2.2.1. Общая оценка перспектив освоения лесов
Учитывая новые возможности развития различных видов использования лесов, кроме промышленных лесозаготовок и деревопереработки, в современных социально-экономических условиях Хабаровского края требуются иные приоритеты формирования лесного сектора экономики, позволяющие обеспечить большую доходность и социальную приемлемость использования лесных ресурсов.
Лесной участок предоставляется в аренду под любой вид использования лесного ресурса, при этом, как правило, под один вид ресурса, например, древесины. Каким образом использовать другие виды лесных ресурсов ни в договоре аренды, ни в Лесном кодексе не оговаривается. В то же время Лесной кодекс допускает осуществление нескольких видов пользования лесными ресурсами на одном участке лесного фонда. Однако механизм регулирования совместимости видов пользования лесными ресурсами в Лесном кодексе не прописан, что вызывает большие противоречия при организации использования лесов и землепользования на практике.
В этих условиях, при наличии нескольких претендентов на один участок лесного фонда, но на разные виды пользования, возникает необходимость установления приоритетности вида пользования на той или иной территории при передаче участка лесного фонда в аренду. В одном случае абсолютным приоритетом исходя из социально-экономических или экологических интересов будет заготовка древесины, в другом случае - рекреационное пользование или экологические мотивы. Для выбора предпочтения требуется воля государственного органа власти.
2.2.2. Обоснование выделения зон планируемого освоения лесов
В целом для Хабаровского края, учитывая средообразующую и ландшафтостабилизирующую роль лесов и долю вовлекаемых в пользование ресурсов, непререкаемым приоритетом является экологическое использование лесов. За ним исходя из экономических интересов - безусловно заготовка древесины, но только для южной половины края. Далее все остальные виды в зависимости от конкретных условий лесничества.
В общем виде для края перечень основных видов использования лесных ресурсов, рекомендованный рабочей группой при Правительстве Хабаровского края, выглядит следующим образом, в порядке социально-экономической значимости вида:
1. Заготовка древесины
2. Переработка древесины и иных лесных ресурсов
3. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений
4. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов
5. Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства
6. Осуществление рекреационной деятельности
7. Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых
8. Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов
9. Ведение сельского хозяйства
10. Заготовка живицы
11. Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности
12. Создание лесных плантаций и их эксплуатация
13. Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений
14. Строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов. (Абзац изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 12 декабря 2014 года N 92 - см. предыдущую редакцию).
15. Осуществление религиозной деятельности
16. Иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 ЛК РФ.
Очевидно, что в зависимости от состояния лесного участка, его географического положения, других конкретных условий, названный порядок приоритетности видов использования лесов может варьировать по конкретным лесничествам.
Перечисленные виды использования лесов могут одновременно осуществляться на одной территории лесного фонда как единственный вид использования лесов или в комплексе с другими совместимыми видами исходя из логики многоцелевого комплексного использования лесных ресурсов.
Задача перспективного территориального планирования видов использования лесов по приоритету ресурса или социальной значимости отраслевого интереса упирается в возможность совмещения различных видов использования лесов на одной территории лесного фонда, т.к. очевидно, что некоторые виды использования лесов являются несовместимыми по своему существу.
В целях преодоления указанных противоречий предлагается следующий порядок совмещения видов пользования на одном участке лесного фонда в Хабаровском крае:
1. регулирование совмещения видов пользования лесными ресурсами на одном участке лесного фонда в Хабаровском крае должно осуществляться уполномоченным органом по управлению лесами;
2. перечень совместимых видов возможного использования лесов на одном участке лесного фонда устанавливается в соответствии с прилагаемой матрицей совместимости видов использования лесов на территории Хабаровского края (Таблицы 2.1, 2.2) и согласовывается с лесопользователями при выставлении участка лесного фонда на аукцион.