ГУБЕРНАТОР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 августа 2007 года № 430-р
О прогнозе развития инновационной деятельности в Хабаровском крае до 2010 года
Во исполнение постановления Правительства Хабаровского края от 02 апреля 2007 г. № 65-пр "Об итогах работы за 2006 год и о задачах органов исполнительной власти Хабаровского края по развитию экономики в 2007 году", в целях развития инновационной экономики в крае:
1. Утвердить прилагаемый Прогноз развития инновационной деятельности в Хабаровском крае до 2010 года (далее - Прогноз).
2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться утвержденным Прогнозом при разработке среднесрочных программ модернизации и переоснащения предприятий, освоения выпуска новой продукции, подготовки и переподготовки кадров, научной и изобретательской деятельности. Предложить научным, учебным, предпринимательским организациям использовать утвержденный настоящим распоряжением Прогноз при разработке указанных среднесрочных программ.
3. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.) обеспечить достижение прогнозных показателей, выполнение Мероприятий по развитию инновационной деятельности в Хабаровском крае на 2008 - 2010 годы, указанных в Прогнозе, утвержденном настоящим распоряжением.
4. Министерству образования края (Базилевский А.А.) оказывать содействие учреждениям образования в организации подготовки кадров для инновационной деятельности, формировании институтов инновационной инфраструктуры при учреждениях образования.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министерство экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.).
Губернатор
В.И. Ишаев
УТВЕРЖДЕН
Распоряжением
Губернатора края
от 8 августа 2007 года № 430-р
Основные направления построения инновационной экономики в Российской Федерации, формирования национальной инновационной системы определены Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. N Пр-576, и конкретизированы в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 05 августа 2005 г. № 2473п-П7.
В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года предусматривается "расширение полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по ресурсной поддержке инновационной деятельности", установлено, что "инфраструктура инновационной системы развивается, в первую очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований Российской Федерации с высокой концентрацией инновационного потенциала...".
Методология формирования инновационной экономики изложена в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации и утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике при Правительстве Российской Федерации (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
Прогноз развития инновационной деятельности разработан на основе Прогноза экономического и социального развития Хабаровского края на период до 2010 года, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 30 января 2007 г. № 9-пр. При разработке настоящего Прогноза использован опыт Томской области.
Основными факторами, определяющими инновационный путь развития территории как преимущественный, являются:
- существование на территории научно-производственного и образовательного комплексов, имеющих потенциальные возможности для разработки современных наукоемких технологий;
- наличие на территории промышленных предприятий, способных воспринимать наукоемкие технологии и выпускать конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию;
- размещение на территории предприятий добывающего комплекса, то есть потенциальных потребителей наукоемких технологий;
- подверженность территории влиянию негативных факторов, что требует принятия специальных мер для ее развития.
Все названные факторы в явном виде присутствуют в Хабаровском крае, что повышает актуальность развития инновационной деятельности в регионе, более того, предполагает определение этой задачи как одной из приоритетных.
С точки зрения системного анализа инновационный потенциал региона может быть охарактеризован взаимодействием четырех подсистем (секторов): научно-образовательного, технико-технологического, финансового и кадрового. Система функционирует в условиях определенной внешней среды: экономико-географической, законодательной, институциональной и др. Параметры среды специфичны для отдельного региона и оказывают существенное влияние на процессы функционирования подсистем, их взаимодействия.
Для определения возможностей и конкурентных преимуществ Хабаровского края по развитию инновационной экономики в пределах Дальневосточного экономического района (далее - ДВЭР) используются методы SWOT-, PEST-, и SNW-анализа по определению сильных и слабых сторон, основных факторов и аспектов внешней и внутренней среды, которые могут повлиять положительным или отрицательным образом на реализацию мероприятий по инновационному развитию в крае. Результатом анализа является определение путей наиболее эффективного использования возможностей региона по достижению поставленной цели формирования инновационной экономики.
На Дальнем Востоке только три субъекта Федерации располагают необходимыми институтами и условиями, позволяющими на практике рассматривать задачу о формировании региональных инновационных систем: Хабаровский и Приморский края, Республика Саха (Якутия). Сравнительная характеристика основных показателей инновационной деятельности в этих регионах представлена в таблице 1.
Хабаровский край существенно уступает двум соседним регионам по уровню развития научной деятельности, фундаментальных и прикладных исследований, что относится к слабым сторонам края. В то же время в прикладной части инновационного цикла, завершающегося реализацией инновационной продукции, Хабаровский край имеет серьезные сильные стороны (подпункт 2.3, пункты 3 - 7 таблицы 1). Здесь осуществляется больше затрат на разработки, поступающие непосредственно в производство, выше уровень патентования изобретений и полезных моделей, значительная часть которых разрабатывается на самих предприятиях, располагающих для этого собственными конструкторско - исследовательскими отделами. Хабаровский край - единственный на Дальнем Востоке регион, где создаются новые производственные технологии, здесь выше инновационная активность предприятий. Как конечный результат, объемы отгруженной инновационной продукции в 2 - 4 раза превышают показатели сопряженных регионов. То есть реализация экономического эффекта от инноваций в ДВЭР осуществляется преимущественно в Хабаровском крае.
№ п/п | Показатель | Единица измерения | Российская Федерация (справочно) | ДВЭР | Республика Саха (Якутия) | Приморский край | Хабаровский край |
1. | Внутренние затраты на исследования и разработки | тыс. руб. | 836952613 | 17975478 | 3071785 | 7580933 | 1740264 |
2. | Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в том числе: | - " - | 798283403 | 16702210 | 2983820 | 6674225 | 1662186 |
2.1. | Фундаментальные исследования | - " - | 114535326 | 9621401 | 1996219 | 3959311 | 797801 |
2.2. | Прикладные исследования | - " - | 129207657 | 4939229 | 675399 | 2205111 | 231345 |
2.3. | Разработки | - " - | 554540419 | 2141580 | 312203 | 509806 | 633042 |
3. | Выдано патентов на изобретения и полезные модели | штук | 121535 | 2496 | 253 | 839 | 1094 |
4. | Число созданных передовых производственных технологий | - " - | 3498 | 23 | - | - | 17 |
5. | Число организаций, осуществляющих технологические инновации(инновационно - активные организации) <**> | - " - | 2528 | 111 | 18 | 25 | 35 |
6. | Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общей численности организаций <**> | процентов | 9,26 | 6,54 | 5,52 | 4,04 | 17,76 |
7. | Объем отгруженной инновационной продукции | млн. руб. | 1686418 | 11188 | 1332 | 2979 | 5552 |
________________________
<*> Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Р32 Стат. Сб. / Росстат. - М., 2007. - 981 с.
<**> В среднем за период 2001 - 2005 гг.
Сравнительные показатели параметров внешней и внутренней среды инновационной деятельности приведены в таблице 2. Производства высших технологических укладов, являющиеся ядром инновационной экономики, присутствуют в значимой степени только в Хабаровском крае. Это авиа- и судостроение, строительство трубопроводов (газовый) и др. Высший 5-й технологический уклад имеет прочное основание в виде 4-го (переработка нефти, металлургия и др.), который также развит только в Хабаровском крае и в незначительной степени в сравниваемых субъектах Российской Федерации.
Производство инноваций наилучшим образом осуществляется в крупных вертикально интегрированных структурах (далее - ВИС), самостоятельно осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. На балансе ВИС числится нематериальных активов (которые могут рассматриваться как показатель капитализации интеллектуальной собственности, вовлечения ее в хозяйственный оборот) на сумму 17 млн. рублей, или 87 процентов всех нематериальных активов края. ВИС производят 72 процента инновационной продукции края. Удельный вес инновационной продукции составляет до 30 процентов в общем объеме реализации продукции ВИС (у других, "простых" инновационных предприятий - 4 процента). Присутствие ВИС в Хабаровском крае, так же, как и наличие высокотехнологичных производств, формирует благоприятную региональную среду для развития инновационной экономики, малых инновационных предприятий.
Инновационная деятельность относится к высокорисковой, поэтому высокий уровень региональных инвестиционных рисков является ограничителем ее развития. В то же время в Хабаровском крае сложился устойчивый тренд снижения инвестиционных рисков (на 37 пунктов рейтинга за последние 4 года), что усиливает его позиции в Дальневосточном регионе.
В Хабаровском крае более высокий уровень развития "человеческого капитала", более проработана нормативно-правовая база.
Максимальное использование возможностей по осуществлению инновационной деятельности в крае предполагает сосредоточение ресурсов на направлениях, уже имеющих определенное опережение в развитии, в целях превращения их в конкурентные преимущества края. К ним относятся (подпункт 2.3, пункты 3 - 7 таблицы 1; пункты 1, 2, 4, 6, 7 таблицы 2):
1) проведение прикладных научных разработок;
2) повышение инновационной активности организаций;
3) наращивание объемов реализации инновационной продукции;
4) развитие инновационной инфраструктуры;
5) подготовка и повышение квалификации кадров;
6) развитие нормативно-правовой и институциональной среды;
7) отдельно - создание региональной сети рискового финансирования и регионального венчурного фонда, отсутствующих в настоящее время.
Развитие перечисленных направлений целевым образом будет осуществляться при реализации специальных Мероприятий (раздел 2).
№ п/п | Показатель | Единица измерения | Российская Федерация (справочно) | ДВЭР | Республика Саха (Якутия) | Приморский край | Хабаровский край |
1. | Наличие производств высших технологических укладов | - | Присутствуют в отдельных регионах | Присутствуют в отдельных регионах | отсутствуют | Присутствуют незначительно | Присутствуют в существенной степени |
2. | Присутствие крупных ВИС по разработке и производству высокотехнологичной продукции | - | присутствуют | присутствуют незначительно | отсутствуют | присутствуют незначительно | присутствуют в существенной степени |
3. | Уровень региональных инвестиционных рисков <*> | средневзвешенный индекс риска | 1,000 | - | 1,102 | 1,147 | 1,107 |
4. | Уровень развития "человеческого капитала" <**> в том числе: | ||||||
4.1. | доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности экономически активного населения | процентов | 24,7 | 23,6 | 25,0 | 24,1 | 30,2 |
4.2. | численность студентов высших учебных заведений | на 10 тыс. населения | 495 | 488 | 492 | 505 | 629 |
5. | Институты венчурного финансирования и объем венчурного капитала | млн. руб. | Российская венчурная компания - 15000 | отсутствуют | отсутствуют | отсутствуют | отсутствуют |
6. | Развитие инновационной инфраструктуры | - | развивается целенаправленно Правительством Российской Федерации | - | на начальном этапе формирования | развивается самостоятельно, фрагментарно | развивается целенаправленно Правительством края |
7. | Нормативно-законодательная база | - | Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации30 марта 2002 года N ПР-576); Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации5 августа 2005 года N 2473п-П7) и другие | - | отсутствует | отсутствует | Закон Хабаровского края от 4 июля 2000 года N 222 "Об инновационной деятельности в Хабаровском крае"; постановление Губернатора Хабаровского края от 9 февраля 2004 года N 32 "О развитии инновационной деятельности в Хабаровском крае" и другие |
___________________
<*> По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА" за 2005 - 2006 гг.
<**> По уровню 2005 года.
№ п/п | Наименование предприятия | Исполнители и организации, привлекаемые к исполнению. <*> | Срок исполнения (год) | ||
1. | Стимулирование организаций к разработке и использованию инноваций | ||||
2008 | 2009 | 2010 | |||
1.1. | Проведение краевых конкурсов прикладных научных разработок(количество участников) | министерство экономического развития и внешних связей края(Минэкономразвития края) | 38 | 39 | 40 |
1.2. | Проведение краевых конкурсов инновационных проектов (количество участников) | Минэкономразвития края | 13 | 15 | 20 |
1.3. | Организация мониторинга проектов-победителей по конкурсам прикладных научных разработок и инновационных проектов (количество проектов) | Минэкономразвития края, автономная некоммерческая организация "Дальневосточное агентство содействия инновациям" (АНО "ДАСИ") | 14 | 19 | 27 |
2. | Формирование инновационной инфраструктуры | ||||
2.1. | Развитие АНО "ДАСИ" как регионального центра инновационной активности | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ" | 2008 - 2010 | ||
2.2. | Развитие офисов коммерциализации разработок при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Тихоокеанский государственный университет" (ТОГУ), ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный университет путей сообщения" (ДВГУПС), ГОУ ВПО "Комсомольский-на-Амуре Государственный технический университет" (КнАГТУ), ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный медицинский университет" (ДВГМУ) | Минэкономразвития края, ТОГУ, ДВГУПС, КнАГТУ, ДВГМУ | 2008 - 2010 | ||
2.3. | Подготовка и подача документов на федеральные конкурсы по созданию бизнес-инкубаторов в ТОГУ, ДВГУПС, КнАГТУ | ТОГУ, ДВГУПС, КнАГТУ | 2008 | ||
2.4. | Проведение конкурсов прединкубационных проектов для команд, размещаемых в созданных бизнес-инкубаторах | Минэкономразвития края | 2008 - 2010 | ||
2.5. | Развитие центра трансфера технологий АНО "ДАСИ" | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ" | 2008 - 2010 | ||
2.6. | Развитие центра трансфера технологий ТОГУ | ТОГУ, Минэкономразвития края | 2008 - 2010 | ||
2.7. | Оказание помощи в подготовке проектов на конкурсы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСР МП НТС) в Хабаровском крае | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ" | |||
2.7.1. | Организация регионального представительства в Хабаровском крае ФСР МП НТС | 2008 | |||
2.7.2. | Организация проектно-консалтинговых работ по оформлению заявок на конкурсы ФСР МП НТС | 2008 - 2010 | |||
2.7.3. | Программа "СТАРТ"(количество заявок) | 6 | 10 | 12 | |
2.7.4. | Программа "ТЕМП"(количество заявок) | 1 | 2 | 3 | |
2.7.5. | Программа "РАЗВИТИЕ"(количество заявок) | 1 | 2 | 3 | |
2.8. | Формирование региональной сети рискового финансирования "Бизнес-ангелы" | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ" | 2008 - 2010 | ||
2.9. | Создание регионально венчурного фонда | ||||
2.9.1. | Подготовка и подача заявки на конкурс Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по учреждению регионального венчурного фонда | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ" | 2008 | ||
2.9.2. | Создание некоммерческой организации (НКО) "Региональный фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Хабаровского края" | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ" | 2008 - 2009 | ||
2.9.3. | Выбор управляющей компании | Минэкономразвития края, НКО "Региональный фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Хабаровского края", АНО "ДАСИ" | 2009 | ||
2.9.4. | Формирование закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ) "Региональный венчурный фонд": регистрация правил доверительного управления ЗПИФ; привлечение денежных средств к участию в формировании ЗПИФ; организация работы венчурного фонда; отбор инновационных проектов-объектов инвестирования | Минэкономразвития края, управляющая компания, НКО "Региональный фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Хабаровского края", АНО "ДАСИ" | 2009 | ||
3. | Информационное обеспечение инновационной деятельности | ||||
3.1. | Поддержка и обновление Интернет-портала "Инновации в Хабаровском крае" | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ" | 2008 - 2010 | ||
3.2. | Участие в Российских и международных выставках, ярмарках | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ" | 2008 - 2010 | ||
3.3. | Проведение PR-мероприятий | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ" | 2008 - 2010 | ||
3.4. | Подготовка и издание методической, справочной литературы | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ" | 2008 - 2010 | ||
4. | Подготовка кадров для инновационной деятельности | ||||
4.1. | В рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров по специальности "Инновационный менеджмент" (человек) | Минэкономразвития края, Консорциум Президентской программы | 25 | 25 | 25 |
4.2. | Разработка программы(72 часа) и проведение подготовки предпринимателей по курсу "Организация инновационной деятельности на предприятии" (человек) | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ", факультет повышения квалификации и переподготовки кадров Томского государственного педагогического университета(ФПКиПК ТГПУ) | 40 | 40 | 40 |
4.3. | Разработка программы(72 часа) и проведение подготовки государственных и муниципальных служащих по курсу "Государственное регулирование инновационных процессов" (человек) | Минэкономразвития края, ДВАГС, ФПКиПК ТГПУ | 30 | 30 | 30 |
4.4. | Разработка краткосрочных программ(12 - 24 час.) и проведение семинаров-тренингов для предпринимателей по актуальным темам организации инновационной деятельности (человек) | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ" | 100 | 100 | 100 |
4.5. | Обучение (72 часа) и стажировка кадров инновационных менеджеров в г. Томске(человек) | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ", ФПКиПК ТГПУ | 15 | 15 | 15 |
5. | Нормативно-правовое, институциональное обеспечение инновационной деятельности | ||||
5.1. | Разработка нормативно-правовых актов (законодательных и исполнительных) по регулированию и развитию инновационной деятельности в крае | Минэкономразвития края, профильные институты | 2008 - 2010 | ||
5.2. | Учреждение и организация работы совета по инновациям при Правительстве края | Минэкономразвития края | 2008 - 2010 | ||
5.3. | Учреждение и организация работы инновационного клуба | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ" | 2008 - 2010 | ||
5.4. | Заключение договора о сотрудничестве с фондом "Новая Евразия" и выполнение мероприятий в рамках договора | Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ", фонд "Новая Евразия" | 2008 - 2010 |