Недействующий

О мерах по развитию отрасли жилищно-коммунального хозяйства в Хабаровском крае до 2010 года (Утратило силу на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 10 апреля 2007 года N 76-пр)


7.1. Основные направления совершенствования финансирования ЖКХ. Совершенствование финансирования ЖКХ должно обеспечить:

- планирование обоснованных затрат на содержание жилищного фонда и коммунальное обслуживание, ликвидацию задолженности;

- расширенное воспроизводство коммунальной инфраструктуры (включая замену изношенных фондов, их модернизацию) путем увеличения средств предприятий и бюджета, направляемых на развитие, с 1,7 до 4,4 млрд. рублей в год по среднему сценарию;

- финансирование капитального ремонта и реконструкции жилья с 0,12 до 0,5 млрд. рублей. Еще 5,7 млрд. рублей будет направлено за период реализации Стратегии развития на капитальный ремонт жилья собственниками жилищного фонда, в том числе ТСЖ;

- эффективную организацию расчетов с потребителями и поставщиками услуг, повышение собираемости платежей до 94 - 96% в поселениях I и II типа и 90% - в поселениях III типа.

Следует переориентировать действующую систему на мотивированное нормативами-индикаторами планирование, обеспечивающее достижение компромисса между объективными финансовыми потребностями предприятий ЖКХ, требуемым качеством обслуживания и реальными финансовыми возможностями: платежеспособностью потребителей и потенциалом бюджета. Иначе говоря, планирование финансового обеспечения ЖКХ (в том числе бюджетного) должно исходить из оценки масштаба задач ЖКХ и стоимости их достижения, а также возможностей потребителей по оплате услуг требуемого качества.

Постепенный отказ от дотирования отрасли становится основным ориентиром реформы системы финансирования ЖКХ.

Избранный средний сценарий развития экономики позволит достичь безубыточного производства ЖКУ при 100% оплате и ликвидации дотаций на разницу в тарифах.

Происшедшее за период 2002 - 2004 гг. снижение доли бюджетных расходов на ЖКХ с 19,3 до 14,3% (и, как следствие, удельных бюджетных ассигнований) крайне негативно отразилось на финансово-экономическом состоянии предприятий (особенно в поселениях II и III типа), поскольку не сопровождалось соответствующим сокращением затрат, повышением уровня собираемости платежей, повышением эффективности производства. По прогнозной оценке в 2010 году доля бюджетного финансирования ЖКХ не превысит 12 - 14% в общих расходах бюджета края, а абсолютный объем бюджетных ассигнований должен по среднему сценарию увеличиться до 3,6 тыс. рублей на человека в год. При этом объем текущего бюджетного финансирования (льготы, субсидии) не превысит 3 тыс. рублей на человека в год.

Важнейшей задачей планирования бюджетных расходов является перераспределение направлений использования бюджетных ресурсов. Прогноз роста экономического потенциала муниципальных образований до 2010 года показывает, что бюджетный потенциал может обеспечить потребность отрасли ЖКХ в бюджетном финансировании.

Уже начиная с первого этапа реализации Стратегии развития, предполагается изменение структуры источников финансирования отрасли путем постепенного сокращения доли бюджетных средств (при росте их абсолютных величин) и наращивания объемов и доли собственных средств предприятий, а также более широкого привлечения внебюджетных кредитных ресурсов.

Потребность в бюджетных средствах по выбранному среднему сценарию снизится с 15 до 8% в доходах предприятий ЖКХ (рис. 7.3). При этом текущие бюджетные расходы на ЖКХ за счет ликвидации дотационной схемы финансирования должны сократиться с 88 до 74%. Доля бюджетных средств, направляемых на финансирование модернизации, реконструкции и нового строительства объектов ЖКК, должна увеличиться с 8 до 16% бюджетного финансирования ЖКХ. Основные параметры реализации среднего сценария развития экономики представлены на рис. 7.2 и 7.3.



Рис 7.1. Доля тарифного финансирования ЖКХ в поселениях различных типов


В результате оптимизации тарифной политики, реструктуризации себестоимости, увеличения инвестиционного потенциала доля собственных средств предприятий в финансировании ЖКХ увеличится с 84 до 92% по среднему сценарию при одновременной ликвидации перекрестного субсидирования. Объективность такой тенденции позволяет прогнозировать рост тарифной составляющей в объемах финансирования ЖКХ края по мере роста экономического потенциала (рис. 7.1).

На рис. 7.4 - 7.5 представлена динамика изменения источников финансирования жилищно-коммунального комплекса за период 2004 - 2010 гг. по среднему (базовому) сценарию развития экономики края, которая раскрывается в разрезе поселений края. По причине экономического отставания поселений III типа, а также незначительного числа промышленных потребителей в структуре их доходов предполагается большая доля бюджетных дотаций, льгот и субсидий (14,5%). В силу территориальной удаленности (транспортных затрат), а также нахождения в зоне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в этих поселениях наблюдается более высокая по сравнению с поселениями I и II типов доля операционных расходов и низкая доля инвестиционных затрат, а также более высокие удельные бюджетные ассигнования - 4,1 тыс. рублей на одного человека в год.

Проведенный анализ состояния ЖКХ края показал, что существующие проблемы (высокие затраты, повышенный износ, большая аварийность) вызваны, прежде всего, низкой долей средств, направляемых на поддержание основных фондов в работоспособном состоянии, то есть незначительными капитальными вложениями. В 2004 году, как видно из рис. 7.3, инвестиционные затраты предприятий ЖКХ составили всего 1,7 млн. рублей, или 1,2 тыс. рублей на человека в год, что, как показывает практика, недостаточно для полноценного воспроизводства. При этом нехватка средств для инвестиционной деятельности предопределена из-за игнорирования инвестиционной составляющей тарифа. То есть стремление регулирующего органа в силу нежелания по внеэкономическим соображениям не повышать тариф выливается в урезание расходов на обновление и модернизацию основных фондов. Средства предусматриваются только на текущий ремонт для поддержания этих изношенных фондов в рабочем состоянии, что, в конечном счете, несет угрозу усиления кризисных явлений (рост аварийности, утечек, потерь тепловой и электрической энергии и т.п.).

В этой связи в совокупном тарифе за все услуги по среднему сценарию Стратегии развития с 8 до 13% увеличится доля инвестиционных составляющих (рис. 7.3). Объем средств, направляемых на замену изношенных фондов, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и возврат кредитных ресурсов на эти цели за счет использования инвестиционных средств предприятий, увеличится с 1,7 до 4,4 млрд. рублей.

Лейтмотивом оптимизации структуры платежей за ЖКУ является то, что с ростом экономического потенциала и денежных доходов населения будет увеличиваться доля платежей населения в доходах предприятий отрасли и сокращаться доля платежей от прочих потребителей и бюджетных поступлений. Однако абсолютная величина текущего бюджетного финансирования, направленная на возмещение предоставленных льгот и субсидий, будет увеличиваться.

В то же время рост средств, необходимых для предоставления субсидий, при любом росте тарифа всегда будет меньше, чем потребность в дотациях, поскольку дотации выделяются на разницу в тарифах на один кв. метр жилья, то есть всем гражданам, а субсидии лишь малообеспеченным семьям.


Рис. 7.2. Тарифная политика

2004 год

2010 год

Средневзвешенный по муниципальным образованиям суммарный тариф, руб. /кв. м

70,3

Средневзвешенный по муниципальным образованиям суммарный тариф, руб. /кв. м
Средневзвешенный тариф с надбавками

96,6

106,1

Уровень платежей населения к экономически обоснованному тарифу, %
Установленный уровень платежей с учетом льгот, субсидий, дотаций и перекрестного субсидирования

63,0 70,0

Уровень платежей населения к экономически обоснованному тарифу, %
Установленный уровень платежей с учетом льгот, субсидий

82,0

87,0

Среднедушевой доход населения, тыс. руб. /чел. в месяц

8,2

Среднедушевой доход населения, тыс. руб./чел. в месяц

16,6

Доля платежей за ЖКУ в доходах семей, %

7,2

Доля платежей за ЖКУ в доходах семей, %

10,4

Доля семей, нуждающихся в субсидиях, %

19,6

Доля семей, нуждающихся в субсидиях, %

16,3

Расходы бюджета на ЖКХ, тыс. руб./чел. в год

2,3

Расходы бюджета на ЖКХ, тыс. руб./чел. в год

3,6


 

2004 год

2010 год

I. Доходы предприятий от оказания услуг, млрд. рублей

20,4

47,5/51,4*

тыс. руб. /чел. в год

14,4

34,4

- за счет платежей населения, млрд. рублей

4,8 (23%)

24,5 (51%)

тыс. руб./чел. в год

3,4

17,8

- за счет прочих потребителей, млрд. рублей

12,6 (62%)

19,3 (41%)

- за счет бюджета, млрд. рублей

3,0 (15%)

3,7 (8%)

тыс. руб./чел. в год

2,1

2,7

II. Расходы бюджета, млрд. рублей

3,4

5,0

тыс. руб./чел. в год

2,3

3,6

в том числе:

на текущую деятельность, млрд. рублей

3,0 (88%)

3,7 (74%)

тыс. руб./чел. в год

2,1

2,7

из них:

- дотации, млрд. рублей

1,5

0

тыс. руб./чел. в год

1,0

0

- льготы и субсидии, млрд. рублей

1,6

3,7

тыс. руб./чел. в год

1,2

2,7

капитальный ремонт жилья, млрд. рублей

0,1 (4%)

0,5 (8%)

тыс. руб./чел. в год

0,1

0,4

на развитие, млрд. рублей

0,3 (8%)

0,8 (16%)

тыс. руб./чел. в год

0,13

0,6

III. Расходы предприятий

19,8

34,8

Операционные (текущие), млрд. рублей

18,1 (92%)

30,4 (87%)

тыс. руб./чел. в год

12,5

22,0

Инвестиционные, млрд. рублей

1,7 (8%)

4,4 (13%)

тыс. руб./чел. в год

1,2

3,2