Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, выступает гарантом выявления, поддержки, и развития одаренных детей.
В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
С 2009 года в городе действует ведомственная целевая программа «Развитие системы дополнительного образования детей города Хабаровска на 2009-2010 годы». Благодаря целевой программной поддержке проведены ремонтные работы в 65% учреждений дополнительного образования, на 15 % обновлена материально-техническая база. Впервые за 30 лет приобретены новые музыкальные инструменты для учащихся творческих коллективов, печатное оборудование для детской школьной газеты, тренажеры для обучения вождению, обновлено свето-музыкальное оборудование, мебель в актовых залах. Перешли в статус автономных Детско-юношеский центр «Данс», Центр эстетического воспитания детей. Реализованы новые городские проекты: создан детский городской хор учреждений образования «Солнечный круг», увеличился в 4 раза городской церемониальный отряд.
Программа «Развитие дополнительного образования детей города Хабаровска на 2011-2013 годы» (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 16.04.2010 N 104-пр «Об основных направлениях модернизации системы образования Хабаровского края на 2011-2013 годы», постановлением администрации города от 07.12.2009 N 4392 «Перспективы развития дополнительного образования детей в городе Хабаровске».
В городе действует приоритет бесплатного дополнительного образования, равного доступа к получению детьми дополнительного образования.
В отрасли «Образование» 17 муниципальных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимаются более 22 тыс. детей и подростков.
Сохранено видовое разнообразие учреждений дополнительного образования детей: дворцы (2), центры эстетического воспитания (2), эколого-биологические центры (2), центры, работающие по всем видам деятельности (10), школа театрального искусства (1).
В связи с увеличением количества школьников снижается темп прироста охвата детей дополнительным образованием. Так, в 2005-2007 гг. прирост в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей по отрасли составлял 2% ежегодно в общей численности детей, в 2008-2009 гг. - 1% ежегодно.
Система дополнительного образования, наряду с учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы, включает сеть творческих объединений, кружков, студий, созданных в общеобразовательных учреждениях. Выросло количество воспитанников, занимающихся дополнительным образованием на базах школ (с 6,9 тыс. человек в 2008 году, до 9,3 тыс. человек в 2009 году). Всего в системе дополнительного образования детей отрасли заняты 38161 человек в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе: в учреждениях дополнительного образования - 22907 человек, в дошкольных образовательных учреждениях - 4789 человек, на базе общеобразовательных учреждений - 10465 человек.
Воспитанники учреждений дополнительного образования детей города ежегодно становятся победителями краевых, всероссийских и международных конкурсов.
Все учреждения дополнительного образования детей перешли на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат и направленную на улучшение качества предоставляемых услуг. На 2010 год сформировано муниципальное задание для каждого учреждения дополнительного образования детей.
Определены приоритетные направления развития дополнительного образования детей отрасли «Образования» на 2011-2013 годы.
- художественно-эстетическое;
- техническое и спортивно-техническое;
- туристско-краеведческое;
- патриотическое;
- естественно научное (научно-исследовательское);
- социально-педагогическое;
- эколого-биологическое;
Критерии определения приоритетных направлений:
- массовость;
- имеющийся кадровый, материально-технический и организационный потенциал;
- высокие достижения на межрегиональном, всероссийском, международном уровнях;
- наличие условий для поддержки талантливых детей.
Вместе с тем, остается ряд проблем, требующих решения программными методами:
- несоответствие современным требованиям материально-технической и ресурсной базы учреждений дополнительного образования детей;
- средний уровень охвата детей, получающих услугу по дополнительному образованию (7-е место из 15 по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов за 2009 год);
- низкий темп перехода учреждений в автономные;