ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 1998 года N 483
О состоянии и мерах по дальнейшему развитию
системы общего образования в крае
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Губернатора Хабаровского края
от 5 мая 2008 года N 65
___________________________
Заслушав и обсудив информацию председателя комитета общего образования администрации края о состоянии и мерах по дальнейшему развитию системы общего образования в крае, коллегия при главе администрации края отмечает, что сложившаяся в крае система общего образования обеспечивает выполнение Закона РФ "Об образовании" и соответствует федеральной и региональной политике в области образования.
Существующая сеть образовательных учреждений, ее видовое разнообразие, расширяющийся спектр образовательных услуг способствуют получению образования по выбору, с учетом интересов и возможностей каждого ребенка.
Ежегодно увеличивается сеть учреждений образования, направляются средства на укрепление и развитие их материально-технической базы. Только за последние два года введено 14 школ-новостроек; принято на баланс 18 общеобразовательных школ ведомства Дальневосточной железной дороги. Уровень подготовки школ к новому учебному году обеспечивает условия для организации учебно-воспитательного процесса, выполнения федеральных и региональных программ.
Сохраняется высокий кадровый потенциал системы общего образования: 92,7 процента учителей 5 - 11 классов естественно-математического и гуманитарного циклов имеют высшее педагогическое образование. Снизился дефицит педагогических кадров по основным базовым учебным дисциплинам. Организована целевая (контрактная) подготовка педагогических кадров приняты меры по их закреплению. Создана и стабильно функционирует система госзаказа подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
В текущем учебном году впервые организована переподготовка работников муниципальных и краевых органов управления образованием по специальности "Муниципальное и государственное управление".
Улучшилось информационное обеспечение педагогических кадров, комитетом общего образования издается семь краевых научно-методических журналов, вестник нормативной документации.
В текущем учебном году за счет рационального использования школьных фондов снята напряженность в обеспечении учащихся учебниками.
Обновляется содержание общего образования, повышается его качество. Вводится Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта. Упорядочен перечень образовательных программ, реализуемых в школах края. Определены единые сроки получения образования учащимися края в связи с переходом на четырехлетнее обучение детей в начальной школе. Улучшилась подготовка к школе детей, не охваченных дошкольными учреждениями.
Улучшилась организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы, психолого-педагогическая помощь детям и семьям (гг. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск; Верхнебуреинский район).
Дальнейшее развитие получила система дополнительного образования, больше внимания стало уделяться нравственно-правовому и экологическому воспитанию учащихся (Николаевский, Бикинский, Комсомольский районы). Сложилась устойчивая система организации летнего отдыха детей.
Совершенствуется нормативно-правовая база учреждений общего образования.
Имеется опыт хозрасчетной деятельности в учреждениях образования, их перехода на самостоятельный баланс (гг. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск).
В результате целенаправленной работы муниципальных образований городов и районов края, органов управления образованием 99,3 процента выпускников основной школы овладевают необходимыми знаниями. Около 70 процентов выпускников девятых классов обучаются в средней (полной) школе. В г. Хабаровске, Ванинском, Верхнебуреинском, Нанайском и Охотском районах этот показатель выше краевого. Свыше 48 процентов выпускников средней школы продолжают образование в высших учебных заведениях.
Отмечая позитивные процессы, происходящие в сфере образования края, коллегия обращает внимание на негативные явления, препятствующие его дальнейшему развитию и совершенствованию.
Не во всех территориях края созданы соответствующие условия для реализации права граждан на получение общего образования, улучшения качества образовательного процесса.
Темпы износа и старения зданий учреждений образования опережают темпы их реконструкции и строительства новых объектов; увеличивается число школ, размещенных в приспособленных помещениях (32%), 24 школы размещены в аварийных зданиях, 177 школ (36%) требуют срочного капитального ремонта, не завершено строительство 47 учреждений образования.
Сложно решаются вопросы по укреплению материальной базы, приобретению оборудования, учебной компьютерной техники. В кризисной ситуации находится материальная база сельских школ, которых в крае 48,8 процента, особенно сложная ситуация в районах имени Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканском и Ульчском.
Требует обновления фонд учебников, 40 процентов этого фонда подлежит списанию.
Обостряется проблема организации питания учащихся из малообеспеченных семей, снижается охват (20,4%) горячим питанием за счет средств бюджета.
В крае снижается уровень здоровья детей. В два раза возросло число несовершеннолетних, родители которых лишены родительских прав, не снижается число неблагополучных семей.
Осложнение экономической ситуации, снижение уровня воспитательной работы, недостаточное взаимодействие с органами внутренних дел и другими ведомствами привели к росту правонарушений среди школьников.
В крае медленно осуществляется переход учреждений образования на нормативное финансирование, самостоятельный баланс, ослаблена работа по привлечению внебюджетных средств, в том числе за счет оказания дополнительных образовательных услуг. Недостаточное ресурсное обеспечение учреждений образования, задержка выплаты заработной платы не способствовали стабильной работе коллективов. Сократилась возможность повышения квалификации педагогических кадров, учителя Бикинского, Аяно-Майского, Ульчского районов более пяти лет не повышали свою квалификацию.
Не в полной мере используются возможности привлечения средств федеральных целевых программ, реализуемых в крае.
В целях совершенствования работы по выполнению Закона Российской Федерации "Об образовании", развития системы образования в крае и устранения отмеченных недостатков
постановляю:
1. Принять к сведению информацию председателя комитета общего образования администрации края Обуховой Л.Ф. о состоянии и мерах по дальнейшему развитию системы образования в крае и обратить внимание комитета общего образования администрации края, руководителей муниципальных образований городов и районов края на необходимость принятия мер по устранению отмеченных недостатков.
2. Комитету общего образования администрации края (Обухова Л.Ф.), главам муниципальных образований городов и районов края:
2.1. Принять меры по повышению персональной ответственности руководителей учреждений образования за выполнение Закона Российской Федерации "Об образовании" в части обеспечения прав граждан на общее образование.
2.2. В срок до 1 декабря 1999 г. разработать программу развития системы общего образования в крае, уделив особое внимание сельской общеобразовательной школе.
3. Комитету общего образования администрации края:
3.1. С целью улучшения социального и правового положения детей в крае:
3.1.1. Подготовить проект Закона Хабаровского края "О правах ребенка" (декабрь 1999 г.).
3.1.2. Провести совместно с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации межрегиональное совещание-семинар "Гуманистическая педагогика: социально-психологическая адаптация безнадзорных детей в условиях образовательного процесса" (март 1999 г.).
3.2. До 2000 года обеспечить внедрение очной и очно-заочной формы повышения квалификации педагогических работников без отрыва от места проживания.
3.3. Завершить до 2003 года поэтапную переподготовку педагогических кадров в связи с переходом на единый (четырехлетний) срок обучения в начальной школе.
3.4. Продолжить работу по реструктуризации, оптимизации и упорядочению сети учреждений образования в целях экономии государственных расходов на образование.
3.5. Усилить взаимодействие с комитетом по делам молодежи, органами внутренних дел и другими ведомствами по координации воспитательной работы и профилактике правонарушений среди школьников.
4. Директору финансового департамента администрации края Кацубе А.С., председателю комитета общего образования администрации края Обуховой Л.Ф. внести предложения о резервировании в краевом бюджете на 1999 год средств в сумме 8,9 млн. руб. для оказания помощи муниципальным образованиям городов и районов края в подготовке учреждений образования края к началу нового учебного года за счет краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований.
5. Комитету общего образования, департаменту здравоохранения (Кравец А.В.) администрации края, главам муниципальных образований городов и районов края принять необходимые меры по своевременному медицинскому обследованию детей дошкольного и школьного возраста, улучшению их медицинского обслуживания, безусловному выполнению санитарных правил и норм Гигиенических требований к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.
6. Комитету общего образования, управлению промышленности комитета промышленности, транспорта и связи (Частный С.И.) администрации края, главам муниципальных образований городов и районов края в срок до 1 сентября 1999 г. изучить возможность производства в крае школьной формы для учащихся общеобразовательных учреждений как средства социальной защиты школьников.
7. Комитету по строительству (Гейт Б.В.), комитету общего образования администрации края, главам муниципальных образований городов и районов края осуществлять постоянный контроль за ходом строительства и капитального ремонта учреждений образования, финансируемых из краевого и федерального бюджетов.
8. Комитету общего образования совместно с департаментом средств массовой информации, молодежной политики и спорта (Левков С.А.) администрации края до 1 марта 1999 г. разработать предложения по использованию краевой полиграфической базы для учебного книгоиздания, программно-методического обеспечения образовательных учреждений.
9. Главам муниципальных образований городов и районов края:
9.1. Составить перспективные планы профессиональной переподготовки работников органов управления образованием, руководителей учреждений образования по специальности "Государственное и муниципальное управление", принять меры по их реализации.
9.2. Предусмотреть в бюджетах территорий средства на капитальный ремонт учреждений образования, целевую (контрактную) подготовку и повышение квалификации педагогических кадров.
9.3. Определить меры по переводу учреждений образования на самостоятельный баланс, развитию системы дополнительных платных образовательных услуг.
9.4. Принять дополнительные меры по организации питания школьников, особенно из малообеспеченных семей, усилить контроль за обеспечением жилищных и имущественных прав несовершеннолетних.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Стрелкову И.И.
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
В.И. Ишаев
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка
Редакция документа
подготовлена "Софтинформбюро"