Система органов государственного экологического контроля в крае в период с 2000 по 2005 год претерпела значительные изменения.
Анализ данных по осуществлению государственного экологического контроля на территории Хабаровского края показал, что в связи с реформой органов, осуществляющих контроль за соблюдением природоохранного законодательства, ликвидацией Госкомэкологии России в 2001 - 2002 годах значительно снизилось количество проведенных проверок (в 2,1 раза) хозяйствующих субъектов, выявленных нарушений (в 4,2 раза).
Реорганизация и последующие организационно-штатные изменения, созданного взамен Госкомэкологии России Департамента природных ресурсов по Дальневосточному региону, а затем Главного управления природных ресурсов МПР России по Хабаровскому краю, а впоследствии Ростехнадзора и Росприроднадзора, также не способствовали повышению эффективности федерального государственного контроля.
Аналогичная ситуация сложилась в области лесного хозяйства. Лесхозы были лишены полномочий по осуществлению государственного контроля, а в результате в период 2004 - 2005 годов произошло ослабление государственного контроля состояния, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Основным лесонарушением остается незаконная рубка леса, в том числе ценных пород деревьев: кедра корейского, дуба монгольского, ясеня маньчжурского, ореха маньчжурского, липы амурской, ильмов, бархата амурского и других.
В связи с передачей полномочий в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", на основании постановления Губернатора Хабаровского края от 23 мая 2002 г. N 272 "О специально уполномоченном государственном органе Хабаровского края в области охраны окружающей среды и должностных лицах в сфере организации и осуществления государственного экологического контроля", функции специально уполномоченного государственного органа Хабаровского края в области охраны окружающей среды возложены на министерство природных ресурсов края.
В связи с этим активизировалась работа краевой системы государственного экологического контроля, с июля 2002 г. по декабрь 2006 г. возросло: количество выявленных нарушений в области охраны атмосферного воздуха в 3,8 раза, сумма поступлений от административных штрафов в краевой бюджет - в 48 раз, количество выявленных нарушений в области обращения с отходами производства и потребления - в 5,5 раза и, соответственно, сумма поступлений - в 11 раз.
Основными нарушениями в области охраны атмосферного воздуха являлись: отсутствие нормативной экологической документации, разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствие установок по очистке газов и средств контроля за выбросами.
В области обращения с отходами производства и потребления самыми распространенными нарушениями являлись: несанкционированное размещение отходов (свалки); отсутствие нормативной экологической документации, лимитов на размещение отходов, учета и отчетности при обращении с отходами; загрязнение и порча земель и почв нефтепродуктами, нефтеотходами.
Большинством предприятий и организаций края выполняются требования по разработке нормативной экологической документации, получению разрешений (лимитов) на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов.
Основными проблемами в области осуществления государственного экологического контроля на территории края являются:
- межведомственная несогласованность полномочий федеральных природоохранных органов;
- малочисленность государственных инспекторов территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и государственных инспекторов края по охране природы;
- отсутствие полномочий по осуществлению муниципального экологического контроля у органов местного самоуправления.
В связи с отсутствием четкого разграничения предприятий необходимо принять федеральный нормативный правовой акт о разграничении предприятий на подконтрольные федеральному и краевому государственному экологическому контролю.
Задачами в области осуществления государственного экологического контроля являются:
- расширение системы государственного экологического контроля путем введения штатных должностей инспекторов государственного экологического контроля края в муниципальных районах и городских округах края, укрепление материально-технической базы инспекторов;
- расширение практики проведения комплексных проверок совместно с органами внутренних дел, прокуратуры, специально уполномоченными по отдельным отраслям деятельности федеральными органами, муниципальными образованиями края, а также усиление работы с прокуратурами, службой судебных приставов;
- расширение использования при проведении государственного экологического контроля методов инструментального анализа загрязняющих веществ в целях расчета суммы ущерба, причиненного окружающей среде, при экологических правонарушениях.