Решение для управления процессами
производственной безопасности


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2010 года N 398-пр


Об утверждении Концепции проекта "Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 годы)"



В целях реализации постановления Правительства Хабаровского края от 22 августа 2010 г. N 234-пр "Об итогах работы за первое полугодие 2010 г. и основных задачах по развитию экономики Хабаровского края до конца года", а также в целях ускорения освоения острова Большой Уссурийский на условиях частно-государственного партнерства Правительство края*

________________

*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 23 августа 2010 г.". - Примечание "КОДЕКС".

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию проекта "Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 годы)" (далее также - Концепция);

План первоочередных мероприятий по реализации Концепции проекта "Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 годы)" на 2010-2012 годы.

2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края в пределах своей компетенции по вопросам развития острова Большой Уссурийский руководствоваться Концепцией.

3. Рекомендовать Мэру городского округа "Город Хабаровск" Соколову А.Н., главе Хабаровского муниципального района Алешко В.А. при разработке муниципальных программ развития учитывать положения Концепции.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-Губернатора края Щетнёва С.В.



Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 31 декабря 2010 года N 398-пр

КОНЦЕПЦИЯ
проекта "Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 годы)"


1. Введение

  

   Настоящая концепция проекта "Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 годы)" (далее - Концепция) разработана на основании поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Губернатора края, Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы), постановления Правительства Хабаровского края от 23 августа 2010 г. N 234-пр "Об итогах работы за первое полугодие 2010 г. и основных задачах по развитию экономики Хабаровского края до конца года", а также Меморандума от 11 сентября 2009 г. о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и освоения острова Большой Уссурийский, подписанного руководителями правительств Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян (КНР).

Концепция была разработана обществом с ограниченной ответственностью "Финансовый и организационный консалтинг", г. Москва. По результатам ее рассмотрения в Министерстве регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион) было рекомендовано доработать Концепцию с учетом туристско-рекреационной направленности развития острова.

Доработкой Концепции с учетом рекомендаций занималось краевое автономное учреждение "Институт развития Дальнего Востока". Презентация проекта состоялась на заседании экспертного совета при Минрегионе и на VІ Байкальском экономическом форуме в г. Иркутске.

Минрегионом принято решение о включении комплексного проекта "Развитие острова Большой Уссурийский" в перечень приоритетных региональных инвестиционных проектов. Таким образом, проект имеет необходимую поддержку на федеральном уровне.

В соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края от 24 июня 2010 г. N 332-р "Об утверждении состава рабочей группы по проработке регионального проекта "Комплексное развитие острова Большой Уссурийский" Концепция была рассмотрена и одобрена на заседаниях рабочей группы по разработке приоритетного регионального проекта "Комплексное развитие острова Большой Уссурийский".


2. Обоснование соответствия целей и задач Концепции целям
и задачам социально-экономического развития Хабаровского края

В соответствии со Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р, одним из направлений социально-экономического развития края является развитие транспортной и туристско-рекреационной инфраструктуры в районе острова Большой Уссурийский.

2.1. Общая информация об острове Большой Уссурийский

Остров Большой Уссурийский находится в западной части ближайшего пригорода г. Хабаровска и является одним из самых крупных в этом районе. Территория острова имеет вытянутую форму с запада на восток протяженностью 38 км и максимальной шириной 10 км.

Берега Большого Уссурийского острова омываются р. Амуром, которая разделяется островом на два больших рукава: северный и южный. Северный рукав является главной частью р. Амура, по нему вдоль острова проходит граница с Еврейской автономной областью. Южный рукав получил название Амурской протоки. Остров на востоке отделяется им от Хабаровска со средней шириной в этом месте - 1 км. Западную часть Амурской протоки до устья р. Уссури, которая сейчас полностью находится на территории Китая, принято называть протокой Казакевичева.

В июле 2008 г. было подписано дополнительное соглашение о границе, предусматривающее передачу Китаю острова Тарабаров, а также разделение Большого Уссурийского острова на российскую и китайскую части.

На российской части острова Большой Уссурийский располагаются земли городского округа "Город Хабаровск", четырех сельских поселений Хабаровского муниципального района (Корсаковское, Осиновореченское, с. Бычиха, с. Казакевичево) и межселенные территории Хабаровского муниципального района.

Остров имеет большое рекреационное значение. На территории, принадлежащей Российской Федерации, находятся православная часовня, 16 тыс. дачных участков, сельхозпредприятие, два дома отдыха и три спортивно-туристических лагеря. Помимо этого, на острове находится погранзастава. Через остров также проходит трасса взлета и захода на посадку самолетов. В восточной части острова расположен пос.(Чумка) с населением около 400 человек, административно относящийся к г.  Расстояние от пос. Уссурийский до центра г. Хабаровска составляет три километра через р. Амур.

На территории острова обитают ценные пушные виды животных, копытные, боровая и водоплавающая дичь. Имеются виды, занесенные в Красные книги Международного союза охраны природы, России и Хабаровского края, в том числе дальневосточный белый аист, черный аист, черный и даурский журавли, орлан-белохвост, мандаринка, большая белая и рыжая цапли, скопа, дальневосточная кожистая черепаха и другие.

В р. Амуре, его протоках и в пойменных озерах много рыбы. Среди них охраняемые виды - черный амур, китайский окунь (ауха), сом Солдатова, желтощек, черный амурский лещ, пестрый толстолобик, мелкочешуйный желтопер. Около острова проходит миграция осенней кеты и миноги.

Связь с поселком и дачными участками летом осуществляется теплоходами, а зимой прокладывается ледовая переправа. С 2002 года осуществляется возведение наплавного автодорожного понтонного моста через Амурскую протоку, который обеспечивает в период навигации транспортное сообщение между г. Хабаровском и российской частью острова Большой Уссурийский.

2.2. Цель и задачи реализации Концепции

Цель Концепции - создание на острове Большой Уссурийский туристско-рекреационного комплекса международного значения, сочетающего экономическую эффективность с принципами устойчивого использования острова в интересах России и Китая.

Достижение поставленной цели будет осуществляться путем решения задач по созданию на территории острова Большой Уссурийский совокупности взаимоувязанных объектов и сооружений соответствующего функционального назначения:

- инфраструктурное освоение территории острова (включая объекты транспортной инфраструктуры, двусторонний грузопассажирский постоянный автомобильный пункт пропуска через государственную границу, логистические объекты, инженерные коммуникации);

- формирование туристско-рекреационного комплекса, включая решение экологических вопросов (туристические и видовые объекты, объекты "зеленой" энергетики, водозащитные сооружения);

- формирование производственно-коммерческих объектов (торговые объекты, конгрессно-выставочный комплекс);

- создание условий для формирования на острове постоянного населения (жилая застройка, социальная и коммунальная инфраструктура).

Развитие туристско-рекреационной инфраструктуры острова позволит обеспечить к 2020 году:

- увеличение туристического потока на остров с КНР до 1,5 млн. человек в год;

- рост внутреннего туристического потока края с 345 тыс. человек в год до 575 тыс. человек в год;

- прирост доходов от туризма на 2,1 млрд. рублей в год.

Активное внимание со стороны России и Китая к освоению территории острова Большой Уссурийский в большей степени связано с необходимостью максимально использовать имеющиеся возможности для развития приграничного сотрудничества, обмена технологиями, а также развития социально-экономического потенциала региона.

В соответствии с планами китайской стороны предполагается создание государственного заповедника, объектов туристско-рекреационной сферы, ботанического сада, гостиничных комплексов, торговых центров, пограничного перехода. Также предполагается создание объектов транспортной и инженерной инфраструктуры. Кроме того, на коренном берегу - в уезде Фуюань ведется масштабное строительство объектов рекреационной сферы, сооружен понтонный мост, начато строительство постоянного мостового перехода.


3. Актуальность Концепции

Уникальные природные ресурсы острова Большой Уссурийский и прилегающей акватории не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для создания на острове зоны туристско-рекреационного типа.

Высокий уровень конкуренции со стороны приграничной территории соседнего государства требует наличия программы перспективного развития острова, координации усилий и концентрации ресурсов федеральных, региональных органов власти, участия российских и зарубежных инвесторов.

Комплексный подход необходим для обеспечения сбалансированности и последовательности решения стоящих задач, создания эффективного механизма координации и решения проблем, определенных Концепцией.

Комплексное развитие острова Большой Уссурийский через механизмы реализации, предусмотренные в Концепции, будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, созданию условий для активного отдыха жителей края и туристов.

Понимая выгоды и необходимость симметричного подхода к хозяйственному освоению российской части острова Большой Уссурийский, Правительство края определило приоритетным туристско-рекреационное направление развития острова.

Освоение территории острова Большой Уссурийский обусловлено:

- необходимостью эффективного использования возможностей для развития интеграционных связей с Китаем, предоставляемые форматом "один остров - две страны";

- дефицитом в непосредственной близости к г. Хабаровску туристско-рекреационных объектов для обеспечения потребностей жителей города и туристов в местах активного отдыха;

- хозяйственной деятельностью России и Китая в бассейне р. Амура. Географическое и пограничное положение острова Большой Уссурийский открывает следующие возможности стратегического развития:

- создание социальных и коммерческих объектов рекреационной и развлекательной направленности, ориентированных на обслуживание населения г. Хабаровска и Хабаровского района;

- создание коммерческих объектов, ориентированных на обслуживание транзитных грузопотоков.

Указанные возможности являются в определенной степени взаимодополняющими. При грузообороте, не превышающем 2 млн. тонн в год, развитие рекреационной и транспортно-логистической составляющей на острове может осуществляться бесконфликтно. Однако в случае превышения указанного уровня грузопотоков развитие рекреационно-оздоровительного направления будет сдерживаться ввиду затрудненной транспортной доступности острова для отдыхающих и возрастающих негативных экологических эффектов. Поэтому при планировании развития острова транспортно-логистическое направление будет удерживаться в рамках, не препятствующих реализации целей и задач Концепции.


4. Концептуальные решения по развитию территории

В целях наиболее эффективного использования финансовых ресурсов, сокращения сроков реализации, все мероприятия Концепции разделены на три этапа. На первом этапе реализации Концепции предусмотрено создание транспортной инфраструктуры, на втором этапе - развитие западной части территории острова, на третьем - развитие восточной части острова.

При проведении зонирования территории острова условно выделены три ключевых зоны (приложение N 1):*

_________________

*Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание “КОДЕКС”.

- Деловая зона, расположенная в западной части острова, включая территорию укрепительного района и зону пункта пропуска;

- Рекреационная зона, расположенная рядом с Деловой зоной вдоль побережья р. Амура;

- Жилая зона, расположенная в северо-восточной части острова.

Инфраструктурные объекты и объекты жилищного строительства, создаваемые в рамках реализации Концепции, будут ориентированы на потребности развития данных зон.

Общая логика размещения объектов на острове выстроена по принципу "запад - восток": на западной части острова расположена Деловая зона, а по мере смещения к востоку острова бизнес - объекты уступают место развлекательным, оздоровительным и жилищным объектам.

Земли, на которых предполагается расположение объектов Рекреационной и большей части Деловой зон, в настоящее время находятся в сельскохозяйственном обороте. Для целей реализации Концепции предполагается выведение порядка 250 гектаров сельскохозяйственных земель и передача их под строительство коммерческих и спортивно-оздоровительных объектов.

Деловая зона. В западной части острова планируется создание Деловой зоны - транспортно-логистических объектов и бизнес - объектов. Компактное размещение объектов, близость к двустороннему грузопассажирскому постоянному пункту пропуска через государственную границу, а также к основным транспортным артериям наиболее оптимальны с точки зрения, как удобства основных потребителей услуг, так и поддержания экологического баланса на остальной части территории острова.

На первом этапе здесь планируется реконструкция и капитальный ремонт объектов, расположенных на территории укрепительного района в целях создания:

- жилых домов для проживания сотрудников пункта пропуска;

- гостиницы для проживания водителей и туристов;

- мест общественного питания;

- офисов строительных и сервисных организаций и мест проживания для их сотрудников;

- объектов социальной инфраструктуры (магазина, детского сада, школы и т.д.).

Создание объектов на базе существующей инфраструктуры позволит: во-первых, сократить сроки реализации мероприятий в рамках Концепции; во-вторых, существенно сократить затраты на строительство и, соответственно, повысить эффективность Концепции.

На втором этапе в Деловой зоне планируется создание:

- логистического центра;

- бизнес - центра;

- Восточно-азиатского центра делового сотрудничества (далее также - ВА ЦДС).

Кроме того, в деловой зоне планируется размещение 50 таун-хаусов, ориентированных на проживание персонала строящихся объектов, стационарный пост мониторинга трансграничного загрязнения вод р. Амура. Таким образом, Деловая зона станет максимально удобна и эффективна для развития российско-китайского делового сотрудничества.

Объекты Деловой зоны будут выполнены в едином современном стиле с использованием передовых концептуальных, конструктивных и технологических решений. В частности:

- эргономичных планировочных решений;

- современного остекления фасадов;

- энергоэффективных систем обслуживания зданий;

- современных систем сбора и обработки твердых бытовых отходов (далее - ТБО).

Рекреационная зона. Большую часть объектов Рекреационной зоны планируется разместить вдоль берега р. Амура рядом с Деловой зоной в целях обеспечения наиболее комфортных условий для посещения туристов. Здесь будут размещены: на первом этапе - дебаркадер, на втором - причал для приема прогулочных катеров, билетные кассы для туристов, а также начало конного маршрута, который будет проложен по всей территории Рекреационной зоны.

Таким образом, объекты Деловой зоны гармонично продолжают объекты Рекреационной зоны, также выполненные в современном стиле. Далее по мере смещения на восток архитектурно и тематически будут воспроизводиться историко-этнографические сооружения. Рядом с аквапарком и торгово-развлекательным и культурным центром планируется поселок таун-хаусов, далее будет размещен гостиничный комплекс, выполненный в деревенском стиле, который будет продолжен парком "Русские забавы". Этнографический центр коренных народов Амура "Гольдская деревня", расположенный на востоке Рекреационной зоны, будет граничить со спортивно-оздоровительной зоной и конноспортивным центром.