Заслушав и обсудив доклад Флейдер Н.Г., заведующей сектором информатизации министерства образования края, коллегия министерства образования края отмечает, что в системе образования края проводится целенаправленная работа по выполнению мероприятий федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды".
Во исполнение решения коллегии от 27.02.2002 N 1/1 "О выполнении решения коллегии комитета общего образования администрации края от 18.12.1998 N 7 "Об утверждении программы информатизации системы общего образования Хабаровского края" и основных направлениях краевой политики в области информатизации системы образования края на период до 2005 года" осуществляется комплекс программных мероприятий, направленных на внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием.
Поставка аппаратно-программных средств в образовательные учреждения, осуществляемая в 2001-2003 годах на условиях долевого софинансирования из федерального и краевого бюджетов, позволила существенно улучшить показатели оснащенности сельских, городских и поселковых школ, детских домов и учреждений начального профессионального образования края компьютерной и телекоммуникационной техникой.
В целях преодоления неравномерности компьютерного обеспечения образовательных учреждений между городами и районами края ежегодно дополнительно выделяются из краевого бюджета целевые средства на дооснащение сельских, поселковых и городских школ компьютерным оборудованием и системным программным обеспечением.
В результате принимаемых мер по укреплению материальной базы процессов информатизации в системе общего образования края на начало 2003/2004 учебного года 306 учреждений среднего (полного) общего образования имеют учебное компьютерное оборудование, что составляет 90,5% от общего количества учреждений среднего (полного) общего образования (2002 г. - 77,6%, 2001 г. - 61,0%, 2000 г. - 52,0%). Доля современного оборудования в кабинетах информатики и вычислительной техники составляет 78,4% (2002 г. - 63,3%, 2001 г. - 41,1%, 2000 г. - 13,4%).
В рамках мероприятий первого этапа ФЦП РЕОИС оснащение учреждений профессионального образования аппаратно-программными средствами не предусматривалось. Укрепление материальной базы учреждений системы профессионального образования в 2001-2002 гг. осуществлялось за счет средств федерального бюджета в пределах смет бюджетного финансирования и внебюджетных средств учебных заведений.
Учебный компьютерный парк высших учебных заведений края в 2003 г. насчитывает 105 компьютерных классов, в среднем 3 компьютерных класса - на одно учреждение, на 16 студентов высших учебных заведений края приходится один персональный компьютер.
В 2002 году впервые в учреждения среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета было поставлено 10 современных компьютерных классов. Наметилась тенденция улучшения материальной базы процессов информатизации в средних специальных учебных заведениях, среднее количество компьютерных классов, приходящихся на одно учреждение, в 2003 г. составляет 4 компьютерных класса (в 2001 г. - 1,5 компьютерных классов), среднее количество студентов, приходящихся на один персональный компьютер, в 2003 г. составляет 21 студент (в 2001 г. - 38 студентов).
Оснащенность учреждений начального профессионального образования края учебным компьютерным оборудованием к началу текущего учебного года составила 77,3% от общего количества учреждений (в 2002 г. - 68,2%, в 2001 г. - 65,9%). Компьютерные классы установлены преимущественно в учебных заведениях, имеющих профильные специальности.
В последние годы активизировалась работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников в части использования ими информационных коммуникационных технологий. Курсовая подготовка учителей-предметников по 40-часовой программе "Обучение для будущего" при финансовой поддержке корпорации "Intel" преимущественно реализуется центром компьютерных технологий в образовании для слушателей Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Одновременно за счет средств краевого бюджета внедряется практика обучения учителей-предметников современным информационно-коммуникационным технологиям при муниципальных базовых учреждениях в области информатизации образования и высших учебных заведениях.
С января 2002 года по август 2003 года на базе ХК ИППК ПК с Комсомольским-на-Амуре филиалом, ХГТУ, КГПУ и муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования Амурского, Николаевского, Советско-Гаванского, Солнечного районов по 40-часовой программе подготовлено более 2,7 тысяч работников различных категорий системы общего образования.
Обучение инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования в части использования современных средств информационно-коммуникационных технологий осуществляется самостоятельно при учреждениях и на курсовых мероприятиях при краевом научно-методическом центре начального профессионального образования. В результате организованной работы овладели первичными навыками использования компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности 24% руководящих работников, 28% преподавателей, 50% мастеров производственного обучения по профессиям, требующим соответствующих навыков.
Наряду с обновлением учебного компьютерного парка и обучением педагогических кадров в системе образования края активизировались работы по обеспечению доступа субъектов сферы образования к информационно-образовательным ресурсам в сети Интернет, созданию краевых образовательных сайтов. Электронная почта регулярно используется при организации безбумажного документооборота между министерством образования края, муниципальными органами управления образованием и отдельными образовательными учреждениями. Доступ к сети Интернет имеют 92% средних и 100% высших профессиональных учебных заведений края, что позволяет осуществлять оперативный информационный обмен.
Складывается практика научно-методического сопровождения подготовки управленческих решений в области информатизации образования и выполнения совместных прикладных научно-исследовательских работ временными научными коллективами хабаровских вузов под руководством Хабаровского государственного технического университета. Открытие Хабаровского отделения академии информатизации образования, деятельность которого осуществляется под руководством ректора ХГПУ (ректор М.И. Костенко), позволило создать условия для интеграции потенциала учреждений высшего профессионального образования, науки, государственных и муниципальных органов управления образованием Хабаровского края.
В рамках мероприятий федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" в 2002-2003 годах за счет средств федерального бюджета осуществлено финансирование научно-исследовательских работ в области информатизации образования на сумму около 5 млн. рублей, создан федеральный ресурсный центр в области информатизации образования в целях методического, кадрового и материально-технического обеспечения развития единой образовательной информационной среды в Дальневосточном Федеральном округе.
Важным направлением деятельности в сфере общего и начального профессионального образования края является подготовка к реализации с 2004 года федерального проекта "Информатизация системы образования", частично финансируемого за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития.
Вместе с тем, коллегия отмечает, что темпы информатизации системы образования края отстают от задач, поставленных федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды".
Уровень оснащенности учреждений среднего (полного) общего образования учебной компьютерной техникой остается недостаточным для организации эффективного обучения с использованием современных информационно-коммуникационных средств. Пока еще ниже среднекраевого уровня (74,6%) оснащены компьютерными классами школы шести муниципальных образований края: г. Хабаровска, Амурского, Комсомольского, им. Лазо, Николаевского, Хабаровского районов.
Низка активность муниципальных образовательных учреждений в решении вопросов подключения к Интернет и электронной почте. Муниципальные органы управления образованием своевременно не прорабатывают вопросы организации доступа субъектов сферы образования к имеющимся в городах и районах высокоскоростным каналам связи. Неприемлемая ситуация с использованием ресурсов Интернет складывается в г.г. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, где, несмотря на наличие необходимых технических возможностей, к сети Интернет подключено не более 16,2% общеобразовательных учреждений.
Не достаточно обеспечен доступ учреждений начального профессионального образования к информационно-образовательным ресурсам в сети Интернет и составляет 9,1% от общего количества учреждений.
Нуждаются в совершенствовании и дальнейшем развитии содержательные аспекты краевых образовательных сайтов, информационно-образовательный ресурс которых в настоящее время не в полной мере направлен на удовлетворение потребностей субъектов сферы образования.
Централизованные поставки учебного программного обеспечения, осуществленные в 2001-2003 годах, не решили проблему обеспечения потребностей школ края в прикладном программном обеспечении. Низкое качество полученных электронных учебных материалов и отсутствие средств информационно-коммуникационных технологий в предметных кабинетах общеобразовательных учреждений края не позволяют эффективно использовать прикладное программное обеспечение в учебном процессе. Не редки случаи использования школами нелицензионного системного и прикладного программного обеспечения, что является прямым нарушением законодательства Российской Федерации в области авторских и смежных прав.
Остро стоят вопросы обеспечения сохранности эксплуатируемой компьютерной техники, ее целевого использования.
Остается слабой связь в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" и других мероприятий в области информатизации между подсистемами образования общего и профессионального образования. Отсутствует координация в вопросах информатизации образования в подсистемах среднего профессионального и высшего профессионального образования.
На основании вышеизложенного коллегия
решила:
1. Считать работу министерства образования края по реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие единой информационной образовательной среды" удовлетворительной.
2. Утвердить Общий план реализации федерального проекта "Информатизация системы образования" в Хабаровском крае.
3. Сектору информатизации министерства образования края (Н.Г. Флейдер):
3.1. Усилить контроль за ходом выполнения мероприятий федеральной целевой программы "Развитие единой информационной образовательной среды" в крае.
3.2. В срок до 01.01.2004 осуществить корректировку Основных направлений краевой политики в области информатизации системы общего образования края на период до 2005 года с учетом мероприятий федеральной целевой программы "Развитие единой информационной образовательной среды" и федерального проекта "Информатизация системы образования".
3.3. Усилить организационно-методическую помощь субъектам сферы образования в реализации краевой политики в области информатизации образования.
4. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (А.Г. Кузнецова):
4.1. Совместно с районными (городскими) методическими службами и учреждениями профессионального образования края в системе осуществлять качественную подготовку и непрерывное повышение квалификации педагогических кадров в части использования информационно-коммуникационных технологий.
4.2. Изучить возможность создания краевого образовательного портала и его наполнения информационно-образовательными ресурсами в срок до 01.04.2004.
5. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием:
5.1. Разработать и принять в срок до 01.01.2004 планы муниципальных мероприятий по подготовке к участию системы общего образования края в реализации федерального проекта "ИСО".
5.2. Определить и утвердить на муниципальном уровне систему первоочередных мер по ускорению внедрения информационно-коммуникационных технологий в практику работы муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием.
5.3. Создать условия для полного охвата руководящих и педагогических работников дополнительным профессиональным образованием в части повышения информационной и коммуникационной компетентности.
5.4. Решить вопрос по подключению подведомственных общеобразовательных учреждений, имеющих соответствующие технические возможности, к электронной почте и сети Интернет в срок до 01.09.2004.
5.5. Шире использовать практику участия в реализации проектов негосударственных, неправительственных (в том числе благотворительных) фондов и организаций, связанных с информатизацией образования.
5.6. Провести анализ выполнения санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к эксплуатации учебной компьютерной техники, в подведомственных общеобразовательных учреждениях, в срок до 01.05.2004 и принять меры по их соблюдению.
5.7. Обеспечить сохранность и эффективное использование учебного компьютерного оборудования в подведомственных образовательных учреждениях.
5.8. Организовать и провести в срок до 01.08.2004 работы по списанию и изъятию из учебного процесса устаревшего компьютерного оборудования.
5.9. Провести инвентаризацию системного и прикладного программного обеспечения в подведомственных образовательных учреждениях в срок до 01.01.2004 и исключить случаи использования образовательными учреждениями контрафактного (нелицензионного) системного и прикладного программного обеспечения.
5.10. Принять меры по созданию условий для изучения курса информатики на начальной и основной ступенях общего образования.
5.11. Продолжить внедрение элементов безбумажных технологий документооборота между муниципальными органами управления образованием и подведомственными им муниципальными образовательными учреждениями.
6. Рекомендовать органам управления образованием г. Хабаровска и Хабаровского района (О.И. Козина, Т.И. Полякова) рассмотреть возможность использования технических ресурсов Хабаровского государственного технического университета для подключения подведомственных общеобразовательных учреждений к электронной почте и сети Интернет.
7. Рекомендовать руководителям учреждений высшего и среднего профессионального образования края:
7.1. Продолжить работу по участию в научно-исследовательских проектах, направленных на развитие единой образовательной среды Хабаровского края.
7.2. Расширять практику интеграции научно-педагогического и материально-технического потенциала учреждений профессионального образования и науки для повышения эффективности процессов информатизации в системе образования края.
7.3. Шире привлекать средства бюджетных и благотворительных грантов на нужды информатизации образования края.
8. Директорам департаментов высшего и среднего профессионального образования (А.В. Левченко), начального профессионального образования (Ф.Е. Довжко):
8.1. Совместно с Региональным ресурсным центром Хабаровского государственного технического университета осуществлять координацию деятельности в области информатизации учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования.
8.2. Совместно с руководителями учреждений профессионального образования продолжить практику регулярного рассмотрения на Совете ректоров высших учебных заведений, Совете директоров учреждений среднего профессионального образования и Совете директоров учреждений начального профессионального образования края вопросов, связанных с информатизации образования.
9. Рекомендовать руководителям высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений края обеспечить подготовку выпускников по программам базовой информационно-коммуникационной компетентности.
10. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя министра А.М. Короля.
Председатель коллегии
Л.Ф. Обухова
Секретарь коллегии
Н.В. Целуйко
ОБЩИЙ ПЛАН
реализации федерального проекта
"Информатизация системы образования"
в Хабаровском крае
Общий план реализации проекта "Информатизация системы образования" в Хабаровском крае составлен на основе развернутого описания проекта и проекта плана мероприятий по реализации компонентов "Учебные материалы нового поколения", "Обучение учителей применению ИКТ для целей обучения", "Формирование новой информационной образовательной среды на основе создания сети межшкольных ресурсных центров". Общий план реализации проекта в Хабаровском крае согласован по целям и задачам с дизайном федерального проекта с учетом Примерного распределения средств займа по компонентам и пилотным субъектам-участникам проекта.
Цели и задачи этапа, основные виды деятельности на региональном уровне:
- погружение ответственных работников органов законодательной, исполнительной и муниципальной власти в содержание проекта;
- корректировка нормативной базы процессов информатизации подсистем общего и начального профессионального образования края с учетом целей и задач проекта;
- корректировка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов на региональном уровне по мероприятиям в сфере информатизации подсистем общего и начального профессионального образования края с учетом ожидаемого объема работ и видов деятельности;
- корректировка краевой программы информатизации образования с учетом необходимости взаимной увязки по целям и задачам, срокам, содержанию мероприятий федеральной программы развития образования в России (ФПРО), федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" (РЕОИС), совместного проекта корпорации Интел и Министерства образования Российской Федерации проекта "Обучения для будущего", федерального проекта "Информатизация системы образования" (ИСО);
- расчет необходимых финансовых, материально-технических, научно-методических, информационно-образовательных и кадровых ресурсов для реализации проекта на территории Хабаровского края; корректировка расходных статей краевого и местных бюджетов с учетом требований и условий софинансирования;
- проведение аналитико-мониторинговых исследований реального состояния процессов информатизации в системе образования края, выявление возможных исполнителей и соисполнителей проекта ИСО, изучение возможностей интеграции потенциала учреждений и организаций системы общего, начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования и науки края для реализации проекта;
- проведение организационной работы по подготовке к реализации проекта с потенциальными исполнителями и соисполнителями.
Мероприятие, виды деятельности | Срок исполнения | Планируемый результат | Примечания |
Ознакомление ответственных работников органов краевой законодательной, исполнительной и муниципальной власти с целями и задачами проекта, развернутым описанием его компонентов | I кв. 2003 г. | 1. Ответственные работники органов краевой законодательной, исполнительной и муниципальной власти, а также руководящие работники системы образования погружены в содержание проекта и являются сторонниками его реализации. | |
Корректировка нормативной базы процессов информатизации подсистем общего и начального профессионального образования края с учетом целей и задач проекта ИСО | II - IV кв. 2003 г. | 1. Подготовлены проекты постановления Губернатора "О - реализации в Хабаровском крае проекта - "Информатизация системы образования" "Об утверждении Положения о межшкольном методическом центре . в области информатизации образования", "Об утверждении Положения о региональном координационном центре по реализации проекта "Информатизация системы образования" в Хабаровском крае". | Будут подписаны после официального Решения Правительства РФ о займе и Приказа МО РФ о реализации проекта |
Корректировка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов на региональном уровне по мероприятиям в сфере информатизации подсистем общего и начального профессионального образования края | III - IV кв. 2003 г. | 1. Скорректированы планы мероприятий в сфере информатизации подсистем общего и начального профессионального образования края с учетом ожидаемого объема работ и видов деятельности. | |
Расчет необходимых финансовых, материально-технических, научно-методических, информационно-образовательных и кадровых ресурсов для реализации проекта на территории Хабаровского края | III - IV кв. 2003 г. | 1. Выполнен расчет необходимых финансовых, материально- технических, научно-методических, информационно- образовательных и кадровых ресурсов для реализации проекта ИСО на территории Хабаровского края. | |
Проведение аналитико-мониторинговых исследований реального состояния процессов информатизации в системе образования края, выявление возможных исполнителей и соисполнителей проекта, изучение возможностей интеграции потенциала учреждений и организаций системы общего, начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования и науки края для реализации проекта | I - III кв. 2003 г. | 1. Проведены аналитико-мониторинговые исследования реального состояния процессов информатизации в системе образования края (сентябрь 2003 г. - коллегия). | |
Проведение организационной работы по подготовке к реализации проекта с потенциальными исполнителями и соисполнителями | II - IV кв. 2003 г. | 1. Руководящие и педагогические работники системы общего и начального профессионального образования Хабаровского края знакомы с дизайном проекта ИСО, его целями, задачами и содержанием. |