1. Необходимость разработки и осуществления
основных направлений развития здравоохранения
Хабаровского края
За последние четыре года показатели общественного здоровья населения Хабаровского края ухудшились. В 1995 году общая смертность населения составила 13 на 10 тыс. населения, что на 22 процента превышает уровень смертности населения в 1992 году. При этом смертность от сердечно-сосудистых заболеваний возросла на 24 процента, от несчастных случаев в 1,4 раза. Смертность среди трудоспособного населения увеличилась на 29,5 процента, что обусловило снижение средней продолжительности предстоящей жизни населения края с 66,3 в 1992 году до 62,7 в 1995 году.
На высоком уровне продолжает оставаться младенческая смертность, показатели которой в 1995 году составили 17,8 на тысячу родившихся. Основными причинами младенческой смертности в крае являются: состояния, возникшие в перинатальный период, врожденные пороки, болезни органов дыхания, инфекционные заболевания.
По сравнению с 1992 годом на 16 процентов возросла общая заболеваемость населения. Особую тревогу вызывает неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка и рост в 1995 году таких инфекционных заболеваний как дифтерия, туберкулез, инфекционные гепатиты, сифилис. На высоком уровне сохраняется заболеваемость психическими расстройствами, алкоголизмом, нарко- и токсикоманиями.
Сложившаяся к началу 90-х годов система здравоохранения с систематическим ее финансированием по остаточному принципу оказалась не в состоянии сдержать резкий процесс ухудшения здоровья населения, связанный с социально-экономическим кризисом как в России в целом, так и в крае. Отсутствие в России единой государственной концепции развития здравоохранения, крайне слабая законодательная база в области охраны здоровья населения еще более усиливают негативные тенденции в состоянии общественного здоровья россиян.
Нынешнее состояние здравоохранения края характеризуется острым недостатком финансовых средств для покрытия расходов медицинских учреждений и проведения мероприятий по профилактике болезней. Введение обязательного медицинского страхования позволило лишь частично восполнить острый недостаток финансовых средств в учреждениях здравоохранения. Действующий принцип приоритетного финансирования лишь защищенных статей лишает медицинские учреждения самостоятельной деятельности, не дает возможности регулярно обновлять основные фонды, создавать условия для рационального использования ресурсов.
Существующие в здравоохранении края организационные медицинские технологии не дают возможности для осуществления эффективных мероприятий по профилактике болезней, сокращению сроков лечения больных.
Имеющаяся в крае сеть медицинских учреждений не позволяет обеспечить этапность лечебно-диагностического процесса, принятого в развитых странах мира: интенсивная терапия, долечивание, восстановительное лечение. В крае нет учреждений здравоохранения для хронических больных, нуждающихся не столько в лечении, сколько в длительном постоянном уходе. Несмотря на высокий уровень обеспеченности населения края медицинскими работниками, качество их работы в целом не соответствует международному уровню. Большинство врачей и средних медицинских работников не умеют управлять процессами диагностики и лечения болезней. В крае отсутствует система оказания медицинской помощи по принципу врача общей практики, осуществляющего функции постоянного наблюдения за пациентом.
Нуждается в укреплении медицинская наука. Недостаточно проводятся научные исследования в области профилактики болезней, по разработке новейших медицинских технологий, повышающих эффективность лечебно-диагностических мероприятий.
В нынешнем виде здравоохранение края с трудом поддается изменениям и малоспособно к динамичной реакции на меняющиеся условия его функционирования. Коренной перестройки требует система управления здравоохранением края, целью деятельности которой должно стать повышение эффективности использования ресурсов. Здравоохранению края требуются единые подходы к планированию, основанные на глубоком системном анализе состояния здоровья населения и деятельности медицинских учреждений.
Проведенный краткий анализ состояния здравоохранения края ставит вопрос о необходимости глубокой структурной перестройки в области организации, функционирования и управления медицинскими учреждениями. Основные направления развития здравоохранения определены в соответствии с постановлением главы администрации края от 30.10.1995 N 427 "Об основных направлениях структурной перестройки экономики Хабаровского края".