________________________
Утратил силу на основании
Приказа Министерства образования и науки Хабаровского края
от 10 мая 2018 года N 16
________________________
В целях совершенствования краевой системы обеспечения учащихся, образовательных учреждений края учебной литературой, соответствующей новым государственным стандартам общего образования и образующей единую образовательную линию,
приказываю:
1. Утвердить целевую подпрограмму "Учебник" по обеспечению учащихся, образовательных учреждений Хабаровского края учебной литературой на 2006-2010 годы.
2. Отделу образовательных программ министерства образования края (Хлебникова В.Г.) довести Программу до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием.
3. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
3.1. Провести организационную работу по участию образовательных учреждений в мероприятиях, обеспечивающих реализацию краевой программы "Учебник".
3.2. Рекомендовать разработать до 1 ноября 2006 года районные (городские) подпрограммы "Учебник" по обеспечению учащихся, образовательных учреждений учебной литературой.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Иванцеву И.А., первого заместителя министра образования края, начальника управления общего образования.
Министр
Л.Ф. Обухова
ЦЕЛЕВАЯ ПОДПРОГРАММА "УЧЕБНИК"
по обеспечению учащихся, образовательных учреждений
Хабаровского края учебной литературой на 2006-2010 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы | - целевая подпрограмма "Учебник" по обеспечению учащихся, образовательных учреждений Хабаровского края учебной литературой на 2006-2010 годы |
Разработчик Программы | - министерство образования Хабаровского края |
Цель Программы | - совершенствование краевой системы обеспечения учащихся, образовательных учреждений края учебной литературой, соответствующей новым государственным образовательным стандартам общего образования и образующей единую образовательную линию |
Задачи Программы | - совершенствование механизмов обеспечения доступности необходимой в учебном процессе учебной, учебно-методической, программной художественной литературы для всех участников образовательного процесса; - обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования в соответствии с возрастными особенностями развития школьников; - содействие партнерским отношениям между субъектами взаимодействия системы книгообеспечения при сохранении государственной поддержки социально незащищенных семей и детей, обучающихся в специальных образовательных учреждениях; - содействие развитию краевой инфраструктуры по обеспечению учащихся, образовательных учреждений учебной литературой, объединяющей все ее элементы (образовательные, информационно-аналитические, издающие и торговопроводящие) |
Сроки реализации Программы | - 2006-2010 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство образования края; муниципальные образования края |
Ожидаемые результаты | Реализация Программы позволяет: - упорядочить краевой рынок учебной литературы; - своевременно обеспечить обучающихся учебной литературой, соответствующей требованиям современных учебных программ и санитарно-гигиеническим нормам; - расширить спектр информационных услуг, предлагаемых обучающимся, педагогам, родителям, о необходимой в процессе обучения и издаваемой учебной, учебно-методической, программной художественной литературе |
Обоснование Программы
В условиях модернизации общего образования существенно возросла роль учебника как одного из основных инструментов, позволяющих обеспечить доступность образования для всех категорий граждан, качество образовательного процесса, единство образовательного пространства Российской Федерации. От наличия и качества учебника во многом зависит успешность реализации государственной политики в сфере образования, направленной (в части содержания общего образования) на обеспечение преемственности образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами общего образования, достижения уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям современных учебных программ, способствующего успешной социализации выпускников основной и средней общеобразовательной школы.
В Хабаровском крае, благодаря реализации в 2001-2005 г.г. подпрограммы министерства образования края "Учебник", снята проблема дефицита учебников, сформировалась система обеспечения учащихся, общеобразовательных учреждений учебной литературой, развивается инфраструктура, объединяющая все элементы (образовательные, информационно-аналитические и торговопроводящие), позволяющая управлять процессом обеспечения доступности необходимой учебной, учебно-методической, программной художественной литературы для всех участников образовательного процесса.
Создан сайт регионального информационного центра учебного книгоиздания (http://ric.2k.ru).
Совершенствуется работа по формированию заказа на учебную и учебно-методическую литературу, что способствует упорядочению краевого рынка учебной литературы, обеспечению преемственности реализуемых в общеобразовательных учреждениях края учебных программ, сохранению единых образовательных предметных линий на территории Хабаровского края, постепенному и педагогически целесообразному, регулируемому министерством образования края обновлению содержания общего образования. Заказ формируется ежегодно на основе федерального перечня учебников, перспективных, прошедших апробацию в ряде общеобразовательных учреждений края учебных программ и учебников. Так, на начальной ступени обучения в крае используются учебно-методические комплекты "Гармония", "Школа 2000..." - "Школа 2100", "Начальная школа XXI века", "Школа России", "Перспективная начальная школа", система Л.В.Занкова, увеличивается количество общеобразовательных учреждений, организующих обучение школьников информатике со 2-го класса, раннее обучение иностранному языку.
Осуществлен в последние годы в крае переход на новые учебные программы и учебники по русскому языку, литературе, отечественной и всеобщей истории, образующим единую образовательную линию, с учетом их соответствия государственным образовательным стандартам и современным учебным программам.
Упорядочению заказа на учебники способствуют ежегодно разрабатываемые министерством образования края совместно с Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (ХК ИППК ПК) для муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений методические рекомендации по использованию в общеобразовательных учреждениях края перечня программ, учебников федерального комплекта, обеспечивающих преемственность предметных линий; проведение совещаний и обучающих семинаров для руководителей муниципальных органов управления образованием, методических служб, обеспечивающих на местах реализацию государственной политики в области содержания общего образования.
В целях экономически целесообразного, финансово выгодного приобретения учебников за счет средств краевого бюджета и в соответствии с постановлением Губернатора края от 22.12.2000 N 424 "Об обеспечении учебной литературой учащихся общеобразовательных учреждений края" ежегодно проводятся конкурсы (торги) на право поставки в муниципальные органы управления образованием учебников, утвержден порядок обеспечения учащихся льготных категорий бесплатными учебниками, приобретенными за счет средств краевого бюджета. На эти цели в 2001-2005 годах Правительством края выделено более 81 млн. рублей.*
________________
*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "главы администрации Хабаровского края". - Примечание "КОДЕКС".
Ежегодно пополняется фонд учебных пособий для учащихся общеобразовательных учреждений края, обеспечивающих реализацию Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ХКК ГОС ОО), установление и реализация которого находится согласно Закону РФ "Об образовании" в компетенции субъекта Российской Федерации. В 2001-2005 г.г. на издание учебных пособий по литературе, географии, истории, биологии, экологии Дальнего Востока и другим предметам издано 7 наименований учебных пособий, часть тиражей для льготных категорий учащихся на сумму более 4500 тыс. рублей приобретена за счет краевого бюджета и направлена в общеобразовательные учреждения края.
Фонды школьных библиотек за счет средств краевого бюджета пополнились программной художественной литературой. За последние пять лет поступило в школы более 82 тыс. экземпляров на сумму 6404 тыс. рублей.
За счет средств федерального бюджета в край ежегодно поступает учебная литература для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для коренных малочисленных народов Севера, специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
В целях сохранения библиотечных фондов учебников и их эффективного использования министерством образования края разработан единый порядок учета, предусматривающий проведение инвентаризации учебного фонда школьных библиотек, что позволяет регулировать заказ учебников, осуществлять контроль за их сохранностью и обеспечением учебниками учащихся.
За счет средств Международного банка реконструкции и развития в 242 общеобразовательных учреждения поставлена автоматизированная информационная библиотечная система MARK-SQL для автоматизации рабочего места библиотекаря.
Министерством образования края проводится работа по созданию условий для приобретения учебников в личное пользование учащихся за средства их родителей.
Действует разветвленная сеть книготоргующих организаций: ТОО "Фирма МИРС", ООО "Азбука", ООО "ДВ-Север" и др. Складывается практика взаимоотношений между общеобразовательными учреждениями и книготоргующими организациями по приобретению учебников родителями учащихся. Ежегодные информационные встречи с руководителями книготоргующих организаций, частными предпринимателями, директорами книжных магазинов, организованные министерством образования края, позволяют ввозить для свободной продажи востребованную в крае учебную литературу. В образовательных учреждениях края налажена система работы с родителями и учащимися по информированию о необходимых учебных пособиях и порядке обеспечения учащихся учебной литературой на предстоящий учебный год. В результате проведенной работы в крае снята проблема приобретения родителями учащихся необходимых учебников и учебных пособий к началу учебного года.
Таким образом, реализация краевой целевой подпрограммы "Учебник" в 2001-2005 г.г. позволила сформировать единую региональную политику в обеспечении обучающихся, общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями, создать инфраструктуру, способную реализовать основные цели и задачи вышеуказанной Программы, достигнуты положительные результаты программно-целевого подхода к управлению процессом обновления содержания образования.
Вместе с тем вопросы доступности качественных учебников для учащихся общеобразовательных учреждений края, как одного из основных факторов повышения качества, требуют постоянного внимания органов управления образованием всех уровней, совершенствования их деятельности.
В условиях модернизации общего образования, роста значимости учебника в образовательном процессе более острыми становятся возникающие и нерешенные в полной мере проблемы, связанные с наличием, доступностью и качеством учебных изданий.
Анализ состояния фонда учебной литературы на основании инвентаризации, компьютерной краевой базы данных за последние 5 лет, результатов комплексных инспекторских проверок свидетельствуют, что в ряде территорий края вопросы обеспечения учебниками школьников решаются без должного внимания со стороны руководителей муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, методических служб, без учета анализа инвентаризации, без методического обоснования заказа, перспективного введения профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования, других нововведений, связанных с модернизацией содержания образования.
При утверждении учебных планов и учебно-программного обеспечения в муниципальных органах управления образованием не всегда учитываются имеющиеся учебные фонды общеобразовательных учреждений. В ряде районов не создана система перераспределения учебников в соответствии с изменениями контингента учащихся, что влечет за собой увеличение количества невостребованных учебников в районе (городе).
Остается острой проблема создания торговопроводящей сети учебных изданий в северных территориях края. Значительная отдаленность северных территорий от краевого центра не позволяет организовать свободную торговлю учебной литературой, влияет на увеличение стоимости учебников.
Требует решения проблема расходования бюджетных средств на приобретение "разовой" учебной литературы, учебников-тетрадей, рабочих тетрадей и других пособий, использование которых в учебном процессе является обязательным, что диктует необходимость их ежегодного приобретения.
Поэтапное введение с 2006/2007 учебного года в образовательных учреждениях края нового федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Минобразования России от 09.03.2004 N 1312, потребует существенного обновления учебного фонда за счет средств краевого бюджета.
Остаются острыми проблемы обеспечения учебной литературой дошкольных образовательных учреждений, специальных (коррекционных) школ.
В условиях модернизации образования, динамического обновления его содержания необходимо развивать информационное, научно-методическое сопровождение образовательного процесса, совместно с ХК ИППК ПК создать ассортиментную площадку с методической, книготорговой информацией об учебной и методической литературе, шире использовать в данной работе информационные технологии. Приобретает острый характер проблема доступности для учителей научно-методической литературы, методических пособий к учебникам.
Крайне недостаточно используются в общеобразовательных учреждениях возможности попечительских, управляющих советов школ, родительской общественности в решении проблем обеспечения школьников из разных слоев населения учебниками нового поколения.
Требуют внимания вопросы издания, переиздания и приобретения для общеобразовательных учреждений учебных пособий, обеспечивающих реализацию ХКК ГОС ОО, анализа их качества и доступности, методических рекомендаций по их использованию.
Подпрограмма "Учебник" предусматривает пути решения обозначенных проблем через совершенствование нормативно-правовой базы, упорядочение схемы обеспечения учащихся, образовательных учреждений учебной литературой, централизацию распространения учебных пособий, развитие инфраструктуры учебно-методического обеспечения общеобразовательных учреждений.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что для обеспечения учащихся, образовательных учреждений учебной литературой необходимо утверждение новой редакции подпрограммы "Учебник" на 2006-2010 годы.
Контроль за ходом реализации Программы
Координация работы по реализации Программы по обеспечению учащихся, образовательных учреждений края учебной литературой осуществляется отделом образовательных программ управления общего образования министерства образования Хабаровского края, Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, руководителями муниципальных органов управления образованием.
Ход реализации Программы заслушивается на аппаратных совещаниях министерства образования края, совещаниях руководителей муниципальных органов управления образованием, методических служб.
Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляет министерство образования Хабаровского края.
N п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные |
Создание нормативной базы обеспечения учащихся, образовательных учреждений учебной литературой | |||
1. | Разработать районные (городские) подпрограммы "Учебник" по обеспечению учащихся, образовательных учреждений учебной, программной художественной литературой | 2006 | Муниципальные органы управления образованием |
2. | Разработать Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения | 2007 | Министерство образования |
3. | Разработать на основе федерального базисного учебного плана примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений края и осуществить их поэтапное введение в учреждениях общего образования Хабаровского края | 2007-2010, | Министерство образования края, главы городских округов и муниципальных районов края |
4. | Подготовить к изданию и издать перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных министерством образования края для начальной, основной и профильной старшей школы | Ежегодно | Министерство образования |
Формирование современной информационной среды обеспечения учащихся образовательных учреждений края учебниками, учебной литературой | |||
1. | Принять участие в эксперименте по внедрению автоматизированной информационной системы "Государственные закупки Хабаровского края" (АИС ГЗХК) | 2006-2010 | Министерство образования |
2. | Провести конкурс на право закупки и поставки учебной литературы в муниципальные органы управления образованием для учащихся образовательных учреждений Хабаровского края | Ежегодно, | Министерство образования |
3. | Провести конкурс на право издания региональной учебной литературы для учащихся образовательных учреждений Хабаровского края | Ежегодно, | Министерство образования |
4. | Совершенствовать работу среди родителей и учащихся по ознакомлению с порядком обеспечения учащихся учебной литературой на предстоящий учебный год | Постоянно | Муниципальные органы управления образованием, руководители образовательных учреждений |
5. | Обеспечить наличие в образовательных учреждениях информации для учащихся и их родителей о перечне учебной литературы, которую предполагается использовать в учебном процессе на следующий учебный год | Ежегодно, | Муниципальные органы управления образованием, руководители образовательных учреждений |
6. | Продолжить практику проведения информационных встреч с руководителями книготоргующих организаций, частными предпринимателями, директорами книжных магазинов по организации свободной продажи учебной литературы | Ежегодно, | Министерство образования |
7. | Проводить школьные ярмарки подержанных учебников, годных к использованию в предстоящем учебном году | Ежегодно, май-август | Муниципальные органы управления образованием, руководители образовательных учреждений |
8. | Содействовать организации выездной торговли учебной литературой в сельской местности | Постоянно | Муниципальные органы управления образованием |
10.* | Продолжить работу краевого экспертного совета в целях совершенствования проведения экспертизы авторских разработок, организации опытно-экспериментальной деятельности в системе общего образования края | Ежегодно | Министерство образования |
11. | Приобрести комплект литературы по патриотическому и гражданскому воспитанию для библиотек образовательных учреждений | 2006-2008 | Главы городских округов, муниципальных районов края |
12. | Пополнять фонды библиотек общеобразовательных учреждений края произведениями дальневосточных писателей, книгами по истории, биологии, другим отраслям знаний о Хабаровском крае | 2006-2010 | Муниципальные органы управления образованием |
13. | Содействовать оснащению образовательного процесса образовательных учреждений, реализующих предшкольную подготовку, необходимым учебно-методическим и дидактическим оборудованием | Ежегодно | Министерство образования |
14. | Совершенствовать порядок проведения экспертизы учебных изданий, обеспечивающих реализацию национально-регионального компонента содержания образования | Постоянно | Министерство образования |
15. | Пополнять информацией сайт регионального информационного центра учебного книгоиздания министерства образования Хабаровского края, образовательный портал "Пайдейя", публиковать актуальную информацию в информационном бюллетене министерства образования Хабаровского края | Постоянно | Министерство образования |
16. | С целью реализации права образовательного учреждения на выбор образовательных программ и учебных изданий предусматривать своевременное ознакомление педагогических коллективов с федеральным перечнем учебных изданий, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе, и формирования заявок на приобретение учебной литературы | Ежегодно, | Муниципальные органы управления образованием |
17. | Ввести в практику обмен информацией с управлением профессионального образования о реализуемых в общеобразовательных учреждениях края учебниках и программах с целью соблюдения преемственности образовательных линий при получении в ПУ и ССУЗах среднего (полного) общего образования | Ежегодно | Министерство образования |
Механизм финансирования обеспечения учащихся, образовательных учреждений края учебной, программной художественной литературой | |||
1. | Продолжить работу по выполнению постановления главы администрации Хабаровского края от 22.12.2000 N 424 "Об обеспечении учебной литературой учащихся общеобразовательных учреждений края" | Ежегодно | Министерство образования |
2. | Приобретать справочную, методическую, программно-художественную и другую литературу в соответствии с реализуемыми общеобразовательными программами для пополнения фондов школьных библиотек за счет субвенций | Ежегодно | Главы городских округов, муниципальных районов края |
3. | Производить расчет потребности бюджетных средств на приобретение и доставку в районы края учебников федерального и регионального комплектов на следующий учебный год | Ежегодно, | Министерство образования |
4. | Обеспечить учебниками федерального, регионального комплекта учащихся льготных категорий | Министерство образования края, главы городских округов и муниципальных районов края | |
- 386975 экземпляров | 2006 | ||
- 406323 экземпляра | 2007 | ||
- 352626 экземпляров | 2008 | ||
- 348277 экземпляров | 2009 | ||
- 330863 экземпляра | 2010 | ||
5. | Создать на базе библиотек образовательных учреждений постоянно действующие выставки по профилактике курения, употребления школьниками наркотиков, алкоголя | Постоянно | Руководители образовательных учреждений |
6. | Изучить потребность в методическом обеспечении образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях края | 2007 | Муниципальные органы управления образованием |
7. | Предусматривать ежегодное выделение средств из бюджетов органов местного самоуправления на приобретение учебных изданий для дошкольных образовательных учреждений | Ежегодно | Главы городских округов, муниципальных районов края, муниципальные органы управления образованием |
Формирование и реализация заказа на учебную литературу | |||
1. | Проводить инвентаризацию состояния фонда учебной литературы (отдельно по каждой дисциплине с учетом его физического и морального износа учебников в разрезе каждого образовательного учреждения, района, города) | Ежегодно | Муниципальные органы управления образованием, руководители образовательных учреждений |
2. | Проводить инвентаризацию состояния фонда учебной литературы в крае (отдельно по каждому муниципальному образованию) | 1 раз | Министерство образования |
3. | Формировать заказ на федеральный, региональный комплекты учебной литературы на последующий год для обеспечения учащихся льготных категорий учебной литературой | Ежегодно, январь | Министерство образования |
4. | Разработать план поэтапного обеспечения школьных библиотек программными произведениями художественной литературы с учетом реализуемых в общеобразовательных учреждениях учебных программ | 2006 | Главы городских округов, |
5. | Заключение государственных контрактов с победителями конкурсов на право закупки, поставки и издания учебной литературы | Ежегодно, | Министерство образования |
6. | Обеспечивать подведомственные общеобразовательные учреждения учебными изданиями в соответствии с их заявками | Ежегодно | Министерство образования |
Совершенствование деятельности методических служб, системы повышения квалификации педагогических кадров | |||
1. | Продолжить проведение встреч с авторами учебников, авторами инновационных педагогических технологий | Постоянно | Министерство образования |
2. | Провести семинары, совещания со специалистами муниципальных органов управления образованием, методических служб, занимающихся вопросами обеспечения образовательных учреждений учебной литературой, библиотечными работниками общеобразовательных учреждений по вопросам формирования заказа на федеральный и региональный комплекты учебников, ознакомления с новыми учебно-методическими комплектами | 2006-2010 | Министерство образования |
3. | Организовать переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров по новым учебным программам, учебникам | Постоянно | ХК ИППК ПК |
Педагогический мониторинг учебной литературы, контроль за обеспечением учащихся, образовательных учреждений учебной литературой | |||
1. | Продолжить работу базовых образовательных учреждений по реализации новых программ, учебников, учебно-методических комплектов, педагогических технологий | Ежегодно | Министерство образования |
2. | Провести подготовительную работу по введению иностранного языка на начальной ступени обучения во всех общеобразовательных учреждениях края | 2006-2007 | Министерство образования |
3. | Провести собеседования с руководителями муниципальных органов управления образованием, методических служб по вопросам обеспечения учащихся, образовательных учреждений учебной литературой | Ежегодно, сентябрь | Министерство образования |
4. | Организовать семинары, групповые, индивидуальные консультации с целью оказания практической помощи учителям-предметникам, руководителям методических отделов (школы, район, город) по апробации учебников, программ, учебно-методических комплектов | Постоянно | ХК ИППК ПК |
5. | Провести анализ результатов реализации учебников нового поколения и разработать рекомендации по дальнейшему использованию учебников, программ, учебно-методических комплектов в школах края | Ежегодно | ХК ИППК ПК |
6. | Изучить деятельность образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием | Министерство образования | |
Ванинского, Ульчского, | 2006 | ||
Нанайского, Николаевского, | 2007 | ||
Советско-Гаванского, Охотского, | 2008 | ||
Амурского, Бикинского, | 2009 | ||
Солнечного, Тугуро-Чумиканского районов по формированию заказа на учебную литературу для учащихся общеобразовательных учреждений, по обеспечению учащихся образовательных учреждений учебной литературой | 2010 | ||
7. | Изучить, обобщить и распространить опыт муниципальных органов управления образованием по обеспечению общеобразовательных учреждений учебными изданиями | Постоянно | Министерство образования |
8. | Изучить деятельность образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием по программному, учебно-методическому обеспечению образовательного процесса районов (городов): | Министерство образования | |
- Николаевского, Амурского, Солнечного, Нанайского, Ванинского | 2006 | ||
- Аяно-Майского, Комсомольского, г.г. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре | 2007 | ||
- Верхнебуреинского, Вяземского, Ульчского | 2008 | ||
- Советско-Гаванского, Охотского, им. Лазо, Бикинского | 2009 | ||
- Тугуро-Чумиканского, им. П.Осипенко | 2010 |
_________________
*Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом. - Примечание “КОДЕКС
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка