Действующий

О ходе выполнения федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" в Хабаровском крае


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Хабаровского края

Решение коллегии

от 30 сентября 2003 года N 3/1


О ходе выполнения федеральной целевой программы
"Развитие единой образовательной информационной среды
(2001-2005 гг.)" в Хабаровском крае



Заслушав и обсудив доклад Флейдер Н.Г., заведующей сектором информатизации министерства образования края, коллегия министерства образования края отмечает, что в системе образования края проводится целенаправленная работа по выполнению мероприятий федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды".

Во исполнение решения коллегии от 27.02.2002 N 1/1 "О выполнении решения коллегии комитета общего образования администрации края от 18.12.1998 N 7 "Об утверждении программы информатизации системы общего образования Хабаровского края" и основных направлениях краевой политики в области информатизации системы образования края на период до 2005 года" осуществляется комплекс программных мероприятий, направленных на внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием.

Поставка аппаратно-программных средств в образовательные учреждения, осуществляемая в 2001-2003 годах на условиях долевого софинансирования из федерального и краевого бюджетов, позволила существенно улучшить показатели оснащенности сельских, городских и поселковых школ, детских домов и учреждений начального профессионального образования края компьютерной и телекоммуникационной техникой.

В целях преодоления неравномерности компьютерного обеспечения образовательных учреждений между городами и районами края ежегодно дополнительно выделяются из краевого бюджета целевые средства на дооснащение сельских, поселковых и городских школ компьютерным оборудованием и системным программным обеспечением.

В результате принимаемых мер по укреплению материальной базы процессов информатизации в системе общего образования края на начало 2003/2004 учебного года 306 учреждений среднего (полного) общего образования имеют учебное компьютерное оборудование, что составляет 90,5% от общего количества учреждений среднего (полного) общего образования (2002 г. - 77,6%, 2001 г. - 61,0%, 2000 г. - 52,0%). Доля современного оборудования в кабинетах информатики и вычислительной техники составляет 78,4% (2002 г. - 63,3%, 2001 г. - 41,1%, 2000 г. - 13,4%).

В рамках мероприятий первого этапа ФЦП РЕОИС оснащение учреждений профессионального образования аппаратно-программными средствами не предусматривалось. Укрепление материальной базы учреждений системы профессионального образования в 2001-2002 гг. осуществлялось за счет средств федерального бюджета в пределах смет бюджетного финансирования и внебюджетных средств учебных заведений.

Учебный компьютерный парк высших учебных заведений края в 2003 г. насчитывает 105 компьютерных классов, в среднем 3 компьютерных класса - на одно учреждение, на 16 студентов высших учебных заведений края приходится один персональный компьютер.

В 2002 году впервые в учреждения среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета было поставлено 10 современных компьютерных классов. Наметилась тенденция улучшения материальной базы процессов информатизации в средних специальных учебных заведениях, среднее количество компьютерных классов, приходящихся на одно учреждение, в 2003 г. составляет 4 компьютерных класса (в 2001 г. - 1,5 компьютерных классов), среднее количество студентов, приходящихся на один персональный компьютер, в 2003 г. составляет 21 студент (в 2001 г. - 38 студентов).

Оснащенность учреждений начального профессионального образования края учебным компьютерным оборудованием к началу текущего учебного года составила 77,3% от общего количества учреждений (в 2002 г. - 68,2%, в 2001 г. - 65,9%). Компьютерные классы установлены преимущественно в учебных заведениях, имеющих профильные специальности.

В последние годы активизировалась работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников в части использования ими информационных коммуникационных технологий. Курсовая подготовка учителей-предметников по 40-часовой программе "Обучение для будущего" при финансовой поддержке корпорации "Intel" преимущественно реализуется центром компьютерных технологий в образовании для слушателей Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Одновременно за счет средств краевого бюджета внедряется практика обучения учителей-предметников современным информационно-коммуникационным технологиям при муниципальных базовых учреждениях в области информатизации образования и высших учебных заведениях.

С января 2002 года по август 2003 года на базе ХК ИППК ПК с Комсомольским-на-Амуре филиалом, ХГТУ, КГПУ и муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования Амурского, Николаевского, Советско-Гаванского, Солнечного районов по 40-часовой программе подготовлено более 2,7 тысяч работников различных категорий системы общего образования.

Обучение инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования в части использования современных средств информационно-коммуникационных технологий осуществляется самостоятельно при учреждениях и на курсовых мероприятиях при краевом научно-методическом центре начального профессионального образования. В результате организованной работы овладели первичными навыками использования компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности 24% руководящих работников, 28% преподавателей, 50% мастеров производственного обучения по профессиям, требующим соответствующих навыков.

Наряду с обновлением учебного компьютерного парка и обучением педагогических кадров в системе образования края активизировались работы по обеспечению доступа субъектов сферы образования к информационно-образовательным ресурсам в сети Интернет, созданию краевых образовательных сайтов. Электронная почта регулярно используется при организации безбумажного документооборота между министерством образования края, муниципальными органами управления образованием и отдельными образовательными учреждениями. Доступ к сети Интернет имеют 92% средних и 100% высших профессиональных учебных заведений края, что позволяет осуществлять оперативный информационный обмен.

Складывается практика научно-методического сопровождения подготовки управленческих решений в области информатизации образования и выполнения совместных прикладных научно-исследовательских работ временными научными коллективами хабаровских вузов под руководством Хабаровского государственного технического университета. Открытие Хабаровского отделения академии информатизации образования, деятельность которого осуществляется под руководством ректора ХГПУ (ректор М.И. Костенко), позволило создать условия для интеграции потенциала учреждений высшего профессионального образования, науки, государственных и муниципальных органов управления образованием Хабаровского края.

В рамках мероприятий федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" в 2002-2003 годах за счет средств федерального бюджета осуществлено финансирование научно-исследовательских работ в области информатизации образования на сумму около 5 млн. рублей, создан федеральный ресурсный центр в области информатизации образования в целях методического, кадрового и материально-технического обеспечения развития единой образовательной информационной среды в Дальневосточном Федеральном округе.

Важным направлением деятельности в сфере общего и начального профессионального образования края является подготовка к реализации с 2004 года федерального проекта "Информатизация системы образования", частично финансируемого за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития.

Вместе с тем, коллегия отмечает, что темпы информатизации системы образования края отстают от задач, поставленных федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды".

Уровень оснащенности учреждений среднего (полного) общего образования учебной компьютерной техникой остается недостаточным для организации эффективного обучения с использованием современных информационно-коммуникационных средств. Пока еще ниже среднекраевого уровня (74,6%) оснащены компьютерными классами школы шести муниципальных образований края: г. Хабаровска, Амурского, Комсомольского, им. Лазо, Николаевского, Хабаровского районов.

Низка активность муниципальных образовательных учреждений в решении вопросов подключения к Интернет и электронной почте. Муниципальные органы управления образованием своевременно не прорабатывают вопросы организации доступа субъектов сферы образования к имеющимся в городах и районах высокоскоростным каналам связи. Неприемлемая ситуация с использованием ресурсов Интернет складывается в г.г. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, где, несмотря на наличие необходимых технических возможностей, к сети Интернет подключено не более 16,2% общеобразовательных учреждений.

Не достаточно обеспечен доступ учреждений начального профессионального образования к информационно-образовательным ресурсам в сети Интернет и составляет 9,1% от общего количества учреждений.

Нуждаются в совершенствовании и дальнейшем развитии содержательные аспекты краевых образовательных сайтов, информационно-образовательный ресурс которых в настоящее время не в полной мере направлен на удовлетворение потребностей субъектов сферы образования.

Централизованные поставки учебного программного обеспечения, осуществленные в 2001-2003 годах, не решили проблему обеспечения потребностей школ края в прикладном программном обеспечении. Низкое качество полученных электронных учебных материалов и отсутствие средств информационно-коммуникационных технологий в предметных кабинетах общеобразовательных учреждений края не позволяют эффективно использовать прикладное программное обеспечение в учебном процессе. Не редки случаи использования школами нелицензионного системного и прикладного программного обеспечения, что является прямым нарушением законодательства Российской Федерации в области авторских и смежных прав.

Остро стоят вопросы обеспечения сохранности эксплуатируемой компьютерной техники, ее целевого использования.

Остается слабой связь в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" и других мероприятий в области информатизации между подсистемами образования общего и профессионального образования. Отсутствует координация в вопросах информатизации образования в подсистемах среднего профессионального и высшего профессионального образования.

На основании вышеизложенного коллегия

решила:

1. Считать работу министерства образования края по реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие единой информационной образовательной среды" удовлетворительной.

2. Утвердить Общий план реализации федерального проекта "Информатизация системы образования" в Хабаровском крае.