ЗАКОН
Хабаровского края
от 01.03.96 № 18
О краевой целевой программе "Социальная защита ветеранов войны и труда, малообеспеченных,
с ограниченной трудоспособностью, нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми"
______________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Хабаровского края от 29.03.06 № 13
______________________________________________________
Настоящий Закон устанавливает основные принципы, правовые и экономические меры, категории граждан в рамках данной программы, которым .будет оказана социальная защита, определяет источники финансирования мероприятий, определяет права граждан и обязанности должностных лиц по выполнению краевой целевой программы "Социальная защита ветеранов войны и труда, малообеспеченных, с ограниченной трудоспособностью, нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми" (далее-Программа).
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
Адресная социальная помощь это дифференцированное обеспечение граждан в денежной или натуральной форме, в виде услуг, осуществляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий.
Прожиточный минимум определяет собой показатель объема, состава, структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека.
Малообеспеченные граждане (семьи) граждане (семьи), проживающие на территории Хабаровского края, у которых средний совокупный доход (заработная плата, пенсии, пособия и другие виды доходов) на одного человека (члена семьи) . не превышает величины месячного прожиточного минимума.
Статья 2. Состав Программы
Утвердить краевую целевую программу "Социальная защита ветеранов войны и труда, малообеспеченных, с ограниченной трудоспособностью, нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми" в составе трех приложений.
Приложение № 1. Паспорт краевой целевой программы "Социальная защита ветеранов войны и труда, малообеспеченных, с ограниченной трудоспособностью, нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми".
Приложение № 2. Краевая целевая программа "Социальная защита ветеранов войны и труда, малообеспеченных, с ограниченной трудоспособностью, нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми".
Приложение № 3. Мероприятия краевой целевой программы "Социальная защита ветеранов войны и труда, малообеспеченных, с ограниченной трудоспособностью, нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми".
Статья 3. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий краевой целевой программы "Социальная защита ветеранов войны и труда, малообеспеченных, с ограниченной трудоспособностью, нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми" обеспечивается из федерального, краевого, местных бюджетов и других источников согласно приложения № 3 настоящего Закона
Статья 4, Ответственностью должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления
Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления за неисполнение настоящего Закона несут административную ответственность в виде штрафа от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда, .налагаемого в судебном порядке.
Председатель Хабаровской
краевой Думы В.А.Озеров
Приложение I
к Закону Хабаровского края
от 01.03.96 № 18
ПАСПОРТ
краевой целевой программы: "Социальная защита ветеранов войны и труда, малообеспеченных,
с ограниченной трудоспособностью, нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми "
Наименование программы: "Социальная защита ветеранов войны и труда, малообеспеченных, с ограниченной трудоспособностью, нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми"
Государственный заказчик: Департамент социальной защиты Администрации края
Основные исполнители: Департамент социальной защиты, управление здравоохранения, управление народного образования, комитет по статистике, комитет по труду, Администрация края. Фонд медицинского страхования. Фонд социальной защиты, Пенсионный фонд. Фонд социального страхования, краевой Центр трудоустройства, ГТПП "Фармация", АО "Электрическая связь", управление ЖКХ Администрации края, органы местного самоуправления, комитет по культуре и искусству, комитет по физкультуре, спорту и туризму, управление торговли и питания Администрации края.
Разработчик: Департамент социальной защиты Администрации края Сроки реализации программы: 1996 год
Основные мероприятия программы: Программой предусмотрено разработка и принятие нормативных правовых актов, методических руководств, а также мер социальной защиты граждан за счет федерального, краевого бюджетов, бюджетов муниципальных образований и других источников.
Важнейшие целевые показатели: Повышение степени социальной защиты в первую очередь ветеранов войны и труда, малообеспеченных, с ограниченной трудоспособностью, нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми и других социально уязвимых категорий граждан. Создание условий для адаптации в сложных социально-экономических условиях гражданам, чьи возможности ^адаптации ограничены в силу объективных причин.
Ожидаемые конечные результаты: Формирование социальной защиты, направленной на выравнивание возможностей различных групп граждан к созданию минимально-приемлемого жизненного уровня. Переход на оказание адресной социальной защиты и введение социальных пособий для поднятия до минимального приемлемого жизненного уровня в первую очередь тех категорий граждан, у которых возможности ограничены по объективным причинам.
Систематизация и разграничение финансовой ответственности за определенные виды социальной защиты между бюджетами Российской Федерации, краевым бюджетом и бюджетами органов местного самоуправления.
Объемы и источники финансирования: Федеральный бюджет 48337,0 млн. руб.,
краевой бюджет 364,2 млрд. руб., федеральный фонд занятости 2,0 млрд. руб. бюджеты муниципальных образований 188,1млрд. руб., отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю 7,5 млрд, руб., краевой Фонд занятости населения 8,7 млрд., руб., фонд обязательного медицинского страхования 0,2 млрд. руб., региональный фонд социального страхования 6,9 млрд.руб.
Контроль за исполнением Программы: Департамент социальной защиты, комитет по экономике, управление финансов Администрации края осуществляют текущий контроль за исполнением Программы.
При подготовке отчетов об исполнении бюджета за 1996 год Администрация края дает отчет об исполнении краевой целевой программы "Социальная защита ветеранов войны и труда, малообеспеченных, с ограниченной трудоспособностью, нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми".
Председатель Хабаровской
краевой Думы В.А.Озеров
Приложение 2
к Закону Хабаровского края
от 01.03.96 № 18
Краевая целевая программа
"Социальная защита ветеранов войны и труда, малообеспеченных, с ограниченной трудоспособностью,
нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми"
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическая ситуация в Хабаровском крае, как и в целом по России, продолжает оставаться крайне нестабильной, в связи с чем уровень жизни населения края в целом снижается. Согласно официальным источникам средняя заработная плата в крае в марте 1994 г обеспечивала три прожиточных минимума по краю; в декабре 1994 г.2,4 прожиточных минимума, в марте и июне 1995 г. 1,6 и 1,54 прожиточных минимума соответственно; в сентябре 1995 г. 1,8, в декабре 1995 г. 2,1.
Самыми незащищенными слоями населения являются те, кто по объективным причинам не способен к самообеспечению. Это пенсионеры, инвалиды, а также различные категории семей, имеющих детей до 16 лет: многодетные, студенческие, неполные семьи. семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи, родители в которых инвалиды и др.
Программа является частью системы правовых и социально экономических мер, принимаемых администрацией края, краевой Думой Хабаровского края , направленных на менее болезненный переход к новым социально-экономическим реалиям, связанным с переходом к рыночным отношениям и усугубившимся тяжелым социально-экономическим положением в крае и в России в целом.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
В Хабаровском крае общая численность населения по предварительным расчетам на 01.01.95 составила 1573,6 тыс. человек.
Численность только официально зарегистрированных в крае безработных составила: 21,7 тыс. чел. на 01.01.95 г; 29. 1 тыс. чел на 01.04.95; 342 тыс. чел. (4,4% от численности экономически активного населения) -на 01.07.95, на 01.01.96 г.40.5 тыс. (5.2% от численности эконом. активн. населения).
На 1 июля1995 года в органах социальной защиты населения края на учете состояло 318,6 тыс. пенсионеров. Средний размер пенсий на 01.01.96 г. по краю составил 28% по отношению к величине средней по краю заработной платы и 95% к величине прожиточного минимума. 60,2% пенсионеров в крае неработающие. Более половины неработающих пенсионеров (52.3%) в IV квартале получали пенсию менее прожиточного минимума, 22885 чел. получали пенсию в размере минимальной (на 01.07.95); 28930 чел. из числа получающих минимальную пенсию не работают, что составляет 9,1% от общего количества пенсионеров в крае.
В Хабаровском крае 53138 семей (70.7% от общего количества на 01.01.96 г.), имеющих детей до 16 лет, состоят на учете в органах социальной защиты населения (данные на 01.01.95). Более половины, 57,2% от общего количества, беременных и кормящих матерей нуждаются в социальной поддержке. Всего в Хабаровском крае более 400 тыс. малообеспеченных граждан. Согласно данным организованного департаментом социальной защиты опроса малообеспеченных семей с несовершеннолетними детьми, проживающих в г. Хабаровске, наиболее важным видом социальной поддержки является материальная денежная помощь. 20,5% опрошенных отметили "недостаточное внимание государства к оказанию социальной поддержки людей" и только 2,9% собственную пассивность в связи с факторами, мешающими им выйти из материального кризиса.
Ввиду ограниченности средств и в целях более справедливого распределения их между наиболее нуждающимися стало объективно необходимым оказание адресной социальной помощи, где это возможно, и адресных социальных пособий наиболее нуждающимся категориям граждан .
В настоящее время при сложном процессе адаптации населения к новым социально-экономическим условиям чрезвычайно важно обеспечить становление новых, адекватных рынку служб социальной сферы. Закон РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" предусматривает систему предоставления социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг нуждающимся в них гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Это помощь в поддержке доходов на индивидуальной основе, организации самообеспечения, помощь в уходе и присмотре за инвалидами, престарелыми и детьми, социальная, в том числе трудовая реабилитация инвалидов, включая детей-инвалидов, индивидуальная консультативно-разъяснительная работа с гражданами и поддержка их в реализации своих прав, психолого-педагогическое консультирование.
Особо нуждаются в социальных услугах многодетные, неполные, бездетные разводящиеся молодые семьи, несовершеннолетние родители; семьи, в которых проживают инвалиды, лица, страдающие психологическими расстройствами, злоупотребляющие алкоголем, принимающие наркотики; семьи с неблагоприятным. психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми.
Социальные услуги предоставляются детям, оказавшимся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию, осиротевшим или оставшимся без попечения родителей; проживающим с родителями временно не способными заботиться о детях в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к судебной ответственности или пренебрегающими своими родительскими обязанностями, ведущими аморальный и паразитический образ жизни, а также детям с асоциальным поведением, беспризорным, испытывающим насилие, приобщившимся к алкоголю, наркотикам, переживающим острые конфликтные ситуации с родителями, имеющим -затруднения в профессиональном и жизненном самоопределении, В крае таких детей 25626.,
Необходимость социальных услуг очевидна и для таких категорий населения, как одинокие и пожилые люди, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домой, школ-интернатов для детей с недостатками умственного развития, специальных школ и профтехучилищ для детей и подростков, совершивших правонарушения, лица, освободившиеся из мест лишения свободы и ряда других.
В названных выше сложных жизненных ситуациях периодически оказываются или длительное время находятся тысячи взрослых и детей, проживающих в крае.
Отсутствие учреждений социального обслуживания, предназначенных оказывать помощь или решать возникающие проблемы, преодолевать личностные и семейные трудности, крайне отрицательно сказывается на психологическом микроклимате, порождают у населения чувство незащищенности, усугубляют тревожное состояние социального здоровья.
В Хабаровском крае в настоящее время в системе социальной защиты действует 10 стационарных учреждений, рассчитанных на 2495 койка мест, в т.ч. 3 интерната для проживания престарелых и инвалидов по 1115 мест, 5 психоневрологических интернатов на 1075 мест и 2 детских дома-интерната для умственно-отсталых детей на 305 мест.
В настоящее время проблем по устройству в дома-интернаты для детей, престарелых и инвалидов нет, так как освобождение мест в интернатах для престарелых и инвалидов происходит в результате естественной убыли из них, а также сократилось количество родителей, желающих определить своих детей в интернаты с того времени, как увеличились пенсии и льготы для детей-инвалидов. На очереди для помещения в психоневрологические интернаты стоят всего 120 человек (мужчин).,
Сегодня в крае остро стоят проблемы беспризорности и .бродяжничества. Субъектами названной проблемы являются взрослые граждане без постоянного места жительства. К этой категории относятся лица, вышедшие из мест заключения и, по ряду причин, лишенные места проживания, а также лица, сбежавшие из мест специального содержания ; (приемники-распределители, лечебницы для душевнобольных). Безнадзорными часто становятся и реэмигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые возвратившись в Россию, не имеют здесь постоянного места жительства. В последнее время увеличилось количество безнадзорных детей, живущих в асоциальных семья, находящихся как бы вне общества.
Анализ опросов и наблюдений, сделанных специалистами органов социальной защиты населения, показал, что большинство из безнадзорных граждан считают, что причинами их беспризорности стали: ухудшение уровня жизни, невозможности трудоустройства по месту проживания, потеря жилья по разным причинам. Причина появления беженцев и вынужденных мигрантов склонность некоторых лиц к перемене мест. Таким образом, причины увеличения безнадзорных лиц могут быть как объективные, так и субъективные. Среди объективных причин " обострение экономической ситуации (стагнация производства, инфляция, рост цен, падение жизненного уровня), политическая нестабильность, потеря нравственных ценностей и ориентиров, безработица, расслоение ^общества на богатых и тех, кто не в состоянии обеспечить себе прожиточный минимум.
Ввиду того, что сегодня открытие стационарных учреждений для асоциальных граждан чрезвычайно затруднительно из-за недостатка средств, то в решении многих вопросов по безнадзорности могли бы помочь такие социальные учреждения, как центры социального обслуживания или трудовой реабилитации, социальные приюты и другие как официальные так и общественные учреждения и фонды.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Основной целью реализации Программы является усиление социальной защищенности для обеспечения выживания наименее защищенных категорий населения, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного для края прожиточного минимума.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Разработка и совершенствование научно-методологических, экономических и правовых вопросов социальной защиты и реабилитации наименее защищенных категорий граждан.
Осуществление мер по расширению и совершенствованию служб социальной защиты и реабилитации инвалидов и асоциальных категорий граждан, кадровое обеспечение служб социальной защиты и реабилитации инвалидов и асоциальных категорий граждан.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основы и принципы социальной защиты граждан
При составлении Программы применен комплексный подход, которым предусмотрено определение источников финансирования и выполнение мероприятий по социальной защите всех нуждающихся категорий населения (пенсионеров по старости и инвалидности, семей с детьми-инвалидами, неполных и многодетных семей, беженцев, вынужденных переселенцев и др.).
Преимуществом данного подхода является его универсальность, отсутствие дублирования в перечне мероприятий по социальной защите, полный охват всех нуждающихся категорий населения.
Информационно-статистическое обеспечение социальной 'защиты граждан предполагает создание информационно-справочной системы для формирования краевого банка данных нуждающихся в социальной защите и реабилитации граждан. Программой предусмотрены следующие основные принципы:
принцип адресное™, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных особенностей и иных объективных причин (возраст, состояние здоровья, размер совокупного дохода, состав семьи и т.п.)
принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание социальной помощи лицам, имеющим на нее право;
принцип территориально дифференцированного подхода при определении видов и размеров социальной помощи в зависимости от места проживания нуждающихся лиц (город, район);
принцип комплексности предоставления одновременно различных видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде льгот и услуг) зависимости от Социально-экономического положения различных категорий граждан;
принцип оперативного реагирования, предполагающий своевременный пересмотр социальных нормативов в зависимости от изменения размеров прожиточного минимума, минимальной пенсии, минимальной заработной платы, изменения уровня занятости.
Основы создания государственной и муниципальной системы социальной защиты
В целях создания основ государственной и муниципальной систем социальной защиты и реабилитации нуждающихся в ней граждан программа предусматривает разработку системы организационных и правовых аспектов социальной защиты и реабилитации граждан.
В ней предусмотрена подготовка нормативных методических документов, законов, регламентирующих порядок функционирования учреждений, социальной защиты и реабилитации граждан, гарантирующих адресность, правовую защиту граждан, порядок кадрового и финансового обеспечения служб социальной защиты, перспектива текущего и долгосрочного планирования социальной защиты и реабилитации нуждающихся граждан.
Основные формы и виды социальной защиты населения, критерии ее предоставления, получатели социальной помощи в Программе
По структуре Программа представляет три раздела: