Состояние социальной сферы в 1995, текущем годах в целом отражало экономическую ситуацию в стране.
Анализ ситуации свидетельствует, что социально уязвимыми группами населения были и остаются пожилые граждане, инвалиды, многодетные и неполные семьи с несовершеннолетними детьми.
Несмотря на принятые меры по повышению минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий, увеличению заработной платы работников бюджетной сферы, реальные денежные расходы сферы сократились. Так, Хабаровский край среди субъектов федерации по соотношению душевого дохода и прожиточного минимума занял 43 место (из 77), первое место в этом списке занимает г. Москва. Если в г. Москве денежный доход на душу населения в среднем превышает прожиточный минимум в 5,8 раза, то в Хабаровском крае - всего в 1,6 раза.
В декабре 1995 года средний размер пенсии с компенсацией был 252,0 тыс. руб., прожиточный минимум пенсионера - 261,8 тыс. руб., т.е. средний размер пенсии составлял 96,3% от размера прожиточного минимума. По этому показателю край занимает 63 место среди субъектов Российской Федерации. В 1995 году только 43,3% пенсионеров края получали пенсию в максимальном размере. В феврале т.г. соотношение минимальной пенсии с компенсацией и прожиточного минимума пенсионера составляло 55,7%, в апреле это соотношение снизилось до 55,3%.
Состояние действующей системы пенсионного обеспечения представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем. Необходимость реформирования пенсионного обеспечения вызвана тем, что пенсионная система не соответствует социально ориентированной рыночной экономике. Высокие размеры обязательных страховых взносов в пенсионный фонд, постоянно возрастающая финансовая нагрузка на экономически активную часть населения в связи с ухудшающимся соотношением между количеством трудоспособных и нетрудоспособных граждан обременительны для экономики. Действующая пенсионная система не может обеспечить значительной части пенсионеров их минимальной потребности. Значительная доля льготных пенсий при равных условиях страхования - одна из причин низких размеров пенсий.
Средний размер пенсии по возрасту в крае составляет 440593 рубля или 40% от среднемесячного заработка, что ниже регионального прожиточного минимума.
Сокращение реальных денежных доходов населения повлекло рост числа нищих и бедняков. В крайне тяжелом положении находятся одинокие пожилые граждане, многодетные и неполные семьи, семьи, в которых родители инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов. Если в 1994 году в органах социальной защиты населения края на учете состояло 166079 человек, то в 1995 году - 196496 человек (увеличение на 15%).
В 1995 году 14186 человек признаны инвалидами, из них: 7960 человек (46,4%) в трудоспособном возрасте, что на 8,4% выше среднего показателя по Российской Федерации, но на 8,3% ниже показателя по Дальневосточному региону.
Администрацией края, органами муниципальных образований на местах принимаются меры по социальной защите пожилых граждан, инвалидов и семей с несовершеннолетними детьми. В 1995 году за счет средств краевого бюджета на территории края предоставлялась 50% скидка на оплату жилой площади и коммунальных услуг участникам войны, труженикам тыла, инвалидам 1 и 2 группы, одиноким престарелым гражданам, некоторым другим категориям граждан. Одиноко проживающим участникам и инвалидам войны, инвалидам 1 и 2 группы, некоторым другим категориям граждан предоставлялась 50% скидка на оплату за пользование телефоном, все одиноко проживающие пенсионеры вносили плату за телефон в размере 75% ее стоимости. Увеличилась сеть социальных нестационарных учреждений. Всего в 1995 году различные виды помощи получили более 510 тысяч человек на сумму 104,6 млрд. рублей.
В 1996 году приняты Законы Хабаровского края N 18 от 01.03.1996 и N 42 от 23.04.1996, которыми предусмотрены меры социальной защиты ветеранов войны и труда, инвалидов за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований.
В 1995 - 1996 годы выплачивалось адресное пособие пенсионерам, получающим пенсию в минимальном размере, за счет средств краевого бюджета.
Не дожидаясь финансирования из федерального бюджета, в крае введены основные позиции по социальной защите ветеранов войны и труда, инвалидов: 50% скидка по оплате жилой площади и коммунальных услуг, 50% скидка по оплате топлива и его доставке, 50% скидка по оплате за пользование телефоном, бесплатный проезд на внутригородском транспорте, льготный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и т.д.
Впервые в этом году в крае введено пособие по нуждаемости для тех, кто живет за чертой нищеты.
В первом полугодии 1996 года общая сумма затрат на реализацию краевой целевой программы составила 182,6 млрд. рублей. 211293 ветеранам войны и труда на сумму 149,8 млрд. рублей были предоставлены льготы в соответствии с Законом РФ "О ветеранах"; 42162 малообеспеченным пожилым гражданам, инвалидам, семьям с детьми оказана социальная помощь на сумму 25,3 млрд. рублей; 166692 человекам была оказана социальная поддержка за счет средств местных бюджетов на сумму 7,5 млрд. рублей.
За счет средств краевого бюджета израсходовано на мероприятия социальной защиты населения 93,8 млрд. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных образований - 67,0 млрд. рублей; за счет средств фонда социального страхования - 8,7 млрд. рублей, отделения ПФ РФ по Хабаровскому краю - 890,9 млн. руб., фонда обязательного медицинского страхования - 199,0 млн. рублей, фонда занятости населения - 3,0 млн. рублей.
Но итоги социально-экономического развития края в 1995 - 1996 годах показывают, что принятых мер недостаточно для улучшения сложившейся ситуации в социальной сфере и требуются новые подходы к решению пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социальной помощи нетрудоспособным и социально уязвимым группам населения.
Предусматривается направить действия администрации края, органов самоуправлений в первую очередь на защиту пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других малообеспеченных категорий населения.
Предусматривается осуществить ряд мер по развитию законодательной, нормативной, материально-технической, финансовой, кадровой, научной и информационной составляющих системы социальной защиты, расширению видов и числа учреждений и предприятий отрасли с соответствующим увеличением расходов на реализацию отдельных гарантий нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения.
Будет продолжена реализация федеральных, краевых, городских (районных) социальных программ.
Предусмотрено исполнение комплексной программы социальной защиты населения как на краевом уровне, так и в районах, городах, которая должна явиться основой бюджетных заявок на соответствующих уровнях финансирования.
В условиях наметившейся экономической и финансовой стабилизации представляется возможным обеспечить в предстоящий период достижение следующих главных целей:
- добиться ощутимого перелома в улучшении материального положения и условий жизни пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других социально уязвимых групп населения через пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальную помощь;
- улучшить состояние инфраструктуры социальной защиты.