Как отмечается в тексте федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2001 N 630), использование сети Интернет в большинстве общеобразовательных школ России пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников и педагогических работников находится в зародышевом состоянии.
Одной из причин того, что Интернет-технологии в отечественной общеобразовательной школе не получили широкого распространения является отсутствие возможностей доступа широкому кругу пользователей к сети Интернет, недостаточное наполнение русскоязычного Интернета образовательными ресурсами.
Вместе с тем в Хабаровском крае постепенно формируются технические возможности для подключения субъектов сферы образования и индивидуальных пользователей всех районов к сети Интернет. На сегодняшний день краевая сеть передачи данных ОАО "Электросвязь" позволяет обеспечить пользователям доступ к сети Интернет через районные и городские филиалы всех городов и районов края, за исключением района им. П.Осипенко.
Появление на рынке телекоммуникационных услуг г. Хабаровска конкурирующих провайдеров сети Интернет (ХКЦ НИТ, "Рэдком", "Далькомтел", "Софтнэт" и др.) привело к снижению цен на услуги Интернет.
По инициативе Хабаровского краевого центра новых информационных технологий Хабаровского государственного технического университета (ХКЦ НИТ) создан и действует модемный пул из 4-х модемов для подключения удаленных пользователей - 20 общеобразовательных школ г. Хабаровска в режиме удаленного доступа. Всем подключенным к модемному пулу школам г. Хабаровска в рамках совместного проекта ХКЦ НИТ и некоммерческой американской компании "Прожект Хармони Инк" предоставлен бесплатный доступ к международной сети Интернет.
Анализ материалов сети Интернет показывает, что дистанционным обучением для школьников и педагогов занимается целый ряд государственных и коммерческих центров. Наиболее полно ресурсы в области дистанционного профессионального образования отражены на сервере Евразийской ассоциации дистанционного образования. Различные курсы дистанционного обучения для школьников и учителей предлагают: Московский комитет образования, Московский городской Дворец творчества детей и юношества, Московская компьютерная информационная детская сеть, Московская школа N 172, Институт новых технологий образования г. Москвы, Санкт-Петербургский филиал Института новых технологий образования, Ярославский областной центр дополнительного образования школьников, центр дистанционного обучения школьников "Эйдос" пос. Черноголовка Московской области, Хабаровский краевой центр технического творчества.
С учетом того, что разработка дистанционных образовательных ресурсов требует значительных финансовых средств, в ближайшее время создание широкомасштабных краевых центров дистанционного обучения школьников и учителей вряд ли будет возможным. Поэтому основной задачей муниципальных органов управления образованием, муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования на данном этапе должно стать обеспечение свободного доступа к сети Интернет участникам образовательного процесса, изъявившим желание получать дополнительное образование в дистанционной форме с использованием уже имеющихся в русскоязычном Интернете образовательных ресурсов.
Для решения данной задачи необходимо провести анализ стоимости предлагаемых местными провайдерами Интернет услуг, проработать различные варианты взаимодействия с провайдерами, включая механизм взаимозачетов, изучить возможность участия муниципальных систем образования в отечественных и международных благотворительных проектах, связанных с организацией открытого доступа к сети Интернет.
Результатом деятельности по данному направлению должно стать создание при муниципальных базовых учреждениях в области информатизации образования муниципальных центров открытого доступа к сети Интернет для школьников и педагогов общеобразовательных учреждений. При этом желательно рассмотреть возможность заключения договорных отношений с организациями, реализующими образовательные программы в дистанционных формах, на предмет выполнения штатными либо привлеченными сотрудниками соответствующих тьютерских функций.
Ответственность за организацию работы по созданию центров открытого доступа к сети Интернет при муниципальных базовых учреждениях в области информатизации образования должна быть возложена на специалистов муниципальных органов управления образованием и руководителей муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования.