издано 7 наименований учебных пособий, часть тиражей для льготных категорий учащихся на сумму более 4500 тыс. рублей приобретена за счет краевого бюджета и направлена в общеобразовательные учреждения края.
Фонды школьных библиотек за счет средств краевого бюджета пополнились программной художественной литературой. За последние пять лет поступило в школы более 82 тыс. экземпляров на сумму 6404 тыс. рублей.
За счет средств федерального бюджета в край ежегодно поступает учебная литература для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для коренных малочисленных народов Севера, специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
В целях сохранения библиотечных фондов учебников и их эффективного использования министерством образования края разработан единый порядок учета, предусматривающий проведение инвентаризации учебного фонда школьных библиотек, что позволяет регулировать заказ учебников, осуществлять контроль за их сохранностью и обеспечением учебниками учащихся.
За счет средств Международного банка реконструкции и развития в 242 общеобразовательных учреждения поставлена автоматизированная информационная библиотечная система MARK-SQL для автоматизации рабочего места библиотекаря.
Министерством образования края проводится работа по созданию условий для приобретения учебников в личное пользование учащихся за средства их родителей.
Действует разветвленная сеть книготоргующих организаций: ТОО "Фирма МИРС", ООО "Азбука", ООО "ДВ-Север" и др. Складывается практика взаимоотношений между общеобразовательными учреждениями и книготоргующими организациями по приобретению учебников родителями учащихся. Ежегодные информационные встречи с руководителями книготоргующих организаций, частными предпринимателями, директорами книжных магазинов, организованные министерством образования края, позволяют ввозить для свободной продажи востребованную в крае учебную литературу. В образовательных учреждениях края налажена система работы с родителями и учащимися по информированию о необходимых учебных пособиях и порядке обеспечения учащихся учебной литературой на предстоящий учебный год. В результате проведенной работы в крае снята проблема приобретения родителями учащихся необходимых учебников и учебных пособий к началу учебного года.
Таким образом, реализация краевой целевой подпрограммы "Учебник" в 2001-2005 г.г. позволила сформировать единую региональную политику в обеспечении обучающихся, общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями, создать инфраструктуру, способную реализовать основные цели и задачи вышеуказанной Программы, достигнуты положительные результаты программно-целевого подхода к управлению процессом обновления содержания образования.
Вместе с тем вопросы доступности качественных учебников для учащихся общеобразовательных учреждений края, как одного из основных факторов повышения качества, требуют постоянного внимания органов управления образованием всех уровней, совершенствования их деятельности.
В условиях модернизации общего образования, роста значимости учебника в образовательном процессе более острыми становятся возникающие и нерешенные в полной мере проблемы, связанные с наличием, доступностью и качеством учебных изданий.
Анализ состояния фонда учебной литературы на основании инвентаризации, компьютерной краевой базы данных за последние 5 лет, результатов комплексных инспекторских проверок свидетельствуют, что в ряде территорий края вопросы обеспечения учебниками школьников решаются без должного внимания со стороны руководителей муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, методических служб, без учета анализа инвентаризации, без методического обоснования заказа, перспективного введения профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования, других нововведений, связанных с модернизацией содержания образования.
При утверждении учебных планов и учебно-программного обеспечения в муниципальных органах управления образованием не всегда учитываются имеющиеся учебные фонды общеобразовательных учреждений. В ряде районов не создана система перераспределения учебников в соответствии с изменениями контингента учащихся, что влечет за собой увеличение количества невостребованных учебников в районе (городе).
Остается острой проблема создания торговопроводящей сети учебных изданий в северных территориях края. Значительная отдаленность северных территорий от краевого центра не позволяет организовать свободную торговлю учебной литературой, влияет на увеличение стоимости учебников.
Требует решения проблема расходования бюджетных средств на приобретение "разовой" учебной литературы, учебников-тетрадей, рабочих тетрадей и других пособий, использование которых в учебном процессе является обязательным, что диктует необходимость их ежегодного приобретения.
Поэтапное введение с 2006/2007 учебного года в образовательных учреждениях края нового федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Минобразования России от 09.03.2004 N 1312, потребует существенного обновления учебного фонда за счет средств краевого бюджета.
Остаются острыми проблемы обеспечения учебной литературой дошкольных образовательных учреждений, специальных (коррекционных) школ.
В условиях модернизации образования, динамического обновления его содержания необходимо развивать информационное, научно-методическое сопровождение образовательного процесса, совместно с ХК ИППК ПК создать ассортиментную площадку с методической, книготорговой информацией об учебной и методической литературе, шире использовать в данной работе информационные технологии. Приобретает острый характер проблема доступности для учителей научно-методической литературы, методических пособий к учебникам.
Крайне недостаточно используются в общеобразовательных учреждениях возможности попечительских, управляющих советов школ, родительской общественности в решении проблем обеспечения школьников из разных слоев населения учебниками нового поколения.