ГУБЕРНАТОР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 августа 2007 года № 430-р


О прогнозе развития инновационной деятельности в Хабаровском крае до 2010 года

Во исполнение постановления Правительства Хабаровского края от 02 апреля 2007 г. № 65-пр "Об итогах работы за 2006 год и о задачах органов исполнительной власти Хабаровского края по развитию экономики в 2007 году", в целях развития инновационной экономики в крае:

1. Утвердить прилагаемый Прогноз развития инновационной деятельности в Хабаровском крае до 2010 года (далее - Прогноз).

2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться утвержденным Прогнозом при разработке среднесрочных программ модернизации и переоснащения предприятий, освоения выпуска новой продукции, подготовки и переподготовки кадров, научной и изобретательской деятельности. Предложить научным, учебным, предпринимательским организациям использовать утвержденный настоящим распоряжением Прогноз при разработке указанных среднесрочных программ.

3. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.) обеспечить достижение прогнозных показателей, выполнение Мероприятий по развитию инновационной деятельности в Хабаровском крае на 2008 - 2010 годы, указанных в Прогнозе, утвержденном настоящим распоряжением.

4. Министерству образования края (Базилевский А.А.) оказывать содействие учреждениям образования в организации подготовки кадров для инновационной деятельности, формировании институтов инновационной инфраструктуры при учреждениях образования.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министерство экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.).



Губернатор
В.И. Ишаев



УТВЕРЖДЕН
Распоряжением
Губернатора края
от 8 августа 2007 года № 430-р

ПРОГНОЗ
РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ ДО 2010 ГОДА


Введение

Основные направления построения инновационной экономики в Российской Федерации, формирования национальной инновационной системы определены Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. N Пр-576, и конкретизированы в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 05 августа 2005 г. № 2473п-П7.

В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года предусматривается "расширение полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по ресурсной поддержке инновационной деятельности", установлено, что "инфраструктура инновационной системы развивается, в первую очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований Российской Федерации с высокой концентрацией инновационного потенциала...".

Методология формирования инновационной экономики изложена в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации и утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике при Правительстве Российской Федерации (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).

Прогноз развития инновационной деятельности разработан на основе Прогноза экономического и социального развития Хабаровского края на период до 2010 года, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 30 января 2007 г. № 9-пр. При разработке настоящего Прогноза использован опыт Томской области.


1. Анализ возможностей развития в Хабаровском крае
инновационной деятельности и приоритетные направления ее развития

Основными факторами, определяющими инновационный путь развития территории как преимущественный, являются:

- существование на территории научно-производственного и образовательного комплексов, имеющих потенциальные возможности для разработки современных наукоемких технологий;

- наличие на территории промышленных предприятий, способных воспринимать наукоемкие технологии и выпускать конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию;

- размещение на территории предприятий добывающего комплекса, то есть потенциальных потребителей наукоемких технологий;

- подверженность территории влиянию негативных факторов, что требует принятия специальных мер для ее развития.

Все названные факторы в явном виде присутствуют в Хабаровском крае, что повышает актуальность развития инновационной деятельности в регионе, более того, предполагает определение этой задачи как одной из приоритетных.

С точки зрения системного анализа инновационный потенциал региона может быть охарактеризован взаимодействием четырех подсистем (секторов): научно-образовательного, технико-технологического, финансового и кадрового. Система функционирует в условиях определенной внешней среды: экономико-географической, законодательной, институциональной и др. Параметры среды специфичны для отдельного региона и оказывают существенное влияние на процессы функционирования подсистем, их взаимодействия.

Для определения возможностей и конкурентных преимуществ Хабаровского края по развитию инновационной экономики в пределах Дальневосточного экономического района (далее - ДВЭР) используются методы SWOT-, PEST-, и SNW-анализа по определению сильных и слабых сторон, основных факторов и аспектов внешней и внутренней среды, которые могут повлиять положительным или отрицательным образом на реализацию мероприятий по инновационному развитию в крае. Результатом анализа является определение путей наиболее эффективного использования возможностей региона по достижению поставленной цели формирования инновационной экономики.

На Дальнем Востоке только три субъекта Федерации располагают необходимыми институтами и условиями, позволяющими на практике рассматривать задачу о формировании региональных инновационных систем: Хабаровский и Приморский края, Республика Саха (Якутия). Сравнительная характеристика основных показателей инновационной деятельности в этих регионах представлена в таблице 1.

Хабаровский край существенно уступает двум соседним регионам по уровню развития научной деятельности, фундаментальных и прикладных исследований, что относится к слабым сторонам края. В то же время в прикладной части инновационного цикла, завершающегося реализацией инновационной продукции, Хабаровский край имеет серьезные сильные стороны (подпункт 2.3, пункты 3 - 7 таблицы 1). Здесь осуществляется больше затрат на разработки, поступающие непосредственно в производство, выше уровень патентования изобретений и полезных моделей, значительная часть которых разрабатывается на самих предприятиях, располагающих для этого собственными конструкторско - исследовательскими отделами. Хабаровский край - единственный на Дальнем Востоке регион, где создаются новые производственные технологии, здесь выше инновационная активность предприятий. Как конечный результат, объемы отгруженной инновационной продукции в 2 - 4 раза превышают показатели сопряженных регионов. То есть реализация экономического эффекта от инноваций в ДВЭР осуществляется преимущественно в Хабаровском крае.


Сравнительные показатели уровней развития инновационного потенциала регионов ДВЭР
(суммарно за 2001 - 2005 гг.) <*>

Таблица 1

№ п/п

Показатель

Единица измерения

Российская Федерация (справочно)

ДВЭР

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Хабаровский край

1.

Внутренние затраты на исследования и разработки

тыс. руб.

836952613

17975478

3071785

7580933

1740264

2.

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в том числе:

- " -

798283403

16702210

2983820

6674225

1662186

2.1.

Фундаментальные исследования

- " -

114535326

9621401

1996219

3959311

797801

2.2.

Прикладные исследования

- " -

129207657

4939229

675399

2205111

231345

2.3.

Разработки

- " -

554540419

2141580

312203

509806

633042

3.

Выдано патентов на изобретения и полезные модели

штук

121535

2496

253

839

1094

4.

Число созданных передовых производственных технологий

- " -

3498

23

-

-

17

5.

Число организаций, осуществляющих технологические инновации(инновационно - активные организации) <**>

- " -

2528

111

18

25

35

6.

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общей численности организаций <**>

процентов

9,26

6,54

5,52

4,04

17,76

7.

Объем отгруженной инновационной продукции

млн. руб.

1686418

11188

1332

2979

5552

          

________________________

<*> Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Р32 Стат. Сб. / Росстат. - М., 2007. - 981 с.

<**> В среднем за период 2001 - 2005 гг.

Сравнительные показатели параметров внешней и внутренней среды инновационной деятельности приведены в таблице 2. Производства высших технологических укладов, являющиеся ядром инновационной экономики, присутствуют в значимой степени только в Хабаровском крае. Это авиа- и судостроение, строительство трубопроводов (газовый) и др. Высший 5-й технологический уклад имеет прочное основание в виде 4-го (переработка нефти, металлургия и др.), который также развит только в Хабаровском крае и в незначительной степени в сравниваемых субъектах Российской Федерации.

Производство инноваций наилучшим образом осуществляется в крупных вертикально интегрированных структурах (далее - ВИС), самостоятельно осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. На балансе ВИС числится нематериальных активов (которые могут рассматриваться как показатель капитализации интеллектуальной собственности, вовлечения ее в хозяйственный оборот) на сумму 17 млн. рублей, или 87 процентов всех нематериальных активов края. ВИС производят 72 процента инновационной продукции края. Удельный вес инновационной продукции составляет до 30 процентов в общем объеме реализации продукции ВИС (у других, "простых" инновационных предприятий - 4 процента). Присутствие ВИС в Хабаровском крае, так же, как и наличие высокотехнологичных производств, формирует благоприятную региональную среду для развития инновационной экономики, малых инновационных предприятий.

Инновационная деятельность относится к высокорисковой, поэтому высокий уровень региональных инвестиционных рисков является ограничителем ее развития. В то же время в Хабаровском крае сложился устойчивый тренд снижения инвестиционных рисков (на 37 пунктов рейтинга за последние 4 года), что усиливает его позиции в Дальневосточном регионе.

В Хабаровском крае более высокий уровень развития "человеческого капитала", более проработана нормативно-правовая база.

Максимальное использование возможностей по осуществлению инновационной деятельности в крае предполагает сосредоточение ресурсов на направлениях, уже имеющих определенное опережение в развитии, в целях превращения их в конкурентные преимущества края. К ним относятся (подпункт 2.3, пункты 3 - 7 таблицы 1; пункты 1, 2, 4, 6, 7 таблицы 2):

1) проведение прикладных научных разработок;

2) повышение инновационной активности организаций;

3) наращивание объемов реализации инновационной продукции;

4) развитие инновационной инфраструктуры;

5) подготовка и повышение квалификации кадров;

6) развитие нормативно-правовой и институциональной среды;

7) отдельно - создание региональной сети рискового финансирования и регионального венчурного фонда, отсутствующих в настоящее время.

Развитие перечисленных направлений целевым образом будет осуществляться при реализации специальных Мероприятий (раздел 2).


Макроэкономические показатели внутренних и внешних факторов
инновационной деятельности в регионах ДВЭР

Таблица 2

№ п/п

Показатель

Единица измерения

Российская Федерация (справочно)

ДВЭР

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Хабаровский край

1.

Наличие производств высших технологических укладов

-

Присутствуют в отдельных регионах

Присутствуют в отдельных регионах

отсутствуют

Присутствуют незначительно

Присутствуют в существенной степени

2.

Присутствие крупных ВИС по разработке и производству высокотехнологичной продукции

-

присутствуют

присутствуют незначительно

отсутствуют

присутствуют незначительно

присутствуют в существенной степени

3.

Уровень региональных инвестиционных рисков <*>

средневзвешенный индекс риска

1,000

-

1,102

1,147

1,107

4.

Уровень развития "человеческого капитала" <**> в том числе:

4.1.

доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности экономически активного населения

процентов

24,7

23,6

25,0

24,1

30,2

4.2.

численность студентов высших учебных заведений

на 10 тыс. населения

495

488

492

505

629

5.

Институты венчурного финансирования и объем венчурного капитала

млн. руб.

Российская венчурная компания - 15000

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

6.

Развитие инновационной инфраструктуры

-

развивается целенаправленно Правительством Российской Федерации

-

на начальном этапе формирования

развивается самостоятельно, фрагментарно

развивается целенаправленно Правительством края

7.

Нормативно-законодательная база

-

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации30 марта 2002 года N ПР-576); Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации5 августа 2005 года N 2473п-П7) и другие

-

отсутствует

отсутствует

Закон Хабаровского края от 4 июля 2000 года N 222 "Об инновационной деятельности в Хабаровском крае"; постановление Губернатора Хабаровского края от 9 февраля 2004 года N 32 "О развитии инновационной деятельности в Хабаровском крае" и другие


___________________  

<*> По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА" за 2005 - 2006 гг.

<**> По уровню 2005 года.


2. Мероприятия по развитию инновационной деятельности в Хабаровском крае на 2008 - 2010 годы

Таблица 3

№ п/п

Наименование предприятия

Исполнители и организации, привлекаемые к исполнению. <*>

Срок исполнения (год)

1.

Стимулирование организаций к разработке и использованию инноваций

2008

2009

2010

1.1.

Проведение краевых конкурсов прикладных научных разработок(количество участников)

министерство экономического развития и внешних связей края(Минэкономразвития края)

38

39

40

1.2.

Проведение краевых конкурсов инновационных проектов (количество участников)

Минэкономразвития края

13

15

20

1.3.

Организация мониторинга проектов-победителей по конкурсам прикладных научных разработок и инновационных проектов (количество проектов)

Минэкономразвития края, автономная некоммерческая организация "Дальневосточное агентство содействия инновациям" (АНО "ДАСИ")

14

19

27

2.

Формирование инновационной инфраструктуры

2.1.

Развитие АНО "ДАСИ" как регионального центра инновационной активности

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ"

2008 - 2010

2.2.

Развитие офисов коммерциализации разработок при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Тихоокеанский государственный университет" (ТОГУ), ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный университет путей сообщения" (ДВГУПС), ГОУ ВПО "Комсомольский-на-Амуре Государственный технический университет" (КнАГТУ), ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный медицинский университет" (ДВГМУ)

Минэкономразвития края, ТОГУ, ДВГУПС, КнАГТУ, ДВГМУ

2008 - 2010

2.3.

Подготовка и подача документов на федеральные конкурсы по созданию бизнес-инкубаторов в ТОГУ, ДВГУПС, КнАГТУ

ТОГУ, ДВГУПС, КнАГТУ

2008

2.4.

Проведение конкурсов прединкубационных проектов для команд, размещаемых в созданных бизнес-инкубаторах

Минэкономразвития края

2008 - 2010

2.5.

Развитие центра трансфера технологий АНО "ДАСИ"

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ"

2008 - 2010

2.6.

Развитие центра трансфера технологий ТОГУ

ТОГУ, Минэкономразвития края

2008 - 2010

2.7.

Оказание помощи в подготовке проектов на конкурсы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСР МП НТС) в Хабаровском крае

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ"

2.7.1.

Организация регионального представительства в Хабаровском крае ФСР МП НТС

2008

2.7.2.

Организация проектно-консалтинговых работ по оформлению заявок на конкурсы ФСР МП НТС

2008 - 2010

2.7.3.

Программа "СТАРТ"(количество заявок)

6

10

12

2.7.4.

Программа "ТЕМП"(количество заявок)

1

2

3

2.7.5.

Программа "РАЗВИТИЕ"(количество заявок)

1

2

3

2.8.

Формирование региональной сети рискового финансирования "Бизнес-ангелы"

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ"

2008 - 2010

2.9.

Создание регионально венчурного фонда

2.9.1.

Подготовка и подача заявки на конкурс Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по учреждению регионального венчурного фонда

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ"

2008

2.9.2.

Создание некоммерческой организации (НКО) "Региональный фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Хабаровского края"

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ"

2008 - 2009

2.9.3.

Выбор управляющей компании

Минэкономразвития края, НКО "Региональный фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Хабаровского края", АНО "ДАСИ"

2009

2.9.4.

Формирование закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ) "Региональный венчурный фонд": регистрация правил доверительного управления ЗПИФ; привлечение денежных средств к участию в формировании ЗПИФ; организация работы венчурного фонда; отбор инновационных проектов-объектов инвестирования

Минэкономразвития края, управляющая компания, НКО "Региональный фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Хабаровского края", АНО "ДАСИ"

2009

3.

Информационное обеспечение инновационной деятельности

3.1.

Поддержка и обновление Интернет-портала "Инновации в Хабаровском крае"

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ"

2008 - 2010

3.2.

Участие в Российских и международных выставках, ярмарках

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ"

2008 - 2010

3.3.

Проведение PR-мероприятий

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ"

2008 - 2010

3.4.

Подготовка и издание методической, справочной литературы

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ"

2008 - 2010

4.

Подготовка кадров для инновационной деятельности

4.1.

В рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров по специальности "Инновационный менеджмент" (человек)

Минэкономразвития края, Консорциум Президентской программы

25

25

25

4.2.

Разработка программы(72 часа) и проведение подготовки предпринимателей по курсу "Организация инновационной деятельности на предприятии" (человек)

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ", факультет повышения квалификации и переподготовки кадров Томского государственного педагогического университета(ФПКиПК ТГПУ)

40

40

40

4.3.

Разработка программы(72 часа) и проведение подготовки государственных и муниципальных служащих по курсу "Государственное регулирование инновационных процессов" (человек)

Минэкономразвития края, ДВАГС, ФПКиПК ТГПУ

30

30

30

4.4.

Разработка краткосрочных программ(12 - 24 час.) и проведение семинаров-тренингов для предпринимателей по актуальным темам организации инновационной деятельности (человек)

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ"

100

100

100

4.5.

Обучение (72 часа) и стажировка кадров инновационных менеджеров в г. Томске(человек)

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ", ФПКиПК ТГПУ

15

15

15

5.

Нормативно-правовое, институциональное обеспечение инновационной деятельности

5.1.

Разработка нормативно-правовых актов (законодательных и исполнительных) по регулированию и развитию инновационной деятельности в крае

Минэкономразвития края, профильные институты

2008 - 2010

5.2.

Учреждение и организация работы совета по инновациям при Правительстве края

Минэкономразвития края

2008 - 2010

5.3.

Учреждение и организация работы инновационного клуба

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ"

2008 - 2010

5.4.

Заключение договора о сотрудничестве с фондом "Новая Евразия" и выполнение мероприятий в рамках договора

Минэкономразвития края, АНО "ДАСИ", фонд "Новая Евразия"

2008 - 2010

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»