____________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 08 августа 2012 года N 266-пр
_____________________________
Заслушав доклад заместителя Председателя Правительства края - министра природных ресурсов края Шихалёва В.М., Правительство края отмечает, что реализация стратегии развития лесопромышленного комплекса, определенной постановлениями Правительства Хабаровского края от 06 июня 2005 г. N 67-пр "О мерах по повышению роли лесной отрасли в решении задач стратегического развития Хабаровского края на период до 2010 года", от 10 декабря 2007 г. N 233-пр "О реализации мер по повышению роли лесной отрасли в решении задач стратегического развития Хабаровского края на период до 2012 года", обеспечила создание необходимых правовых, организационных и экономических условий для повышения эффективности использования лесных ресурсов в крае.
Привлечение крупных отечественных и зарубежных инвесторов позволило вложить в развитие лесного комплекса за 2005-2009 годы 17,4 млрд. рублей, что в 3,5 раза больше, чем за 2000-2004 годы. Значительно возросли иностранные инвестиции, доля которых в 2008-2009 годах составила 47 процентов.
Опережающими темпами укреплялось деревообрабатывающее производство. Доля инвестиций в деревообработку за последние 5 лет увеличилась с 20 до 93 процентов от всех вложений в отрасль. В 2009 году они составят 6,2 млрд. рублей против 315 млн. рублей в 2004 году. Стоимость основных фондов деревообрабатывающей промышленности выросла за это время в 7,5 раза. В результате реализации приоритетных инвестиционных проектов мощности по переработке древесины увеличились на 1,3 млн. куб. метров, а выпуск лесопродукции с повышенным качеством и мебели возрос в 2 раза.
Оснащение лесозаготовок современным оборудованием позволило расширить применение прогрессивных технологий, по которым в 2009 году будет заготовлено 62 процента всей древесины, и повысить среднюю выработку единицы заготовительной техники в 1,8 раза.
Развитию лесной отрасли способствовали передача краю ряда полномочий в системе лесных отношений в связи с введением в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации, расширение системы крупных холдингов, которые, обладая 57 процентами лесных ресурсов, обеспечили в 2007-2009 годах привлечение 88 процентов всех инвестиций в отрасль, развитие среднего и малого бизнеса в деревообработке и мебельном производстве, реализация программы кадрового обеспечения лесопромышленного комплекса.
В результате осуществленных организационно-экономических мер в 2009 году по сравнению с 2004 годом объем валовой добавленной стоимости отрасли возрастет в 1,4 раза, реализации продукции - в 1,3 раза. Средняя заработная плата работников отрасли увеличится с 8 388 до 15 600 рублей. Поступления в бюджет края с одного кубометра заготовленной древесины вырастут с 93 до 156 рублей.
Вместе с тем лесному комплексу не удалось эффективно использовать все возможности для решения задач стратегического развития отрасли.
Прежде всего, не было обеспечено привлечение необходимых инвестиций для строительства мощностей, обеспечивающих к 2012 году полную переработку заготавливаемой древесины.
В результате из десяти приоритетных инвестиционных проектов пока реализовано лишь четыре и один находится в стадии завершения строительства. По четырем проектам не решены принципиальные вопросы строительства, в том числе по заводу по производству 700 тыс. тонн целлюлозы в год в г. Амурске, способному перерабатывать 3,5 млн. куб. метров низкотоварной древесины и отходов лесозаготовок и деревообработки.
Каждое третье лесозаготовительное предприятие не имеет и не ведет работу по созданию современных перерабатывающих мощностей. Не решены практические вопросы строительства объектов по переработке круглых лесоматериалов предприятиями холдингов открытого акционерного общества "Дальлеспром" и закрытого акционерного общества "Шелеховский КЛПХ", в пользовании которых сосредоточены лесные ресурсы с установленным годовым объемом заготовки 3,7 млн. куб. метров, что составляет треть годовой программы отрасли. В Комсомольском, Ульчском, Николаевском и имени Полины Осипенко районах в 2009 году будет переработано менее 15 процентов заготовленной древесины.
В результате не обеспечения предприятиями отрасли выпуска лесоматериалов необходимого качества, высокой их стоимости, недостаточно активной маркетинговой работы снижена эффективность реализации лесопродукции. За последние два года объем экспорта лесоматериалов сократился на 43 процента, в том числе в Японию в 5 раз, цены на экспортную лесопродукцию уменьшились на 11 процентов, валютная выручка снизилась почти в 2 раза.
Не произошло укрепления и внутреннего рынка лесоматериалов. Загруженность мощностей по производству комплектов изделий для деревянного домостроения составляет менее 10 процентов, производство столярных изделий сократилось в 2 раза.
Проблемы лесопереработки и снижения потребности рынка в лесоматериалах значительно осложнили положение в лесозаготовительном производстве. В 2009 году по сравнению с 2007 годом объем заготовки древесины уменьшится с 9,4 до 5,1 млн. куб. метров. В 2009 году 29 предприятий - арендаторов лесного фонда не вели заготовку древесины. Численность работающих на лесозаготовках за два последних года сократилась на 1 560 человек.
Снижение объема лесозаготовок и экспорта лесоматериалов в 2008-2009 годах, четырехкратный рост таможенных пошлин на экспорт необработанной древесины не позволили лесной отрасли достичь определенных Правительством края параметров на 2009 год по основным показателям, характеризующим эффективность работы отрасли, - объему валовой добавленной стоимости, налоговым поступлениям в бюджет края, росту заработной платы.
Более того, в 2008 году лесная отрасль впервые за последние 10 лет получила убытки в размере 2,2 млрд. рублей. Налоговая эффективность одного кубометра переданных в пользование лесных ресурсов за последние два года сократилась на 34 процента.
Невыполнение лесным комплексом основных стратегических задач развития в значительной степени обусловлено недостаточно продуманной и взвешенной политикой, проводимой в последние годы в стране, по реформированию системы лесопользования, является результатом последствий мирового экономического кризиса, значительно снизившего потребности в лесоматериалах и возможности финансового обеспечения развития отрасли.
В целях преодоления кризиса лесопромышленного комплекса края и обеспечения его дальнейшего устойчивого развития Правительство края
постановляет:
1. Признать проводимую в крае работу по реализации стратегических задач развития лесопромышленного комплекса края недостаточной.
2. Утвердить прилагаемый уточненный прогноз развития лесопромышленного комплекса Хабаровского края на период до 2012 года.
3. Министерству природных ресурсов края (Шихалёв В.М.):
3.1. Во взаимодействии с руководителями хозяйствующих субъектов принять необходимые меры по обеспечению строительства в 2009-2012 годах основных лесоперерабатывающих мощностей согласно приложению к настоящему постановлению.
3.2. Совместно с министерством экономического развития и внешних связей края (Калашников В.Д.):
3.2.1. Продолжить работу по привлечению средств инвестиционного и других фондов Российской Федерации для софинансирования приоритетных инвестиционных проектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Российской Федерации.
Срок - 2009-2012 годы.
3.2.2. Продолжить работу по улучшению инвестиционного климата края и снижению административных барьеров при реализации инвестиционных проектов по созданию деревообрабатывающих производств в лесной отрасли.
Срок - 2010-2012 годы.
3.2.3. Разработать комплекс мер по созданию условий для развития среднего и малого бизнеса в сфере деревообработки и производства мебели.
Срок - I квартал 2010 г.
3.2.4. Обеспечить систематическое размещение предложений по реализации лесопродукции, производимой предприятиями края, на официальном сайте агентства по привлечению иностранных инвестиций Хабаровского края.
Срок - 2010-2012 годы.
3.2.5. Проработать с торговыми представительствами Российской Федерации в странах Северо-Восточной Азии (КНР, Япония, Республика Корея) вопросы о возможности проведения совместных мероприятий, направленных на продвижение продукции деревопереработки в этих странах.
Срок - первое полугодие 2010 г.
3.2.6. Продолжить работу с федеральными органами исполнительной власти по реализации предложений лесопромышленных предприятий края по установлению финансовых и других преференций для предприятий, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Срок - 2009-2012 годы.
3.3. С участием открытого акционерного общества "Дальлеспром" (Арутюнян З.Э.):
3.3.1. Активизировать работу по включению проекта "Дальневосточный центр глубокой переработки древесины" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Российской Федерации.
Срок - 2009 год.
3.3.2. Подготовить и внести на рассмотрение Губернатора края комплекс практических мер, обеспечивающих строительство в г. Амурске в 2013-2018 годах завода по производству 700 тыс. т целлюлозы в год.
Срок - II квартал 2010 г.
3.4. Во взаимодействии с главами городских округов и муниципальных районов края, руководителями хозяйствующих субъектов:
3.4.1. Проанализировать с учетом ввода с 01 января 2010 г. 80-процентных таможенных пошлин на необработанную древесину, состояние работы предприятий, не имеющих перерабатывающих мощностей и не способных выпускать конкурентоспособную на рынке продукцию, определить их дальнейшую перспективу, включая вопросы кооперации в переработке древесины, использования переданных в пользование лесных ресурсов, трудоустройства работников.
Срок - 20 января 2010 г.
3.4.2. Обеспечить выполнение лесной отраслью установленных Правительством края параметров экономических показателей развития на 2009 год, обратив особое внимание на решение вопросов трудоустройства высвобождающихся работников лесопромышленного комплекса и обеспечения своевременности выплаты заработной платы.
Срок - 2009 год.
3.5. В целях оказания содействия хозяйствующим субъектам в продвижении товаров на внутреннем и внешнем рынках:
3.5.1. Организовать участие предприятий лесопромышленного комплекса в презентации Хабаровского края в г. Гуанчжоу (КНР).
Срок - ноябрь 2009 г.
3.5.2. Во взаимодействии с ассоциацией "Дальэкспортлес" (Сидоренко А.Н.) в целях своевременного реагирования на изменения внешнеэкономической конъюнктуры в условиях экономического кризиса и продвижения экспорта лесопродукции предприятий осуществлять ежемесячный мониторинг рынков стран Северо-Восточной Азии по основным позициям краевого лесного экспорта с размещением материалов на официальном сайте Правительства Хабаровского края.
Срок - I квартал 2010 г.
3.5.3. Во взаимодействии с федеральным государственным учреждением "Дальневосточный научно-исследовательский институт лесного хозяйства" (Ковалев А.П.) обобщить имеющийся в крае и мировой опыт добровольной сертификации леса и определить комплекс практических мер по ее расширению на предприятиях лесного комплекса.
Срок - первое полугодие 2010 г.
3.5.4. Активизировать работу по привлечению предприятий лесного комплекса к участию в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Хабаровского края.
Срок - 2010-2012 годы.
3.5.5. Разработать меры, направленные на расширение номенклатуры и повышение конкурентоспособности изделий деревообрабатывающей промышленности края, используемых в массовом жилищном строительстве.
Срок - II квартал 2010 г.
3.6. Совместно с управлением лесами Правительства края (Болтрушко В.М.), Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (Коваленко В.Н.), федеральным государственным учреждением "Дальневосточный научно-исследовательский институт лесного хозяйства" с учетом положений Лесного кодекса Российской Федерации и перспектив развития лесопереработки в крае подготовить концепцию и меры по обеспечению реального перехода на устойчивое и неистощительное использование лесов в Хабаровском крае на период до 2020 года.
Срок - 2010 год.
3.7. В целях усиления контроля за лесопользованием и экспортом древесины:
3.7.1. Совместно с управлением лесами Правительства края, федеральным государственным учреждением "Дальневосточный научно-исследовательский институт лесного хозяйства" продолжить работу по реализации пилотного проекта по созданию системы государственного учета заготовленной древесины в Хабаровском крае, формированию базы данных по заготовке и движению древесины.
Срок - 2009-2010 годы.
3.7.2. Во взаимодействии с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Хабаровскому краю (Блинников В.П.), управлением лесами Правительства края разработать комплекс дополнительных мер по усилению контроля за деятельностью лесопользователей, сокращению нелегальной заготовки и вывозки древесины с территории края.
Срок - первое полугодие 2010 г.
3.8. Совместно с министерством образования края (Базилевский А.А.), хозяйствующими субъектами, учебными заведениями края решить вопросы обеспечения вводимых в 2010-2012 годах новых производств по переработке древесины квалифицированными кадрами.
Срок - 2010-2012 годы.
3.9. Во взаимодействии с администрациями Ульчского (Данкан Ю.Л.), Николаевского (Лысаков С.Н.) муниципальных районов, открытым акционерным обществом "Дальлеспром", закрытым акционерным обществом "Шелеховский КЛПХ" (Кожанов С.Н.) определить перспективу развития лесной отрасли в Ульчском и Николаевском районах с учетом предполагаемого строительства лесоперерабатывающих мощностей в крае и возможностей лесопромышленных предприятий районов.
Срок - I квартал 2010 г.
4. Министерству жилищно-коммунального хозяйства края (Литвинчук А.А.) совместно с министерством природных ресурсов края продолжить работу по изучению возможностей применения отходов лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности в качестве топлива для выработки энергии.
Срок - 2010 год.
5. Министерству промышленности, транспорта и связи края (Чудов В.В.) совместно с министерством природных ресурсов края, транспортными организациями решить вопросы перевозки лесных грузов с учетом изменения номенклатуры и объемов лесоматериалов, планируемых к производству в 2010-2012 годах.
Срок - 2010-2012 годы.
6. Межведомственной комиссии по содействию реализации приоритетных инвестиционных проектов по переработке древесины, реализуемых на территории Хабаровского края:
6.1. Оказать содействие хозяйствующим субъектам в устранении причин, сдерживающих строительство предприятиями лесопромышленного комплекса в 2009-2012 годы основных лесоперерабатывающих мощностей, указанных в приложении к настоящему постановлению.
Срок - постоянно.
6.2. С участием комитета Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса (Шатаев А.А.), министерства природных ресурсов края оказать содействие по обеспечению технологического присоединения к действующим электрическим сетям планируемых к вводу в 2010-2012 годах объектов по переработке древесины.
Срок - IV квартал 2009 г.
6.3. С участием министерства промышленности, транспорта и связи края, министерства природных ресурсов края, краевого государственного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог" (Федоров О.П.) с учетом предполагаемого строительства автомобильных дорог в крае и развития транспортной инфраструктуры лесного комплекса изучить возможность проведения совместных работ по строительству транспортных магистралей с дальнейшим использованием дорог как дороги общего пользования и для перевозки лесных грузов.
Срок - I квартал 2010г.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра природных ресурсов края Шихалёва В.М.
Информацию о ходе выполнения настоящего постановления представить Губернатору края до 01 августа 2010 г.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТОЧНЕННЫЙ ПРОГНОЗ
развития лесопромышленного комплекса Хабаровского края
на период до 2012 года
N п/п | Показатели | Единица измерения | 2008 год (факт) | 2009 год (оценка) | 2010 год (прогноз) | 2011 год (прогноз) | 2012 год (прогноз) | 2012 год к 2009 году (процентов) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Заготовка древесины | млн. | 7,3 | 5,2 | 4,3 | 6,0 | 7,7 | 148,1 |
2. | Круглые лесоматериалы | млн. | 6,4 | 4,5 | 3,7 | 5,4 | 6,9 | 153,3 |
3. | Переработка | |||||||
3.1. | Круглые лесоматериалы | млн. | 1,3 | 1,5 | 3,1 | 4,9 | 6,6 | 440,0 |
3.2. | Отходы производства | млн. | 0,2 | 0,3 | 0,7 | 1,2 | 1,8 | 600,0 |
4. | Производство | |||||||
4.1. | Пиломатериалы | тыс. | 466 | 520 | 1 460 | 2 140 | 2 600 | 500,0 |
в том числе сухих | тыс. | 150 | 200 | 340 | 510 | 725 | 362,5 | |
4.2. | ДСП | тыс. | 27 | 28 | 85 | 125 | 155 | 553,6 |
4.3. | МДФ | тыс. | 50 | 110 | 200 | |||
4.4. | Шпон | тыс. | 9 | 11 | 27 | 79 | 180 | 1 636,4 |
4.5. | Щепа | тыс. | 35 | 85 | 155 | 305 | 625 | 735,3 |
4.6. | Мебель | млн. | 648 | 650 | 700 | 750 | 860 | 132,3 |
5. | Объем реализации | млрд. | 19,5 | 17,1 | 23,3 | 36,0 | 41,9 | 245,0 |
6. | Поступление в бюджет края | млн. | 794 | 795 | 870 | 1 300 | 1 600 | 201,3 |
7. | Средняя заработная плата | тыс. | 15,2 | 15,6 | 17,0 | 20,0 | 23,0 | 147,4 |