В целях выполнения организационных мероприятий по реализации Основных направлений развития здравоохранения Хабаровского края на 2006-2008 годы, утвержденных приказом министерства здравоохранения Хабаровского края от 16.08.2005 N 225 "Об исполнении постановления Правительства Хабаровского края от 25.07.2005 N 86-пр"
утверждаю:
1. Концепцию управления качеством медицинской помощи (далее - Концепция) в Хабаровском крае (прилагается).
2. План организационных мероприятий по реализации Концепции (прилагается).
приказываю:
1. Первому заместителю министра здравоохранения края Балабкину И.В., заместителям министра здравоохранения края Деркачу А.Я., Новиковой Н.А.:
1.1. Обеспечить выполнение плана организационных мероприятий по реализации Концепции.
1.2. В срок до 01.12.2005 провести анализ планов организационных мероприятий, представленных краевыми государственными учреждениями здравоохранения, и при необходимости внести в них дополнения и изменения в соответствии с утвержденными Концепцией и планом организационных мероприятий по реализации Концепции.
1.3. Оценку деятельности краевых государственных учреждений здравоохранения осуществлять в соответствии с утвержденными планами организационных мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи населению.
2. Первому заместителю министра здравоохранения края Балабкину И.В.:
2.1. Организовать текущий мониторинг за исполнением плана организационных мероприятий по реализации Концепции, в том числе планами, предоставленными руководителями краевых государственных учреждений здравоохранения.
2.2. Ежегодно, не позднее 1 февраля последующего года, представлять информацию о ходе выполнения мероприятий по реализации Концепции управления качеством медицинской помощи в Хабаровском крае. Ввести в действие Концепцию и план организационных мероприятий по реализации Концепции с 01.01.2006.
3. Руководителям краевых государственных учреждений здравоохранения:
3.1. Обеспечить выполнение плана организационных мероприятий по реализации Концепции.
3.2. В срок до 01.11.2005 подготовить приказы по учреждениям здравоохранения по реализации Концепции и плана организационных мероприятий и предоставить их в министерство здравоохранения края - первому заместителю министра здравоохранения края, начальнику управления кадровой политики, информационной и экспертной работы Балабкину И.В.
4. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований края разработать планы мероприятий по реализации Концепции.
5. Признать утратившим силу приказ министерства здравоохранения Хабаровского края от 19.03.2004 N 89 "Об утверждении плана мероприятий по реализации краевой отраслевой программы "Управление качеством в здравоохранении Хабаровского края на 2004-2007 годы".
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения края Балабкина И.В.
Министр
Н.Д. Халилов
КОНЦЕПЦИЯ
управления качеством медицинской помощи
Настоящая Концепция управления качеством медицинской помощи населению (далее - Концепция) разработана во исполнение решения коллегии министерства здравоохранения Хабаровского края от 24.03.2003 N 3/3 "Об утверждении краевой отраслевой программы "Управление качеством в здравоохранении Хабаровского края на 2004-2007 годы", п. 1.2 Плана мероприятий по реализации краевой отраслевой программы "Управление качеством в здравоохранении Хабаровского края на 2004-2007 годы", утвержденного приказом министерства здравоохранения Хабаровского края от 19.03.2004 N 89.
Разработка Концепции обусловлена необходимостью реализации государственной политики в области здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения качества и доступности медицинской помощи путем создания организационных, экономических и правовых условий предоставления медицинских услуг.
Разделение полномочий по оказанию медицинской помощи между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, неуклонный рост ресурсной и технологической базы здравоохранения, появление на рынке медицинских услуг страховых и частных медицинских организаций требуют единого системного подхода к управлению качеством медицинской помощи, являющемуся основной целевой функцией и критерием деятельности системы здравоохранения края.
Система управления качеством медицинской помощи является структурным элементом системы управления здравоохранением - ее частью, включающей специфические организационно-технические мероприятия и алгоритмы по обеспечению и улучшению качества, характеризуется непрерывным циклическим процессом на всех уровнях управления: краевом, муниципальном, уровне учреждения здравоохранения, каждого медицинского работника.
Основой обеспечения качества медицинской помощи является медицина, основанная на доказательствах, - как совокупность методологических подходов к проведению клинических исследований, оценке и применению их результатов.
Системный подход к решению задач управления качеством медицинской помощи проявляется в создании целостной системы, которая обеспечивает формирование условий реализации возможностей для повышения качества деятельности медицинской организации на основе стандартизации, использования доказательных технологий, системы показателей качества и методики их оценки.
Поэтому система управления качеством - это комплекс различных видов деятельности, направленных на разработку, установление и достижение стандартов с целью улучшения и дальнейшего наблюдения за процессом оказания медицинской помощи, в результате чего достигается ее максимальная эффективность, доступность и безопасность.
Законодательная база по управлению качеством медицинской помощи включает в себя:
1. Закон РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1.
2. Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" от 02.04.1993 N 4741-1.*
________________
*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 28.06.1991 N 1499-1". - Примечание "КОДЕКС".
3. Закон РФ "О защите прав потребителей".
4. Закон РФ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
6. Приказ Минздрава России от 31.01.2001 N 18 "Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации. Отраслевой стандарт 91500.01.0006-2001. Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении".
Участниками системы управления качеством медицинской помощи на уровне субъекта Федерации являются:
- Органы управления здравоохранением;
- Учреждения здравоохранения;
- Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (филиалы фонда ОМС);
- Страховые медицинские организации;
- Страхователи;
- Росздравнадзор;
- Роспотребнадзор;
- Правоохранительные органы;
- Профессиональные медицинские ассоциации;
- Общества защиты прав потребителей;
- Медицинский персонал;
- Пациенты.
Предпосылками формирования Концепции являются:
1. Отсутствие единой системы управления качеством медицинской помощи.
2. Отсутствие отработанной методологии и методики управления качеством медицинской помощи.
3. Ориентация в процессе управления качеством медицинской помощи преимущественно на процесс оказания медицинских услуг.
4. Осознание того, что:
4.1. Существующие элементы управления качеством медицинской помощи не являются механизмом повышения безопасности, доступности, качества и эффективности медицинской помощи.
4.2. Показатели качества медицинской помощи не влияют на уровень оплаты труда медицинских работников, не формируют мотивации руководителей учреждений здравоохранения к эффективному использованию ресурсов.
4.3. Медицина, основанная на доказательствах, еще не стала фактором, оказывающим определяющее влияние на развитие системы управления качеством медицинской помощи.
Принципы Концепции основываются на:
- безопасности, доступности и эффективности медицинской помощи;
- системности - участии всех лиц и организаций, работающих в системе здравоохранения, в достижении целей обеспечения качества;
- единстве медицинской науки и практики - принятии клинических и управленческих решений, основывается на научном подходе, включающем как постоянный сбор и критический анализ результатов научных исследований, так и организационный эксперимент;
- координации - едином порядке разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, надзора и контроля за их соблюдением;
- соответствии устанавливаемых требований нормативным правовым актам Российской Федерации и Хабаровского края.
Целью предлагаемой Концепции является создание системы управления качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения различных форм собственности, способствующей обеспечению реализации прав граждан на бесплатную, доступную и качественную медицинскую помощь, соответствующую стандартам, снижению или исключению организационных, клинических, ресурсных, правовых, финансовых и других рисков при оказании медицинской помощи.
Задачи по реализации Концепции:
1. Разработать систему управления качеством медицинской помощи.
2. Создать службу по управлению качеством медицинской помощи в здравоохранении края.
3. Продолжить развитие системы стандартизации в здравоохранении края.
4. Перейти к использованию в здравоохранении медицинских технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности их применения.
5. Разработать и внедрить систему мотивации и экономические механизмы стимулирования медицинских работников, направленные на повышение качества медицинской помощи.
Формирование системы управления качеством медицинской помощи методологически основывается на перспективной модели управления системой здравоохранения Хабаровского края и включает в себя основные блоки:
1. Разработка и введение системы управления качеством медицинской помощи в систему управления здравоохранением края на основе ввода в действие новых или реформирования действующих структур здравоохранения в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными правовыми документами.
2. Контроль, мониторинг и анализ текущей деятельности на основе сравнительного анализа (факт/план) и выявления степени отклонения (риска) значений от установленных нормативов (стандартов).
3. Принятие управленческих решений путем разработки, обоснования и внесения изменений и дополнений в нормативные документы субъектов, участвующих в оказании медицинской помощи, способствующих исключению или снижению рисков.
Ожидаемые результаты. Предполагается, что разработка и введение системы управления качеством медицинской помощи позволит повысить доступность, безопасность и эффективность медицинской помощи населению.
Реализация первого блока предполагает разработку моделей объектов управления (подсистем).
В качестве объектов управления можно рассматривать основные:
1. Подсистемы медицинской помощи:
- подсистема организации (структуры) медицинской помощи;
- подсистема оказания (процесса) медицинских услуг;
2. Подсистемы немедицинских услуг - подсистемы обеспечения процессов оказания медицинских услуг:
- подсистема кадрового обеспечения;
- подсистема лекарственного обеспечения;
- подсистема материально-технического обеспечения (оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и т.п.);
- подсистема информационного обеспечения;
- подсистема методического обеспечения;
- подсистема нормативного правового обеспечения;
- подсистема обеспечения питанием пациентов, находящихся на стационарном лечении.
Модели подсистем, представлены ниже:
2.1. Модель подсистемы организации медицинской помощи
Предметом деятельности подсистемы организации медицинской помощи (рис. 1 - не приводится) является организационная структура здравоохранения, направленная на производство МУ по лечению, профилактике, реабилитации и др.
Целью этой подсистемы является обеспечение максимальной доступности этих МУ для населения.
Для достижения баланса между спросом и предложением на МУ подсистема должна обосновывать и оптимально распределить через лечебные структуры МУ каждому потенциальному потребителю в необходимой номенклатуре и объеме с применением оптимальных методов и маршрутов ее предоставления.
Основные задачи:
- формирование организационной структуры учреждений здравоохранения (отделений);
- создание и ведение регистра населения;
- определение потребности населения в видах и объемах медицинской помощи;