ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2007 года № 124-пр
Об экологической ситуации в Хабаровском крае
и мерах по ее улучшению
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 14 октября 2013 года N 334-пр
__________________________
Заслушав доклад заместителя Председателя Правительства края - министра природных ресурсов края Почеревина Г.Е., Правительство края отмечает, что в крае проводится значительная работа по обеспечению эффективного использования природных ресурсов, охране и улучшению качества окружающей среды, формированию благоприятных условий жизнедеятельности населения края, сохраняется баланс между состоянием экологии и развитием экономики.
Создание в крае благоприятного инвестиционного климата, постоянная работа по решению ключевых проблем позволили обеспечить значительный рост темпов развития отраслей экономики края и создали экономические возможности для расширения внедрения современных технологий и оборудования, обеспечивающих эффективное природопользование и снижающих негативное воздействие на окружающую среду в ходе хозяйственной деятельности.
За последние пять лет непосредственные затраты на охрану окружающей среды возросли до 2,7 млрд. рублей, что составляет 1,4 процента от ВРП и соответствует общероссийским показателям. Свыше половины всех средств, инвестированных в развитие экономики края за 2001 - 2006 годы, направлены на реализацию проектов, положительно влияющих на состояние экологической ситуации в крае.
Более высокими темпами развиваются отрасли, занимающиеся добычей и переработкой ресурсов, среднегодовой коэффициент обновления основных фондов которых составил 18 процентов против 9,6 процента в целом по промышленности.
В лесной промышленности за 2001 - 2006 годы заготовка древесины с применением агрегатной колесной техники, обеспечивающей более высокую сохранность подроста и производительность труда, выросла до 52 процентов и к 2010 году составит около 80 процентов. Объем лесоматериалов, направленных на переработку, увеличился в 2,4 раза при росте объемов заготовки древесины в 1,2 раза и к 2010 году его доля составит не менее 50 процентов.
Планируемый на 2007 - 2010 годы ввод предприятий по переработке лесопродукции обеспечит вовлечение в производство практически всей низкотоварной древесины и отходов.
В горной промышленности идет процесс увеличения добычи рудного золота, значительно уменьшающий негативное воздействие на окружающую среду при добыче металла, доля которого за последние десять лет возросла с 22 до 66 процентов. Расширяется внедрение на рудных объектах сухого способа складирования "хвостов", что позволит на 75 процентов уменьшить сброс загрязненных вод.
Внедрение современных технологий позволило в 1,8 раза увеличить выпуск высококачественного бензина.
В крае последовательно осуществляются программы централизованной электрификации и газификации производственной и социальной сферы, способствующие снижению вредных выбросов в атмосферу. Эти меры позволили за 2001 - 2006 годы сократить использование в крае мазута на 9 процентов, а угля - на 21 процент. К 2010 году потребление этих топливных ресурсов уменьшится на 36 - 38 процентов. Снижению концентрации вредных веществ в атмосфере городов способствует проводимая работа по улучшению транспортной инфраструктуры.
Реализуются меры по улучшению водоснабжения населения, очистки стоков. Построены дамбы по регулированию водотока в районе города Хабаровска, приобретены сорбенты и оборудование для более глубокой очистки вод, создан краевой центр экологического мониторинга. Проводится работа по строительству Тунгусского водозабора подземных вод для г. Хабаровска и реконструкции Амурского водозабора в г. Комсомольске-на-Амуре. Ввод в эксплуатацию этих объектов позволит увеличить обеспечение населения края водой из подземных источников с 37 до 78 процентов. Создан межрегиональный координационный комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амура, готовится к заключению межправительственное соглашение с Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в области охраны и использования трансграничных водотоков.
В целях сохранения природных комплексов за последние пять лет площадь особо охраняемых природных территорий увеличилась на 1 млн. гектаров и составляет 7,3 процента от территории края. Объем лесовосстановительных работ в 1,8 раза превышает ежегодную площадь сплошных рубок. В 2005 году создана краевая служба охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий.
Осуществленные за 2001 - 2006 годы меры по повышению эффективности использования природных ресурсов и охраны окружающей среды способствовали в целом улучшению экологической ситуации в крае.
В расчете на единицу добавленной стоимости объем выбросов в атмосферу сократился на 30 процентов и составляет 109 килограммов на одного человека против 135 килограммов в среднем по Дальневосточному региону; а объем сброса сточных вод соответственно уменьшился на 58 процентов и составляет 156 куб. метров на одного человека.
Удельная энергоемкость краевого ВРП снизилась со 100 до 60 тонн условного топлива на 1 тыс. рублей ВРП.
В крае налажена переработка отходов оловорудных месторождений, ртутьсодержащих отходов, шламов металлургического производства, иловых остатков сточных вод, полимеров. Объем продукции, производимой с использованием вторичных ресурсов, возрос в 2,2 раза.
Вместе с тем имеющиеся в крае экономические и правовые возможности улучшения экологической ситуации и создания более благоприятных условий жизнедеятельности населения используются недостаточно.
Несмотря на значительные темпы экономического развития, вызывающие увеличение расходов топлива, использования водных и других ресурсов, рост отходов на многих предприятиях транспорта, энергетики, угольной промышленности, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, затраты на осуществление мер по предотвращению негативных воздействий на окружающую среду неадекватны росту производства. В результате в крае происходит ухудшение ряда основных параметров, характеризующих состояние окружающей среды.
За последние десять лет объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет автомобильного транспорта возрос в 2 раза, доля транспортной составляющей в общем объеме выбросов увеличилась с 38 до 62 процентов. Проблемной остается очистка воздуха от газообразных и жидких выбросов от стационарных источников, из которых улавливается менее 4 процентов загрязняющих веществ.
Крайне серьезной остается проблема обеспечения населения края качественной питьевой водой, которая особенно обострилась в результате аварии на химическом комбинате в Китайской Народной Республике в ноябре 2005 г., приведшей к дополнительному загрязнению реки Амура, обеспечивающей потребности в питьевой воде 63 процента жителей региона.
Администрациями городских округов и муниципальных районов края, предприятиями жилищно-коммунального хозяйства недостаточно выделяется средств на развитие и обеспечение надежности водопроводных сетей, износ которых составляет более 70 процентов. При нормативной величине замены сетей 4 процента в год от общей протяженности ежегодно в крае ремонтируется около 1 процента. Потери в системах водоснабжения достигают 30 процентов. Особенно острой проблемой остается состояние очистных сооружений канализации, многие из них вследствие устарелости технологий неспособны осуществлять достаточную очистку. В результате удельный вес сбрасываемых загрязненных стоков, из которых 96 процентов приходится на реку Амур, остается значительным.
Недостаточно активно решают вопросы утилизации отходов предприятия горной промышленности и теплоэнергетики, на территориях муниципальных образований отсутствуют обустроенные в соответствии с санитарными правилами места размещения бытовых отходов.
В ходе проводимой в стране административной реформы краю переданы значительные полномочия, способствующие обеспечению более рационального природопользования и усилению охраны окружающей среды в регионе. Однако многие полномочия не обеспечены достаточным финансированием из федерального бюджета, что приводит к ухудшению существующей в крае экологической ситуации.
Имеющиеся проблемы в экологии являются одним из основных факторов, негативно влияющих на состояние здоровья населения края.
В целях поддержания устойчивого баланса между развитием экономики и состоянием окружающей среды, обеспечения улучшения экологической ситуации, создания комфортных условий для проживания населения в крае Правительство края
постановляет:
1. Признать проводимую в крае работу по обеспечению экологической безопасности, сохранности окружающей среды и рациональному использованию ресурсов для развития экономики и социальной сферы недостаточной.
2. Утвердить прилагаемые:
Концепцию экологического развития Хабаровского края на 2007 - 2010 годы;
Мероприятия по реализации Концепции экологического развития Хабаровского края на 2007 - 2010 годы;
Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Хабаровском крае до 2010 года;
Целевые показатели экологического развития Хабаровского края;
Целевые показатели объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на территории Хабаровского края;
Целевые показатели объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты на территории Хабаровского края;
Прогноз ввода в городских округах и муниципальных районах Хабаровского края обустроенных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства мест размещения твердых бытовых отходов.
3. Отраслевым министерствам и ведомствам края:
3.1. В срок до 01 сентября 2007 г. совместно с курируемыми предприятиями определить комплекс практических мер, обеспечивающих соблюдение экологических требований при развитии и совершенствовании производств, определенных постановлениями Губернатора и Правительства края, указанными в приложении к настоящему постановлению, и целевых показателей, утвержденных пунктом 2 настоящего постановления, обеспечить постоянный контроль за их реализацией.
3.2. В течение 2007 года проанализировать на курируемых предприятиях работу по внедрению малоотходных и ресурсосберегающих технологий, снижающих потребление ресурсов и уменьшающих негативное влияние на состояние окружающей среды, рассмотреть на коллегиях министерств и ведомств итоги этой работы и пути ее улучшения.
4. Министерству природных ресурсов края (Почеревин Г.Е.):
4.1. Совместно с министерством лесной промышленности края (Шихалев В.М.) продолжить работу по содействию формирования в крае крупных лесопромышленных структур, способных выполнить весь комплекс работ, обеспечивающих неистощительное и эффективное использование лесных ресурсов.
4.2. Совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти продолжить работу по заключению межправительственного российско-китайского соглашения о сотрудничестве в области охраны и совместного использования трансграничных водотоков.
4.3. Совместно с министерством экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.):
4.3.1. В срок до 01 декабря 2007 г. подготовить и внести на рассмотрение Губернатора края предложения по разработке комплексной программы экологического оздоровления реки Амура.
4.3.2. Активизировать работу с соответствующими федеральными органами исполнительной власти по обеспечению поступления из федерального бюджета в полном объеме субвенций на исполнение переданных краю полномочий в области использования и охраны природных ресурсов.
4.4. Совместно с управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (Белобородько С.Д.), Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (Шведов А.В.) завершить в 2007 году формирование краевых служб, обеспечивающих охрану объектов животного и растительного мира, особо охраняемых природных территорий края.
4.5. Совместно с министерством образования края (Базилевский А.А.), комитетом по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края (Ачимов О.Г.), комитетом по молодежной политике Правительства края (Приходько В.С.):
4.5.1. В срок до 01 июля 2007 г. подготовить и внести на рассмотрение Губернатора края предложения по созданию рабочей группы по развитию экологического образования и просвещения населения края.
4.5.2. В срок до 01 сентября 2007 г. разработать мероприятия по повышению уровня экологического просвещения населения и, в первую очередь, молодежи.
5. Межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу (Полещук А.Н.) принимать меры по выполнению субъектами хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по достижению нормативов в области охраны окружающей среды, внедрению наилучших существующих технологий.
6. Главам городских округов и муниципальных районов края совместно с органами государственной власти края:
6.1. Разработать комплекс мер по достижению целевых показателей качества окружающей среды, утвержденных пунктом 2 настоящего постановления.
6.2. При определении структуры и штатной численности органов местного самоуправления исходить из необходимости сохранения и развития системы управления и контроля в области охраны окружающей среды на территориях муниципальных образований.
6.3. В срок до 01 января 2008 г. разработать меры по обустройству санкционированных мест размещения отходов производства и потребления, утвердить порядок сбора отходов на территории муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды.
6.4. Оказывать содействие предприятиям, специализирующимся в области утилизации отходов, в создании сети пунктов приема вторресурсов и расширении производства продукции из вторичного сырья.
6.5. При утверждении схем территориального планирования, правил землепользования и застройки межселенных территорий, утверждении подготовленной на основе схемы территориального планирования документации по планировке территории учитывать необходимость сохранения целостности природных комплексов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности населения.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра природных ресурсов края Почеревина Г.Е.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Ишаев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства края
от 27 июня 2007 года N 124-пр
Своеобразие Хабаровского края заключается в наличии уникальных природных комплексов, обусловленных разнообразием ландшафтов, смешением различных типов растительности и животного мира. Большая протяженность территории, сложный рельеф, выраженная высотная поясность, разнообразие биотопов - от горных тундр до широколиственных лесов и влажных лесостепей, особенности климата предопределяют высокую степень биоразнообразия.
Негативные последствия использования природных ресурсов в крае, который часто называют ресурсным регионом, концентрация перерабатывающих отраслей промышленности, наличие на сопредельных территориях КНР большого количества промышленных и сельскохозяйственных предприятий, несовершенство систем очистки сбросов, выбросов, размещения отходов как в крае, так и на соседних территориях наносят значительный ущерб окружающей среде и создают неблагоприятные условия жизнедеятельности для населения.
Соблюдение баланса между сохранением окружающей среды и развитием экономики является стратегическим направлением деятельности Правительства края и занимает приоритетное место в обеспечении экологически устойчивого развития края.
В Концепции экологического развития края на 2007 - 2010 годы изложено современное состояние отдельных компонентов окружающей среды в крае, основные проблемы и предложены пути их возможного решения.
Одним из главных показателей качества окружающей среды, непосредственным образом влияющим на здоровье и комфортность жизни людей, является атмосферный воздух.
По результатам проводимого мониторинга, состояние загрязнения воздушного бассейна таких городов, как Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, оценивается как высокое и очень высокое, неблагоприятное для здоровья людей.
Основными соединениями, загрязняющими атмосферу г. Хабаровска являются оксиды азота, оксид углерода, формальдегид, бенз(а)пирен. В отдельные периоды локально по городу образовывались очаги загрязнения аммиаком, толуолом, бензолом, фенолом, углеводородами. За последние пять лет среднемесячные концентрации бенз(а)пирена превышают ПДК в 3 - 4 раза, достигнув максимальной концентрации в 2006 году равной 4,9 ПДК. Особенно большое количество бенз(а)пирена поступает с выбросами мелких котельных, поэтому наметившаяся в последние годы тенденция к их строительству может повлечь за собой рост концентрации бенз(а)пирена в атмосферном воздухе города. Основным загрязнителем воздушного бассейна г. Хабаровска диоксидом азота и оксидом углерода является автомобильный транспорт. Максимальные разовые концентрации данных загрязнителей ежегодно превышают предельно допустимую норму в 4 - 5 раз. Повторяемость концентраций выше 1 ПДК по диоксиду азота достигает до 26,5 процента. Периодическая высокая задымленность города, связанная с лесными пожарами, усиливает загрязнение атмосферного воздуха в 2 - 4 раза, содержание сажи соответствует 2 - 3 ПДК. Из специфических примесей воздух более всего загрязнен формальдегидом, одним из источников которого также являются выбросы от автотранспорта.
Атмосфера г. Комсомольска-на-Амуре значительно загрязнена окислами азота, основным источником которых являются отработанные газы автотранспорта. В 2006 году по сравнению с 2005 годом несколько снизилось среднегодовое содержание диоксида азота, максимальная разовая концентрация достигала 3 ПДК. Повторяемость концентраций, превышающих ПДК, равна 36 процентам в местах с интенсивным движением автотранспорта. Среднемесячные концентрации бенз(а)пирена превышали допустимую норму, достигая в зимний период до 5,9 ПДК в промышленной зоне. Из-за воздействия выбросов промышленных предприятий атмосфера города значительно загрязнена специфическими веществами, в том числе формальдегидом - 4,9 ПДК, фенолом - 3,9 ПДК. Загрязнение аммиаком, хромом (VI), тяжелыми металлами незначительное, но в промышленной зоне содержание этих примесей значительно выше. Город Комсомольск-на-Амуре включен в приоритетный список городов России с наивысшим уровнем загрязнения воздуха.
В пос. Чегдомын многочисленные котельные с низкими трубами создают повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами, диоксидом азота и диоксидом серы, о чем свидетельствуют результаты анализа снежного покрова и наблюдений на стационарном посту за загрязнением атмосферного воздуха. Также повышенный уровень загрязнения воздуха в поселке в течение года формируют бенз(а)пирен (максимальная разовая концентрация 5 ПДК), формальдегид (максимальная разовая концентрация 7,8 ПДК) и пыль (максимальная разовая концентрация 8 ПДК).
Таким образом, проблему загрязнения атмосферного воздуха в изучаемых городах на территории Хабаровского края определяют, главным образом, высокие концентрации основных примесей - взвешенных веществ, диоксида азота, бенз(а)пирена. Специфическими примесями загрязнение ниже, за исключением формальдегида.
Влияние на уровень загрязнения атмосферы в городах в 2001 - 2006 годах также оказали чрезвычайные ситуации, связанные с трансграничным переносом взвешенных веществ со стороны Китая, ежегодными лесными пожарами на значительной территории Хабаровского края. По данным стационарных наблюдений, в пожароопасный период уровень загрязнения основными примесями возрастает в 2 - 6 раз.
Кроме того, степень загрязненности атмосферного воздуха в различные сезоны зависит от приземных инверсий. В переходные сезоны (весной и осенью) устанавливается устойчивый западный перенос воздуха. Поэтому весной и осенью (апрель - май, октябрь - ноябрь) повторяемость умеренных и сильных ветров значительно увеличивается, застойных процессов не происходит и, как следствие, не накапливаются загрязняющие вещества в воздухе.
Зимой в континентальных районах (особенно в декабре - январе) преобладает антициклональный тип погоды со слабыми ветрами, инверсиями и, как следствие, туманами. Такие процессы препятствуют перемешиванию воздуха и способствуют накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы.
Летом, несмотря на малоподвижность атмосферной циркуляции и частное образование туманов и инверсий в приземном слое, длительные застойные процессы, приводящие к устойчивым периодам загрязнения приземного воздуха, происходят реже. Днем термическая конвекция создает турбулентность воздуха, что приводит к рассеиванию загрязняющих веществ в приземном слое. Дожди также способствуют очищению воздуха.