Заслушав и обсудив доклад Короля А.М., заместителя министра образования края, коллегия министерства образования края отмечает, что во исполнение решения коллегии комитета от 18.12.1998 N 7 "Об утверждении Программы информатизации системы общего образования Хабаровского края" в период с 1999 г. по 2001 г. в системе общего образования края осуществлен комплекс программных мероприятий, направленных на внедрение современных информационных технологий в практику деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием.
Процесс обновления компьютерного парка и внедрения новых информационных технологий в системе общего образования края в последние годы значительно активизировался, что является не только следствием осознания педагогическими и управленческими работниками преимуществ новых информационных технологий, но и результатом особого внимания к этому вопросу администрации края. За отчетный период на уровне края принято 6 постановлений главы администрации края, более 35 приказов и инструктивно-методических писем комитета общего образования, посвященных различным сторонам деятельности по информатизации системы общего образования края.
В целях создания организационной инфраструктуры для решения задач информатизации образования, концентрации современных технических, научно-методических и кадровых ресурсов на данном направлении деятельности по представлению комитета общего образования администрации края главой администрации края принято постановление "Об утверждении Примерного положения о муниципальном базовом учреждении в области информатизации образования". В соответствии с этим постановлением в крае в короткие сроки была развернута муниципальная сеть базовых учреждений в области информатизации (36 учреждений), планирование деятельности которых осуществляется в соответствии с ежегодными рекомендациями комитета общего образования.
С 2000 года в соответствии с постановлениями главы администрации края от 09.08.1999 N 295 "О мероприятиях по стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки в Хабаровском крае на 1999-2002 годы", от 13.06.2000 N 205 "О состоянии и мерах по улучшению охраны жизни и здоровья детей и подростков в Хабаровском крае" начался новый этап компьютеризации системы общего образования, предполагающий проведение инвентаризации учебной компьютерной техники и поэтапную замену устаревших моделей школьных компьютеров на современные образцы. В целях конкретизации принятых решений в части инвентаризации имеющегося парка учебной компьютерной техники, постановлением главы администрации края от 14.07.2000 N 257 "О проведении паспортизации кабинетов информатики и вычислительной техники в учреждениях системы общего образования края" с 2001 года введена система паспортизации кабинетов информатики и вычислительной техники.
В соответствии с решением коллегии комитета общего образования от 18.12.1998 N 7 "Об утверждении Программы информатизации системы общего образования Хабаровского края" в районах края организована работа по разработке и принятию муниципальных программ информатизации образования. При этом основные приоритеты в области информатизации образования на краевом уровне заданы постановлением главы администрации края от 13.12.2000 N 408 "О перечне первоочередных мероприятий первого этапа реализации Основных положений концепции стабилизации и развития системы общего образования Хабаровского края".
В результате целенаправленных усилий администрации края и комитета общего образования наметилась положительная тенденция укрепления материальной базы процессов информатизации в системе общего образования края.
За счет средств краевого бюджета в 1998-2001 годах осуществлена централизованная поставка муниципальным образовательным учреждениям края 30 современных компьютерных классов и периферийного оборудования на сумму более 9,5 млн. рублей. Весомым вкладом в развитие материальной базы процессов информатизации образования стало участие системы общего образования края в 2001 году в реализации мероприятий двух федеральных проектов на условиях долевого софинансирования - проекта компьютеризации сельских школ совместно с Министерством образования Российской Федерации и проекта информационной поддержки учебного книгоиздания совместно с Национальным Фондом подготовки финансовых и управленческих кадров. В рамках реализации этих двух проектов на нужды информатизации образования было привлечено 7 млн. рублей из федерального бюджета и 3 млн. 870 тыс. рублей из краевого бюджета, что позволило обеспечить 188 сельских школ 344 персональными компьютерами, 188 принтерами, 17 модемами и 188 комплектами программного обеспечения, и 4,5 млн. рублей за счет средств федерального займа Международного Банка реконструкции и развития, благодаря чему 39 учреждений сферы общего образования, включая муниципальные органы управления образованием, в марте получат современные компьютерно-телекоммуникационные комплекты стоимостью по 2 тысячи долларов США каждое.
С учетом вклада муниципальных образований, на начало 2002 года доля современного компьютерного оборудования в образовательных учреждениях края возросла 1,6% в 1997 г. до 50,0% в 2002 г. В настоящее время в каждом районе и крупном городе края имеются современные компьютерные классы в базовых школах, оснащенные не только компьютерным, но и телекоммуникационным оборудованием.
Преподавание информатики в общеобразовательных учреждениях края осуществляется в соответствии с ежегодными методическими рекомендациями "О преподавании информатики в Хабаровском крае". С 2001/2002 учебного года в параллелях 10-х классов введен в действие доработанный с учетом Обязательного минимума содержания образования краевой стандарт по информатике.
В рамках работ по информатизации системы общего образования края во исполнение решения коллегии комитета общего образования от 18.12.1998 N 7 получила дальнейшее развитие издательская деятельность, имеющая целью удовлетворение информационных потребностей различных категорий педагогических и руководящих работников на основе применения традиционных печатных технологий. За короткий интервал времени в крае была развернута система информационного и научно-методического обеспечения деятельности субъектов сферы общего образования посредством периодического издания и свободного распространения по подписке информационного бюллетеня нормативных документов комитета общего образования, семи краевых научно-методических журналов для учителей и одного учебно-методического журнала для учащихся, увлекающихся дисциплинами физико-математического профиля: это краевые журналы для учителей математики, физики, информатики, биологии, экологии, географии, истории, экономики, права, начальной школы, воспитателей детских садов, педагогов-психологов и менеджеров образования.
Суммарный тираж краевых образовательных изданий в 2001 году составил 7103 экземпляра. С 2000 года в системе общего образования края на основе традиционных печатных технологий с использованием вкладышей к краевым периодическим изданиям совместно с краевыми подведомственными учреждениями осуществляется эксперимент по дистанционному повышению квалификации отдельных категорий педагогических и управленческих работников.
Вместе с тем, уровень обеспеченности образовательных учреждений края современной учебной компьютерной техникой все еще недостаточен. Значительную часть компьютерного парка в школах составляют установленные в конце 80-х - начале 90-х годов компьютеры первого поколения (БК, Ямаха, Корвет и УКНЦ), которые по существу не пригодны к эксплуатации как по санитарно-гигиеническим, так и по дидактическим основаниям. По причине недостатка бюджетного финансирования в городах и районах края крайне сложно решаются вопросы внедрения телекоммуникаций в образовательные учреждения и систему управления образованием на муниципальном уровне. Электронная почта и доступ к сети Интернет установлены далеко не в каждом муниципальном органе управления образованием. Имеющиеся персональные компьютеры используются зачастую отдельными специалистами лишь для выполнения простого круга задач (в основном, набора текстов). Для ведения отраслевых баз данных и организации телекоммуникационной связи с вышестоящими и подведомственными учреждениями имеющиеся в органах управления образованием персональные компьютеры практически не применяются.
Анализ предоставленной в ходе собеседования с руководителями муниципальных органов управления образованием информации о деятельности муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования дает все основания полагать, что муниципальные базовые учреждения, вопреки требованиям постановления главы администрации края, не стали образцовыми головными методическими учреждениями при муниципальных органах управления образованием по направлению "информатизация образования". Этот вывод подтверждают встречи с учителями информатики и руководителями муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования, проведенные в ходе краевого семинара-совещания в марте 2001 г. в п. Бычиха Хабаровского района и результаты плановых комплексных и тематических контрольно-инспекторских проверок муниципальных образований городов и районов края.
Главной причиной такого положения дел является недостаточное осознание главами муниципальных образований и их заместителями, руководителями муниципальных органов управления образованием, руководителями образовательных учреждений значимости информатизации образования как одного из путей преодоления общего кризиса образования.
Об ослаблении внимания к процессам информатизации образования свидетельствует эпизодическая практика рассмотрения данных вопросов на коллегиях при главах муниципальных образований, аппаратных совещаниях муниципальных органов управления образованием. По итогам принятия Программы информатизации общего образования на период до 2001 года вопросы, связанные с информатизацией образования слушались на коллегиях при главах муниципальных образований всего 11 раз (в пяти районах г. Хабаровска, г. Комсомольске-на-Амуре, в Ванинском, Вяземском, Комсомольском, им. Лазо районах). Муниципальные программы информатизации образования приняты постановлениями глав муниципальных образований в 15 районах; до сих пор в стадии проработки находятся муниципальные программы информатизации образования в Аяно-Майском, Охотском, Тугуро-Чумиканском, Ульчском районах.
Муниципальные базовые учреждения в области информатизации образования Амурского, Бикинского, Аяно-Майского, Комсомольского, Охотского, им. П.Осипенко, Ульчского районов фактически остались один на один со своими проблемами без необходимой финансовой и ресурсной поддержки районных управленческих и методических структур. А потенциал дополнительных штатных должностей заместителей директоров, инженеров-программистов и лаборантов, введенных в соответствии с рекомендациями комитета общего образования администрации края, зачастую используются с низким коэффициентом эффективности.
По данным, представленным руководителями муниципальных органов управления образованием, на начало 2001/2002 учебного года только 87,2% средних школ, имеющих в учебном плане дисциплину "Информатика", реализуют машинный вариант обучения, что отрицательно сказывается на качестве подготовки школьников.
Серьезную тревогу вызывает состояние работы по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров в части использования новых информационных технологий. Коллегия отмечает, что в крае затягивается решение вопросов создания системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников по внедрению в учебный процесс современных компьютерных средств обучения.
В ряде муниципальных образований городов и районов края (Тугуро-Чумиканском, Ульчском, Охотском, им. Лазо, Советско-Гаванском, Бикинском, Вяземском, Верхнебуреинском, Нанайском, им. П.Осипенко) все еще недооценивают роль информационной поддержки деятельности педагогических и управленческих работников посредством краевых периодических образовательных изданий, являющихся едва ли не единственным способом оперативного обеспечения субъектов сферы общего образования полнотекстовыми официальными документами и региональными методическими материалами, регламентирующими различные стороны функционирования и развития системы образования. В этих территориях не решаются вопросы организации централизованно подписки на краевые образовательные издания, что негативно отражается на знании педагогическими работниками основных нормативных правовых документов в сфере общего образования края.
Пассивная выжидательная позиция отдельных руководителей муниципальных органов управления образования в части продвижения новых информационных технологий в практику работы образовательных учреждений, управленческих структур и методических подразделений становится тормозом на пути цивилизованного развития субъектов сферы общего образования, препятствует реализации решений федеральных и краевых органов, определяющих информатизацию образования в качестве одного из приоритетных направлений прогресса в образовании. В результате наметился разрыв между темпами внедрения новых информационных технологий в системе общего образования края и современными российскими и мировыми тенденциями в области информатизации образования.
Обхождение вниманием к процессам информатизации образования со стороны ряда руководителей муниципальных органов управления образованием и муниципальных образовательных учреждений может в ближайшее время привести к определенной информационной изолированности школьников Хабаровского края, их отрыву от складывающейся в России единой информационно-образовательной среды на основе сети Интернет, что, в конечном счете, поставит молодежь края в неравные условия с другими субъектами Федерации для получения качественного образования, в том числе на основе дистанционных технологий.
С учетом вышеизложенного и в целях приведения краевой политики в области информатизации общего образования в соответствии с современным уровнем развития информационных технологий коллегия
решила:
1. Признать работу муниципальных органов управления образованием по выполнению решения коллегии комитета общего образования администрации края от 18.12.1998 N 7 "Об утверждении программы информатизации системы общего образования Хабаровского края" недостаточной.
2. Продолжить работу по информатизации образования, техническому обеспечению учебных заведений, внедрению новых информационных технологий на всех уровнях системы общего образования края.
3. Утвердить Основные направления краевой политики в области информатизации системы общего образования края на период до 2005 года (приложение).
4. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием:
4.1. Осуществить в 2002 году комплексный анализ состояния процессов информатизации муниципальных образовательных систем, определить и утвердить на муниципальном уровне систему первоочередных мер по ускорению внедрения новых информационных технологий в практику работы муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием.
4.2. Решить вопрос о внедрении с 2002 года элементов безбумажных технологий документооборота между министерством образования края и подведомственными муниципальными образовательными учреждениями путем подключения персональных компьютеров в органах управления образованием к электронной почте и сети Интернет.
4.3. Принять меры по укреплению ресурсной базы муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования. Создать муниципальным базовым учреждениям в области информатизации образования режим наибольшего благоприятствования для развития телекоммуникаций, внедрения новых информационных технологий, дистанционных форм обучения и выполнения ими методических функций по вопросам информатизации.
4.4. Обратить внимание на необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс по различным образовательным областям базисного учебного плана.
4.5. Шире использовать практику участия в реализации проектов негосударственных, неправительственных (в том числе благотворительных) фондов и организаций, связанных с информатизацией образования в соответствии с рекомендациями комитета общего образования администрации края от 19.01.1999 N 11-9-91 "О рекомендациях по организации взаимодействия субъектов сферы общего образования с международными благотворительными фондами".
4.6. Привлечь научно-педагогического потенциал учреждений высшего профессионального образования к решению актуальных проблем информатизации муниципальных образовательных систем, включая проблемы повышения квалификации педагогических кадров в части использования новых информационных технологий.
4.7. Усилить контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к эксплуатации учебной компьютерной техники, сохранностью и эффективным использованием оборудования.
4.8. Принять исчерпывающие меры по выполнению постановлений главы администрации края от 09.08.1999 N 295 "О мероприятиях по стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки в Хабаровском крае на 1999-2002 годы", от 13.06.2000 N 205 "О состоянии и мерах по улучшению охраны жизни и здоровья детей и подростков в Хабаровском крае", от 14.07.2000 N 257 "О проведении паспортизации кабинетов информатики и вычислительной техники в учреждениях системы общего образования края", от 13.12.2000 N 408 "О перечне первоочередных мероприятий первого этапа реализации Основных положений концепции стабилизации и развития системы общего образования Хабаровского края" в части мероприятий, посвященных информатизации образования.
4.9. Обеспечить централизованную подписку субъектами сферы общего образования на краевые периодические образовательные издания.
5. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Кузнецова А.Г.):
5.1. Осуществить в 2002 г. комплекс мер по внедрению в учебный план курсовой подготовки слушателей разделов, посвященных методике преподавания отдельных учебных предметов с использованием новых информационных технологий, изучению офисных приложений к современным операционным системам и Интернет-технологий.
5.2. Ввести в эксплуатацию в 2002 г. краевой центр Интернет-образования в здании бывшего детского сада по ул. Зеленоборской.
6. Отделу педагогических кадров (Г.Г. Михалева) совместно с Советом директоров педагогических ССУЗов края (Г.М. Гостев) организовать с 2003 года подготовку педагогических кадров по "Информатике" для общеобразовательных учреждений края.
7. Сектору информатизации (Н.Г. Флейдер):
7.1. Обеспечить методическую помощь субъектам сферы образования в реализации краевой политики в области информатизации образования.
7.2. Продолжить совместно с краевыми подведомственными учреждениями выпуск и распространение по подписке краевых образовательных изданий.
7.3. Совместно с департаментом начального профессионального образования (Ф.Е. Довжко) и департаментом среднего и высшего профессионального образования (А.В. Левченко) изучить в течение 2002-2003 г.г. состояние процессов информатизации в подсистемах начального, среднего и высшего профессионального образования края, подготовить соответствующий вопрос на рассмотрение коллегии министерства образования в четвертом квартале 2003 г.
8. Рекомендовать ректорам учреждений высшего профессионального образования и директорам учреждений среднего профессионального образования края:
8.1. Активизировать работу по привлечению средств бюджетных и благотворительных грантов на нужды информатизации образования.
8.2. Принять участие в разработке и реализации научно-исследовательских проектов, направленных на развитие единой информационно-образовательной среды Хабаровского края.
8.3. При проведении научно-технических и методических мероприятий в области информатизации образования привлекать субъекты образовательной деятельности различных уровней образования с целью выработки единых концептуальных подходов.
9. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя министра А.М. Короля.
Председатель коллегии
Л.Ф. Обухова
Секретарь коллегии
Н.В. Целуйко
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
краевой политики в области информатизации
системы образования края на период до 2005 года
Целью краевой политики в области информатизации системы общего образования является повышение эффективности деятельности всех звеньев системы общего образования края на основе широкого использования современных информационных технологий, а также формирование условий для обеспечения равных возможностей всем школьникам края на получение дополнительного образования в дистанционной форме посредством телекоммуникаций.
Для достижения этих целей необходимо решить ряд задач:
изыскать необходимые резервы и дополнительные ресурсы для привлечения финансовых средств в сферу информатизации общего образования и обеспечить плановое улучшение материально-технического обеспечения процессов информатизации за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;
привлечь родительскую, научно-педагогическую, ученическую общественность, учреждения профессионального образования, предприятия и учреждения края для решения проблем в области информатизации общего образования;
осуществлять различные формы стимулирования и поддержки педагогических и управленческих работников, использующих современные информационные технологии в учебной и управленческой деятельности;
обеспечить совместно с учреждениями профессионального образования качественную подготовку и непрерывное повышение квалификации педагогических кадров в части использования новых информационных технологий;
постоянно проводить краевые и муниципальные мероприятия в области школьной информатики и информатизации общего образования;
подключить в первоочередном порядке муниципальные органы управления образованием, муниципальные базовые учреждения в области информатизации образования к электронной почте и сети Интернет; организовать внедрение элементов технологий безбумажного документооборота между субъектами сферы общего образования;
создать режим наибольшего благоприятствования в деятельности краевых и муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования, повысить их роль и ответственность за реализацию в полном объеме уставных функций, определенных Примерным положением о муниципальном базовом учреждении в области информатизации образования;
обеспечить в каждом муниципальном образовании свободный доступ к сети Интернет участников образовательного процесса, изъявившим желание получать дополнительное образование в дистанционной форме;
осуществить проектирование, разработку и ввод в эксплуатацию взаимосвязанных муниципальных и краевой информационно-телекоммуникационных образовательных сетей, предоставляющих пользователям широкий спектр информационных услуг;
повысить ответственность руководящих работников всех уровней за степень и качество владения содержанием нормативных правовых документов и методических материалов, публикуемых в краевых образовательных изданиях;
внедрить конкурсную систему адресной поддержки субъектов сферы общего образования, реализующих инновационные информационно-образовательные проекты;
объединить потенциал субъектов сферы общего, профессионального образования и науки края для ускорения решения вопросов создания единой краевой информационной образовательной среды.