Действующий

О законодательной инициативе по внесению изменения в статью 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 65 Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации»



Предлагаемое в законопроекте изменение порядка проведения досрочного голосования при проведении референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума устанавливает дополнительные гарантии гражданам Российской Федерации при реализации их прав на участие в выборах и референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

1. Предлагается досрочное голосование проводить только в помещении участковой избирательной комиссии.

Это вызвано тем, что при проведении досрочного голосования в территориальной (окружной) избирательной комиссии, комиссии муниципального образования избиратель, участник референдума, зачастую в силу различных причин (отсутствие транспортного сообщения с населенным пунктом, в котором расположена территориальная (окружная) комиссия, комиссия муниципального образования; выезд в командировку в направлении, противоположном от места нахождения соответствующей избирательной комиссии), не может проголосовать досрочно и тем самым реализовать свое конституционное право на участие в выборах и референдуме.

Данный вопрос особенно актуален для отдаленных, труднодоступных местностей, к которым относятся территории большинства сибирских и дальневосточных субъектов Российской Федерации. Например, избиратели Нельканского, Джигдинского сельских поселений Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края могут добраться до территориальной комиссии, расположенной в селе Аян, только самолетом через г. Хабаровск.

Многие населенные пункты Охотского, Тугуро-Чумиканского и других муниципальных районов Хабаровского края не имеют регулярного транспортного сообщения с районными центрами (в которых расположены территориальные (окружные) комиссии, комиссии муниципальных образований) либо оказываются на длительные периоды из-за погодно-климатических условий (ледоходы, половодья) оторванными от транспортных путей.

В то же время участковые избирательные комиссии расположены, как правило, недалеко от места проживания граждан, в удобных и доступных местах, что будет способствовать реализации права граждан на досрочное голосование.

2. Предлагается установить, что при проведении досрочного голосования на выборах органов местного самоуправления, референдуме заполненный избирательный бюллетень не запечатывается в конверт, а опускается в переносной ящик для голосования.

В действующей редакции пункта 4 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, участником референдума, вкладывается им в конверт, который заклеивается.

На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя, участника референдума, проголосовавших досрочно.

Таким образом, указанная процедура досрочного голосования позволяет достаточно легко установить волеизъявление избирателя, участника референдума путем сравнения подписи избирателя, участника референдума, которая проставляется и на конверте, в который вкладывается бюллетень, и в списке избирателей, участников референдума, в результате чего при проведении выборов, референдума может быть нарушена тайна голосования.

Кроме того, согласно действующей редакции пункта 5 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ запечатанные конверты с бюллетенями за 3 дня до дня голосования передаются в участковую комиссию. Учитывая, что участковые комиссии нередко находятся в значительном транспортном удалении от территориальной (окружной) избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, передача конвертов является затруднительной из-за транспортной отдаленности и сложных метеоусловий и требует дополнительных расходов из местных бюджетов.

В результате предложенной в законопроекте процедуры досрочного голосования исключается возможность контролировать волеизъявление избирателей, участников референдума, устанавливаются дополнительные гарантии реализации всеобщего равного и прямого избирательного права, а также, что немаловажно, экономятся финансовые средства бюджетов.



Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края
А.Б. Островский