Действующий

Об утверждении лесного плана Хабаровского края на 2009-2018 годы (с изменениями на 24 октября 2016 года)

Часть 2. Стратегия развития лесного сектора
экономики Хабаровского края

Глава 2. Основные направления использования,
охраны, защиты и воспроизводства лесов


Концепция стратегического развития Хабаровского края до 2010 года, положения "Федеральной целевой программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья" и "Общероссийский план - 2020" предусматривают существенный экономический рост как непременное условие для устойчивого и динамического развития всех отраслей региона. Темпы роста региональной экономики базируются на инновационном варианте развития, определяющем не только техническое перевооружение промышленности, но и внедрение наиболее прогрессивных передовых методов и технологических решений в производство. Существенно возрастает роль лесного комплекса в экономике края. Его доля в общем объеме производства достигла 12,6%, в поступлениях от промышленности в бюджет края - 10%. Основополагающим фактором развития лесного комплекса является лесоресурсный потенциал Хабаровского края, составляющий более 5 млрд. куб. м, что почти в четыре раза больше, чем в "лесной" Финляндии. От состояния и динамики лесов зависят практически все отрасли региона, а также экологические, климатические и гидрологические составляющие территории. Вместе с тем возможности лесного комплекса в решении стратегических задач развития экономики края используются недостаточно. Это обусловлено как сложностью природных условий, так и социально-экономическими и законодательными ограничениями.

Прежде всего, из общих факторов, модифицирующих развитие лесного сектора экономики Хабаровского края, необходимо подчеркнуть неравномерное распределение экономически доступных лесных ресурсов по территории края, что определяет исходное условие доходности использования лесов. Леса, которые, в принципе, могут служить сырьевой базой для организации доходного использования лесов на основе использования ресурсов древесины, сосредоточены исключительно в южной половине Хабаровского края. Леса в северной половине леса не располагают концентрированными запасами товарной, промышленно-ценной древесины и на обозримый период планирования экономически недоступны. В них возможно осуществление только таких видов использования лесов, как геологическая деятельность, охотопользование, использование недревесных ресурсов, оленеводство и некоторые другие виды использования из категории экологических и социальных услуг. В сумме перечисленные виды на прогнозируемый период не покрывают затрат на содержание лесного фонда этой части территории, что определяет необходимость дотаций.

Введение Лесным кодексом новых видов использования лесов открывает дополнительные возможности наполнения лесного дохода. С учетом новых ставок за пользование лесными ресурсами платежи за некоторые недревесные виды пользования могут быть сопоставимы или даже превышать доходы от заготовки древесины. Все это позволяет существенно увеличить доход с единицы лесной площади. Однако реализация этих возможностей требует дополнительных организационных усилий по приведению ранее существовавшей практики лесохозяйственной деятельности и использования лесов в соответствие с Лесным кодексом и повышения заинтересованности региональных властей в максимальном извлечении лесного дохода.

Высокие транспортные и энергетические тарифы, недостаток квалифицированной рабочей силы, высокая конкуренция на внешних рынках существенно сдерживают развитие деревопереработки. Следует признать, что на планируемый период, несмотря на предпринимаемые меры по интенсификации деревопереработки, ожидать реального существенного прорыва на данном направлении нет оснований. В связи с чем, для условий Дальнего Востока, не снижая усилий и ориентации на развитие деревопереработки, в целях сохранения достигнутых темпов развития лесопромышленного комплекса и закрепления населения лесных поселков представляется целесообразным сохранить на обозримый период экспорт круглого леса при условии его упорядочения и усиления государственного контроля над грузопотоками и оборотом финансовых средств.

Близость китайского рынка позволяет интенсифицировать заготовку и переработку недревесных лесных продуктов - ягод, грибов, орехов и других практически в неограниченных объемах. Однако реализация этого направления нуждается в серьезной государственной поддержке и мерах завоевания рынка.

Ниже перечислены конкретные факторы, ограничивающие развитие ЛПК в условиях Хабаровского края.

К группе природных ограничений можно отнести следующие:

- суровость и мозаичность лесорастительных условий, сложный горный рельеф (около 50% лесов произрастают на склонах крутизной свыше 15°), наличие на большой территории многолетней мерзлоты, преобладание в лесфонде переувлажненных почв, длительность периода со снежным покровом (170 - 120 дней), мощность которого колеблется от 70 до 200 см, высокая динамичность и уязвимость экотопов местообитаний, малая мощность почв и опасность эрозии почво-грунтов на горных склонах;

- густая гидрологическая сеть и высокая рыбохозяйственная значимость водотоков и водоемов как нерестовых угодий лососевых и других ценных пород рыб;

- деконцентрированность промышленно ценных запасов древесины и наличие экономически недоступных лесных массивов;

- высокая доля эндемиков и раритетов флоры и фауны национального и мирового классов (кедр корейский, бархат, тис, женьшень, аралия, уссурийский тигр и т.д.);

- большие запасы малоценной (низкосортной) и фаутной древесины, сильная захламленность лесов;

- медленные темпы формирования сомкнутых древостоев (период лесовосстановления в среднем по всем формациям составляет 15 - 20 лет).

Среди социально-экономических ограничений главными являются:

- большое расстояние вывозки древесины (в среднем по Хабаровскому краю расстояние вывозки леса 90 км);

- низкая концентрация запасов древесины (средний эксплуатационный запас на 1 га менее 100 куб. м) и высокие затраты на ее сортировку;

- сезонность лесозаготовок (лесосечные работы ведутся 200 - 240 дней в году);

- слабое развитие инфраструктуры и дорогие социальные услуги;

- отсутствие отечественной техники, соответствующей лесоводственным и экологическим требованиям, и ограниченный спрос на древесину на внутреннем рынке.

Наряду с этим существенное влияние оказывают законодательные ограничения, регламентирующие режимы эксплуатации дальневосточных лесов, поскольку последние имеют большое экологостабилизирующее значение, обеспечивая водоохранные и почвозащитные функции:

- доля защитных лесов с ограниченным режимом промышленных рубок составляет 15% лесного фонда в крае;

- жесткие требования, предъявляемые к обеспечению сохранности предварительного лесовозобновления на лесосеках (не менее 60%);

- ограничение размеров и параметров лесосек, режимов интенсивности рубок (более 60% эксплуатационных лесов подлежат освоению несплошными способами рубок);

- ограничения по внутрилесосечному транспорту древесины в лесу и наземному движению лесосечных машин;

- определенные лесоводственные требования по сохранению биоразнообразия.

Наряду с природными и социально-экономическими условиями сложившаяся в Хабаровском крае система хозяйствования не отвечает современной концепции устойчивого управления лесами. Поэтому так важно своевременно пересмотреть стратегию управления лесным фондом и определить новые подходы к ведению лесохозяйственной деятельности и организации использования лесов.

Прежде всего, требуют решения следующие проблемы:

- повышение объективности и точности информации о лесных ресурсах. Необходимо уточнить состояние и качество лесов на современном этапе, провести повсеместную их инвентаризацию и дать кадастровую (коммерческую) оценку. Низкая точность материалов лесоинвентаризации, как правило, сопровождается ошибками в назначении вида и объема лесохозяйственных мероприятий. Необходимо ежегодно проводить лесоустроительные работы и аэрофотосъемку на площади не менее 15 млн. га.