_________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 22 марта 2012 года N 70-пр
_________________________
Площадь лесного фонда Хабаровского края составляет 73,7 млн. гектаров. Лесистость его территории - 66,5 процента. Тушение лесных пожаров в Хабаровском крае (далее также - край) осуществляется на площади 33,5 млн. гектаров, на 40,2 млн. гектаров ведется космический мониторинг пожаров. Край относится к многолесным районам и вследствие природно-климатических условий является одним из наиболее горимых регионов.
Во исполнение полномочий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в крае создано управление лесами Правительства Хабаровского края, организовано 14 лесничеств с 26 филиалами и 168 участковыми лесничествами, а также краевое государственное учреждение "Дальневосточная база авиационной охраны лесов". Сформирована нормативная правовая база края, регулирующая правоотношения в области лесного хозяйства.
Тушение лесных пожаров в крае выполняют 35 лесопожарных отрядов и 17 авиаотделений численностью наземной службы пожаротушения 345 человек, авиационной службы пожаротушения - 340 человек. В эксплуатации лесопожарных подразделений находится 249 единиц различной лесопожарной техники. Для защиты населенных пунктов от лесных пожаров создано 60 подразделений Противопожарной службы Хабаровского края общей численностью 1 856 человек.
В подготовительный период к пожароопасному сезону 2010 года в крае осуществлены противопожарные мероприятия по созданию и обновлению заградительных барьеров на пути вероятного распространения лесных пожаров, выполнено контролируемое выжигание сухих горючих материалов по границам с лесным фондом на площади 101 тыс. гектаров.
До начала пожароопасного сезона 2010 года муниципальными образованиями края, краевыми государственными учреждениями лесного хозяйства, арендаторами лесных участков проведены профилактические противопожарные мероприятия.
Организована межведомственная проверка готовности к пожароопасному сезону предприятий и организаций всех министерств и ведомств, имеющих в своем ведении леса, использующих леса или имеющих в нем свои объекты.
Заключены необходимые контракты на выполнение работ по охране лесов от пожаров и оказанию услуг по их тушению. Подготовлены к работе лесопожарная техника, оборудование и инвентарь.
Подписаны соглашения о взаимодействии по охране лесов от пожаров с Федеральным агентством лесного хозяйства Российской Федерации, Главным управлением МЧС России по Хабаровскому краю, управлением Дальневосточной железной дороги, другими заинтересованными ведомствами.
Внедрена технология мониторинга лесных пожаров с помощью космических спутников - информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров "ИСДМ Рослесхоз".
В результате предпринятых мер подготовлена лесопожарная техника, утверждены маршруты наземного и авиационного патрулирования, организовано взаимодействие лесопожарных формирований, проведены мероприятия по противопожарной пропаганде среди населения края через средства массовой информации и наглядной агитации в местах массового пребывания людей.
В пожароопасный период ежедневно на официальном сайте Правительства Хабаровского края размещалась информация о лесных пожарах, количестве задействованных людей и техники на их тушение.
Проводилось постоянное наземное патрулирование территории края по охране лесов от пожаров по 170 наземным маршрутам общей протяженностью 8 800 километров и 23 авиационным маршрутам.
В условиях повышенной горимости лесов обеспечена кратность авиапатрулирования 0,6, что соответствует выделенной субвенции из федерального бюджета. В результате 75 процентов лесных пожаров обнаружено с помощью авиации (в 2009 году эта цифра составила 47%).
При повышенном классе пожарной опасности в 11 муниципальных районах края вводился особый противопожарный режим и ограничивался доступ населения в лес.
В условиях недостатка численности лесопожарных формирований, дефицита финансовых ресурсов по субвенции федерального бюджета при среднем уровне горимости лесов краю удалось удержать под контролем ситуацию по тушению лесных пожаров, не допустить создание чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, предотвратить гибель людей, уничтожение населенных пунктов, социальных объектов и объектов инженерной инфраструктуры.
В результате предпринятых мер количество лесных пожаров по сравнению с 2009 годом сократилось с 337 до 249 (в 1,4 раза), их площадь уменьшилась с 481,6 тыс. гектаров до 45,2 тыс. гектаров (в 10,7 раза). Количество крупных лесных пожаров сократилось с 39 процентов в 2009 году до 12 процентов в 2010 году. 93 процента обнаруженных лесных пожаров ликвидированы в первые три дня, что на 20 процентов выше, чем в 2009 году.
Ущерб от лесных пожаров снизился на 1,012 млрд. рублей.
Вместе с тем имеется ряд проблем по охране лесов от пожаров. Анализ сложившейся ситуации показывает несоответствие имеющихся противопожарных сил и средств, а также проводимых объемов противопожарного устройства лесных территорий потребностям охраны лесов от пожаров.
Техническое состояние лесопожарной техники, задействованной на тушении лесных пожаров, неудовлетворительное. Из списочного состава 249 единиц 117 подлежит списанию из-за полного материального износа, оставшиеся технические средства имеют износ более 70 процентов.
Отсутствуют крупные специализированные лесопожарные формирования в наиболее горимых районах края (пожарно-химические станции третьего типа).
Из-за недостатка субвенций не обеспечивается нормативная кратность авиапатрулирования (1,27) в течение всего пожароопасного сезона.
Требует решения проблема обеспечения пожарной безопасности на землях запаса. Большая часть весенних и осенних пожаров возникает от неконтролируемых пожаров на нераспределенных землях запаса, что приводит к угрозе населенных пунктов, объектов экономики и лесного фонда.
Полосы отвода железных и автомобильных дорог ежегодно являются источником повышенной пожарной опасности.
Отсутствует противопожарное обустройство полигонов войсковых частей, ежегодно с этих территорий в лесной фонд края распространяются лесные пожары.
Противопожарное обустройство арендованных лесных участков выполняется не в полном объеме.
Не соблюдаются нормы подготовки и содержания минерализованных полос вокруг населенных пунктов.
Для решения проблем охраны лесов от пожаров подготовлен проект концепции, на основании которой предусматривается разработка краевой целевой программы "Охрана лесов от пожаров на территории Хабаровского края на период 2012-2020 годов".
В целях обеспечения эффективной охраны лесов от пожаров на территории Хабаровского края Правительство края
постановляет:
1. Определить уполномоченным органом Правительства края по обеспечению пожарной безопасности в лесах и тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Российской Федерации, расположенных на территории Хабаровского края (далее - лесной фонд края), управление лесами Правительства Хабаровского края.
2. Утвердить прилагаемые:
Мероприятия по подготовке к тушению лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2011 году (далее - Мероприятия);
схему управления тушением лесных пожаров на территории Хабаровского края;
Положение о рабочей группе по организации тушения лесных пожаров на территории Хабаровского края;
состав рабочей группы по организации тушения лесных пожаров на территории Хабаровского края.
3. Управлению лесами Правительства края (Болтрушко В.М.):
3.1. Принять необходимые меры по возмещению понесенных затрат при тушении лесных пожаров в 2010 году в сумме 11,3 млн. рублей.
3.2. В срок до 15 мая 2011 г. доработать и утвердить концепцию краевой целевой программы "Охрана лесов от пожаров на территории Хабаровского края на период 2012-2020 годов".
3.3. Разработать и утвердить до 01 июля 2011 г. краевую целевую программу "Охрана лесов от пожаров на территории Хабаровского края на период 2012-2020 годов".
3.4. Организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах на землях лесного фонда края подведомственными организациями, арендаторами лесных участков и иными лицами, использующими леса.
3.5. Создать региональный диспетчерский пункт по получению информации и координации действий органов государственной власти края, органов местного самоуправления по вопросам охраны и защиты лесов, обеспечить его постоянную работу по обнаружению и тушению лесных пожаров на территории края в течение пожароопасного сезона 2011 года. Установить "телефон доверия".
3.6. В срок до 15 февраля 2011 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации организовать работу по заключению государственных контрактов на тушение лесных пожаров на землях лесного фонда края за счет субвенций федерального бюджета.
3.7. До начала пожароопасного сезона 2011 года во взаимодействии с заинтересованными министерствами края, иными органами исполнительной власти края, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, главами городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений края провести в соответствии с законодательством проверки готовности к борьбе с лесными пожарами подведомственных управлению лесами Правительства края организаций, лесопользователей, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений края, Дальневосточной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ДВЖД - филиал ОАО "РЖД") (Заиченко М.М.), филиала федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации на Дальневосточной железной дороге" (далее - филиал ФГП "ВО ЖДТ России на ДВЖД") (Шигарев В.И.), краевого государственного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог" (далее - КГУ "Хабаровскуправтодор") (Омельчук В.И.), федерального государственного учреждения "Дальуправтодор" (далее - ФГУ "Дальуправтодор") (Шарабарин А.С.), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, использующих леса, а также проверить выполнение Мероприятий, утвержденных настоящим постановлением.
3.8. Обеспечить контроль за подготовкой подведомственных организаций к пожароопасному сезону 2011 года, организацией проведения ими работ по противопожарному обустройству лесов, созданию систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а также формированию запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности, за заключением организациями, подготовившими государственные контракты на тушение лесных пожаров в лесном фонде края, договоров на работы по тушению лесных пожаров с арендаторами лесных участков и другими организациями, привлекаемыми на тушение лесных пожаров в соответствии с планами тушения пожаров.
3.9. Поручить краевым государственным учреждениям в области лесного хозяйства (далее - КГУ "Лесничество"):
3.9.1. Осуществлять контроль за организацией тушения лесных пожаров учреждениями, оказывающими услуги по тушению лесных пожаров, правильностью применяемых методов и способов тушения и обоснованностью расходов предоставляемых средств на тушение лесных пожаров.
3.9.2. Организовать взаимодействие с предприятиями, эксплуатирующими магистральные трубопроводы, по вопросам тушения лесных пожаров.
3.10. Создать единый краевой лесопожарный центр по типу краевого государственного специализированного бюджетного учреждения на базе краевого государственного учреждения "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" (далее - КГУ "ДВ авиабаза").
3.11. Провести техническое перевооружение лесопожарных подразделений, организовать шесть пожарно-химических станций третьего типа в наиболее горимых районах края.
3.12. В течение пожароопасного сезона и в период подготовки к нему совместно с Главным управлением МЧС России по Хабаровскому краю (Башкиров С.Г.) (по согласованию) осуществлять контроль за ходом подготовки и готовностью городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений края, лиц, использующих леса, предприятий и организаций, имеющих объекты в лесу, к обеспечению ими мер пожарной безопасности, в том числе по тушению лесных пожаров в пределах своих полномочий.
4. Председателю подкомиссии по предупреждению и ликвидации лесных пожаров комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Хабаровского края (Шихалёв В.М.) до наступления пожароопасного сезона провести заседание подкомиссии по состоянию готовности лесопожарных формирований края, объектов экономики к тушению лесных пожаров с привлечением представителей краевых органов власти, глав муниципальных образований края, руководителей предприятий и организаций, работающих в лесу или имеющих на территории лесного фонда края свои объекты.
5. Определить КГУ "ДВ авиабаза" (Любякин А.П.) органом представления информации о лесных пожарах в крае всем заинтересованным министерствам края, иным органам исполнительной власти края, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти согласно перечню, утвержденному управлением лесами Правительства края.
6. Предложить руководителям государственных природных заповедников и федерального государственного учреждения "Национальный парк "Анюйский" в целях координации действий лесопожарных служб различных ведомств и объективной оценки лесопожарной ситуации в лесах на особо охраняемых природных территориях обеспечить проведение противопожарных мероприятий, тушение лесных пожаров и своевременное представление информации о них в краевой диспетчерский пункт по получению информации и координации действий органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам охраны и защиты лесов в КГУ "ДВ авиабаза".
7. Предложить органам местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений края:
- обеспечить защиту населенных пунктов от лесных пожаров и земель лесного фонда от пожаров, возникших на землях муниципальных образований;
- организовать оказание медицинской помощи населению при возможной его эвакуации из пожароопасных районов путем развертывания учреждениями здравоохранения муниципальных образований края временных медицинских пунктов, оснастив их необходимыми медицинскими средствами;
- предусмотреть в бюджетах муниципальных образований края расходы на охрану и защиту лесов, находящихся в муниципальной собственности, и заключить договоры с организациями, получившими право на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, иными организациями на проведение профилактических противопожарных мероприятий и тушение лесных пожаров;
- обеспечить проведение противопожарных мероприятий и тушение лесных пожаров на землях запаса, находящихся в муниципальной собственности;
- организовать среди населения пропаганду соблюдения правил пожарной безопасности в лесах с использованием местных и краевых средств массовой информации;
- по согласованию с КГУ "Лесничество" принимать решения о проведении в целях профилактики контролируемого выжигания сухих горючих материалов по границам муниципальных земель и земель лесного фонда края.
8. КГУ "ДВ авиабаза" совместно с предприятиями - владельцами воздушных судов, задействованных в авиационной охране лесов от пожаров:
- обеспечить бесперебойную работу самолетов и вертолетов, арендованных в соответствии с договорами об авиалесоохранных работах;
- для выполнения авиалесоохранных работ подготовить экипажи вертолетов МИ-8 с правом транспортировки грузов на внешней подвеске и высадки людей на спусковых устройствах, а также для работы по доставке воды в мягких емкостях и водосливных устройствах на внешней подвеске;
- в базовых аэропортах авиапредприятий и КГУ "ДВ авиабаза" иметь в наличии необходимый резерв авиатоплива для проведения авиалесоохранных работ.
9. Рекомендовать арендаторам лесных участков, владельцам земельных категорий, граничащих с землями лесного фонда или на которых расположены леса, заключить с КГУ "ДВ авиабаза" договоры на мониторинг пожарной опасности в лесах.
10. Предложить командующему Восточным военным округом Сиденко К.С.:
- обеспечить противопожарную безопасность лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, стрельбищ, полигонов, иных объектов, проложив по их границе с землями лесного фонда края минерализованные полосы;
- в период высокой пожарной опасности по представлению Правительства края принимать решение об ограничении проведения учений и полетов военной авиации с применением боевых стрельб, бомбометаний;
- иметь в готовности силы и средства для использования при тушении лесных пожаров, возникших в результате стрельб, а также вблизи военных объектов и населенных пунктов.
11. Рекомендовать Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (Титков П.Ф.) обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации с ходатайством о необходимости оказания содействия государственным природным заповедникам и другим особо охраняемым природным территориям федерального значения, расположенным на территории края, в решении вопроса о выделении из федерального бюджета дополнительного финансирования на выполнение профилактических противопожарных мероприятий и работ по тушению лесных пожаров и заключения ими соответствующих договоров с организациями, заключившими государственные контракты на тушение лесных пожаров в лесном фонде края.
12. Рекомендовать руководителям ФГУ "Дальуправтодор", КГУ "Хабаровскуправтодор" в соответствии с пунктом 20 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 149, обеспечить в период временного ограничения движения по автомобильным дорогам, связанного с весенней распутицей, безвозмездный и беспрепятственный пропуск автотранспорта организаций, подведомственных управлению лесами Правительства края, и иных организаций, доставляющих людей, противопожарное имущество, оборудование, средства пожаротушения к местам тушения лесных пожаров и обратно к местам их постоянного базирования, а также доставку авиатоплива в авиаотделения или места заправки воздушных судов.
13. Рекомендовать руководителю открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" Торгашину Е.В. в течение пожароопасного периода:
13.1. Принять меры по обеспечению бесперебойной работы средств связи в организациях, задействованных в выполнении работ по тушению лесных пожаров, в соответствии со списком, представленным управлением лесами Правительства края.
13.2. На случай аварийных ситуаций, возникших на объектах связи, сформировать ремонтно-восстановительные бригады и принимать необходимые меры для оперативного устранения повреждений в работе средств связи.
14. Рекомендовать руководителям ДВЖД - филиалу ОАО "РЖД", филиалу ФГП "ВО ЖДТ России на ДВЖД":
14.1. Своевременно принимать меры по ликвидации возникших в полосе отвода железной дороги лесных пожаров, в том числе распространившихся на прилегающие территории, в пределах тактико-технических возможностей пожарных поездов.
14.2. Предусмотреть в необходимых количествах в местах базирования пожарных поездов резерв специализированного подвижного состава для оперативной доставки тяжелой автотракторной техники для тушения лесных пожаров к местам крупных лесных пожаров и обеспечивать ее незамедлительную доставку по представлению рабочей группы по организации тушения лесных пожаров на территории Хабаровского края (далее - Рабочая группа).
14.3. Обеспечивать своевременную подачу пожарных поездов к местам возникновения лесных пожаров для их тушения по представлению Рабочей группы и (или) управления гражданской защиты Правительства края.
14.4. Создать мобильные группы пожаротушения численностью 5 - 10 человек для тушения возникающих лесных пожаров в полосе отвода железной дороги, оснастив их средствами тушения пожаров.
14.5. Обеспечить эксплуатацию тепловозов с исправными искрогасителями.
14.6. Согласовывать с управлением лесами Правительства края график движения рельсошлифовального поезда и осуществлять эти работы во взаимодействии с КГУ "Лесничество" и управлением лесами Правительства края.