(с изменениями на 30 ноября 2009 года)
(редакция, действующая с 1 января 2010 года)
__________________________
Утратил силу на основании
Приказа Министерства социальной защиты населения Хабаровского края
от 9 октября 2019 года N 220-П
__________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 ноября 2009 года N 187-П
________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», законом Хабаровского края от 31 января 2005 года N 260 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей», а также в целях формирования эффективной системы социального обслуживания населения
приказываю:
1. Утвердить государственный стандарт социального обслуживания населения в Хабаровском крае «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания».
2. Государственный стандарт социального обслуживания населения, утвержденный пунктом 1 настоящего приказа, распространить на социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания населения Хабаровского края. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 ноября 2009 года N 187-П - см. предыдущую редакцию).
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей министра по направлениям деятельности.
Министр
С.И. Частный
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
социальное обслуживание населения Хабаровского края «Социальное обслуживание населения.
Требования к персоналу учреждений социального обслуживания»
(с изменениями на 30 ноября 2009 года)
Настоящий стандарт устанавливает основные требования к персоналу учреждений социального обслуживания (далее - учреждения), принимающему непосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающему деятельность этих учреждений.
Стандарт предназначен для использования при аттестации персонала учреждений.
2.1. Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями Федеральных законов (пункт 4 предисловия к стандарту), ГОСТ Р 52142, ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495 ГОСТ Р 52498.
2.2. Деятельность персонала учреждений по предоставлению социальных услуг населению должна осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, установленными Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»:
- адресность;
- доступность;
- добровольность;
- гуманность;
- приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним;
- конфиденциальность;
- профилактическая направленность.
2.2.1. Принцип адресности означает, что социальные услуги должны предоставляться конкретным людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и семьям в социально опасном положении для поддержания достойных условий существования с учетом индивидуальных потребностей и имеющихся возможностей по их удовлетворению.
2.2.2. Принцип доступности означает, что все граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и семьи в социально опасном положении имеют равные гарантированные государством права и возможности на получение необходимых социальных услуг.
2.2.3. Принцип добровольности означает, что предоставление социальных услуг гражданам может осуществляться только при условии их добровольного согласия на получение услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.2.4. Принцип гуманности означает, что при предоставлении гражданам социальных услуг должны проявляться уважение к их человеческому достоинству, чуткость, забота, справедливость, предусмотрительность, вежливость, в максимальной степени должны учитываться их физическое и психическое состояние.
2.2.5. Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним означает, что предоставление услуг детям и подросткам, как наиболее социально незащищенной и уязвимой категории населения, должно осуществляться в первоочередном порядке и являться важнейшей задачей обслуживающего персонала учреждений.
2.2.6. Принцип конфиденциальности означает, что работники учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг не должны разглашать ставшие известными им сведения личного характера, составляющие профессиональную тайну, а при необходимости оказывать услуги анонимно.
2.2.7. Принцип профилактической направленности означает, что социальные услуги должны оказываться как для преодоления гражданами трудной жизненной ситуации, и семьями в социально опасном положении, так и для предупреждения и профилактики различных негативных явлений (болезней, психологических стрессов, конфликтов, разводов, безнадзорности и социального сиротства детей, потери работы, бедности, осложнений состояния здоровья и других), могущих усугубить ситуацию.
В настоящем стандарте устанавливаются общие требования к персоналу учреждений и требования к должностям и профессиям конкретных сотрудников, принимающих непосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающих деятельность этих учреждений.
3.1. К персоналу учреждения относятся:
- руководитель учреждения;
- заместитель руководителя;
- заведующий отделением;
- специалист по социальной работе;
- социолог;
- социальный работник;
- психолог;
- социальный педагог;
- воспитатель;
- юрист (юрисконсульт);
- медицинский персонал (врач-терапевт, врач-пульмонолог, врач-ортопед, врач-рефлексотерапевт, врач-физиотерапевт, врач мануальной терапии, врач функциональной диагностики, психотерапевт, педиатр, невропатолог, психиатр, стоматолог, гинеколог, хирург, отоларинголог, окулист, нарколог, логопед, сексопатолог и др.; фельдшер, старшая медсестра, медсестра, младшая медсестра фармацевт, инструктор ЛФК, санитар, и др.);
- педагог-психолог;
- преподаватель (учитель);
- культорганизатор;
- инструктор по физической культуре;
- инструктор по труду;
- инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий;
- музыкальный руководитель;
- работники, обеспечивающие административно-хозяйственную деятельность учреждения (главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, экономист, кассир, заведующий хозяйством, заведующий складом, начальник административно-хозяйственной части кастелянша, сестра-хозяйка, водитель автобуса и легкового автомобиля, шеф-повар, повар, официант, буфетчик, мойщик посуды, гардеробщик, уборщик, парикмахер, техник, слесарь-сантехник, слесарь-электрик, плотник, лифтер, дворник, грузчик и др.).
3.2. Функции, обязанности и права персонала должны быть изложены в должностных инструкциях, утвержденных руководителем учреждения.
3.3. Должностные инструкции персонала разрабатывает администрация учреждения исходя из требований законодательства Российской Федерации с учетом специфики работы учреждения.
3.4. Персонал учреждения должен;
- иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии;
- знать и соблюдать действующие законы, иные правовые акты и нормативные документы, касающиеся профессиональной деятельности персонала, а также должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения администрации учреждения;
- проходить инструктаж с целью ознакомления с правилами внутреннего распорядка и организацией работы учреждения перед поступлением на работу;
- знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила;
- знать и соблюдать правила эксплуатации оборудования, приборов и аппаратуры, с которыми он работает, а также правила техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности;
- проходить обязательный предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, а в период работы - периодические медицинские осмотры;
- обеспечивать безопасность оказываемых социальных услуг для жизни и здоровья клиентов учреждения, сохранность их имущества;
- повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство путем переподготовки и профессиональной поддержки (супервизии);
- соблюдать профессиональную этику в процессе обслуживания клиентов учреждения;
- обладать, наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом, высокими моральными и морально-этическим качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности;
- при оказании клиентам социальных услуг проявлять к ним максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психологическое состояние.
4.1. Требования к руководителю учреждения
Руководитель учреждения должен:
4.1.1. Иметь соответствующее образование; знать законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативные правовые акты на федеральном, региональном и местном уровнях, регламентирующие деятельность учреждения социального обслуживания; теорию и методику социальной работы; быть в курсе достижений современной психолого-педагогической науки и практики; знать профиль и особенности учреждения; четко представлять организацию социального обслуживания; знать основы экономики, права, трудового, административного и гражданского законодательства; организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной безопасности; владеть теорией и практикой управления персоналом учреждения.
4.1.2. Осуществлять руководство работой учреждения в соответствии с Уставом учреждения и Положением об учреждении и заключенным трудовым договором, представлять учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах и учреждениях.
4.1.3. Определять структуру управления учреждением, штатное расписание.
4.1.4. Осуществлять руководство работой персонала по выявлению и учету проживающих на территории, обслуживаемой учреждением, лиц, нуждающихся в социальной поддержке и предоставлении социальных услуг.
4.1.5. Организовывать работу персонала по предоставлению клиентам учреждения - гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и семьям в социально опасном положении всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых); рассматривать заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания и принимать соответствующие меры по их реализации.
4.1.6. Осуществлять внедрение новых форм и методов работы по социальному обслуживанию клиентов учреждения.
4.1.7. Обеспечивать оснащение учреждения современными техническими средствами реабилитации и ухода за клиентами.
4.1.8. Осуществлять прием на работу, подбор и расстановку кадров, определять должностные обязанности сотрудников, принимать меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами, повышению их квалификации, соблюдению трудового законодательства, созданию безопасных и благоприятных условий для труда специалистов учреждения, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
4.1.9. Проводить постоянную работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины.
4.1.10. Нести полную ответственность за финансовое и техническое состояние учреждения.
4.1.11. Решать вопросы в пределах предоставленных ему прав и полномочий, поручать выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям руководителя учреждения, руководителям подразделений учреждения.
4.1.12. Действовать от имени учреждения, представлять его интересы в других учреждениях и организациях, распоряжаться в установленном законодательством порядке имуществом и средствами учреждения, заключать договоры, выдавать доверенности, открывать в банке текущие счета учреждения.
4.1.13. Издавать приказы по учреждению, принимать на работу и увольнять работников, применять меры поощрения и налагать взыскания на работников учреждения.
4.1.14. Обеспечивать рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
4.1.15. Организовывать мероприятия по профессиональной поддержке сотрудников.
4.2. Требования к заместителю руководителя учреждения
Заместитель руководителя учреждения должен:
4.2.1. Соответствовать требованиям, указанным в 4.1.1 настоящего стандарта.
4.2.2. Обеспечивать административно-хозяйственную и производственную работу учреждения по всем направлениям его деятельности, решать финансовые и хозяйственные вопросы, выполнять распоряжения и поручения руководителя, связанные с организацией работы персонала учреждения по предоставлению клиентам учреждения всего комплекса социальных услуг, осуществлением внедрения новых форм и методов работы, обеспечением учреждения современными средствами реабилитации и ухода за клиентами.
4.2.3. Планировать, координировать и контролировать работу структурных подразделений, осуществлять профессиональную (супервизорскую) поддержку персонала.
4.2.4. Обеспечивать активное сотрудничество с предприятиями и организациями, находящимися на территории, обслуживаемой учреждением, общественными организациями, родителями (лицами, их заменяющими) детей - клиентов учреждения.
4.2.5. Обеспечивать учет, сохранность и пополнение материально-технической базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документов.
4.3. Требования к заведующему отделом (отделением)
Заведующий отделом (отделением) должен:
4.3.1. Иметь соответствующее образование; знать теорию и методику социальной работы, психологии, медицины и т.п., в зависимости от профиля отдела (отделения), законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг, основные направления в проводимой политике социальной защиты населения, теорию и практику управления персоналом.
4.3.2. Осуществлять общее руководство работой отдела (отделения), подбор и обучение сотрудников, обеспечивать надлежащие условия труда и контроль за деятельностью сотрудников, выполнять поручения руководителя учреждения. (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 ноября 2009 года N 187-П - см. предыдущую редакцию).