О мерах по развитию отрасли жилищно-коммунального хозяйства в Хабаровском крае до 2010 года
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 10 апреля 2007 года N 76-пр
__________________________
Проведенные в 1991-2005 годах реформы в жилищно-коммунальной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов к рыночным механизмам регулирования при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Общая площадь жилищного фонда Хабаровского края составляет 27,9 млн. кв. м. В настоящее время в коммунальном хозяйстве края находятся в эксплуатации 399 котельных, более 1,5 тыс. км тепловых сетей, 80 дизельных электростанций, около 9 тыс. км воздушных и кабельных электрических сетей, 3,2 тыс. трансформаторных подстанций, 2,8 тыс. км водопроводных и 2,7 тыс. км канализационных сетей, 293 водозабора различного типа, 94 очистных сооружения канализации, 172 канализационные насосные станции.
До 1991 года эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства края осуществлялась в основном ведомствами, которые сами являлись основными потребителями коммунальных услуг. Затраты на производство коммунальных услуг в большинстве своем включались в себестоимость выпускаемой продукции. С началом реформ жилье и объекты коммунального хозяйства стали передаваться в муниципальную собственность.
В Хабаровском крае к началу реформ в муниципальной собственности находилось 98 котельных, 9 дизельных электростанций, 13 водозаборов. Общая площадь муниципального жилищного фонда составляла 9,9 млн. кв. м.
За последние десять лет в муниципальную собственность городских округов и муниципальных районов края принято более 11,6 млн. кв. м государственного жилищного фонда, 156 водозаборов различного типа, 48 очистных сооружений канализации, и процесс продолжается. В результате передачи ведомственных объектов число муниципальных котельных возросло до 351, дизельных электростанций - до 70.
При этом жилищный фонд и коммунальные объекты зачастую передавались в неудовлетворительном техническом состоянии, а фактическая передача финансовых средств на их содержание растягивалась на годы.
В этих условиях Правительством края были приняты все меры по сохранению инженерной коммунальной инфраструктуры и обеспечению потребителей коммунальными услугами.
За период с 2000 по 2005 год для надежного обеспечения коммунальными услугами потребителей построены 3 котельные на твердом топливе в Бикинском, Ванинском, Охотском районах. Произведена модернизация 31 котельной и 38 дизельных электростанций, установлено 67 новых дизель-генераторов и более 100 котлоагрегатов. Капитально отремонтировано более 1,5 тыс. км электрических и около 400 км тепловых сетей. Переведены на природный газ 4 котельные в Амурском, Комсомольском, Солнечном районах, г. Комсомольске-на-Амуре и дизельная электростанция в с. Циммермановка Ульчского района.
В целях оптимизации схем электро- и теплоснабжения населенных пунктов края закрыто 5 дизельных электростанций и 49 неэффективных отопительных котельных. Специализированными предприятиями выполняется наладка гидравлического и теплового режимов систем теплоснабжения поселений.
Построено и переложено около 150 км водоводов и канализационных коллекторов. Пробурено 16 скважин в городских и сельских поселениях Вяземского, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, Солнечного, Ульчского районов. Проведена реконструкция водозаборных сооружений в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, канализационных очистных сооружений и канализационных насосных станций в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, Хабаровском и имени Лазо районах.
На проведение работ в отрасли, в том числе по подготовке к отопительным сезонам, за последние 5 лет из всех источников направлено 5,87 млрд. рублей. Средства краевого бюджета в сумме 2,12 млрд. рублей направлялись в первую очередь на новое строительство, реконструкцию и модернизацию коммунальных объектов. Все это позволило обеспечивать стабильное функционирование систем жизнеобеспечения и снизить аварийность.
В ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства края реализованы важнейшие направления: разделены функции управления жилищным фондом и его обслуживания, созданы единые центры по сбору платежей, уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги доведен до федерального стандарта, устранено перекрестное субсидирование при формировании тарифов на коммунальные услуги. В крае действует система социальной поддержки населения в виде предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность коммунальных услуг для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
Качество содержания жилищного фонда и предоставляемых коммунальных услуг находится на уровне, не соответствующем не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в отрасль. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования. В результате практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, недостаточны мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий в производство.
Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения значительных финансовых ресурсов для модернизации и развития. Проблема усугубляется наличием большой задолженности в отрасли, образовавшейся в результате невыполнения бюджетами, в первую очередь муниципальными, своих обязательств, а также задолженностью населения за потребленные услуги. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на 01 января 2006 г. 4,4 млрд. рублей, в то же время объем их кредиторской задолженности - 5,8 млрд. рублей.
В крае продолжает функционировать значительное количество неэффективных котельных и дизельных электростанций с устаревшим оборудованием, около 300 км тепловых сетей и 1,5 тыс. км линий электропередачи требуют капитального ремонта. Не удалось решить задачу доведения до нормативных объемов капитального ремонта объектов коммунального назначения и инженерных сетей.
Работа отрасли жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время осуществляется в условиях изменившегося законодательства. Большинство вопросов жилищно-коммунального комплекса отнесено к ведению органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений. Отрасль должна работать в рыночных условиях при государственном регулировании тарифов коммунального комплекса.
В целях адаптации отрасли к работе в новых условиях разработана Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на 2006 - 2010 годы (далее также - Стратегия развития).
Стратегия развития определяет приоритетные направления развития жилищно-коммунального хозяйства, пути и методы повышения качества обслуживания, формирования регулируемого рынка услуг с учетом социальных ограничений, систему стимулов и источников финансирования модернизации жилищно-коммунального хозяйства края.
Стратегия развития будет выполняться поэтапно в течение 2006 - 2010 годов:
- I этап - 2006 год (этап мобилизации);
- II этап - 2007 - 2008 годы;
- III этап - 2009 - 2010 годы.
Разработаны Мероприятия по реализации I и II этапов Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на 2006 - 2010 годы (далее также - Мероприятия). Стратегия развития и Мероприятия разработаны с учетом Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года, Основных направлений экономического и социального развития Хабаровского края на период до 2010 года, прогноза социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2007 года, требований норм Жилищного кодекса Российской Федерации, национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
В целях развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества условий проживания и коммунального обслуживания населения, дальнейшего преобразования жилищно-коммунального хозяйства в рамках регулируемого рынка услуг с учетом социально-экономических условий Правительство края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на 2006 - 2010 годы;
Мероприятия по реализации I и II этапов Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на 2006 - 2010 годы.
2. Министерству жилищно-коммунального хозяйства края (Чаткин Н.М.), иным органам исполнительной власти края, главам городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений края:
2.1. Считать главной задачей обеспечение населения, социальной сферы и других потребителей качественными и доступными жилищно-коммунальными услугами в полном объеме.
2.2. Обеспечить выполнение Мероприятий по реализации I и II этапов Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на 2006 - 2010 годы в установленные сроки.
2.3. Осуществлять ежеквартальный мониторинг жилищно-коммунального обслуживания и выполнения Мероприятий по реализации I и II этапов Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на 2006 - 2010 годы.
2.4. В 2008 году разработать меры, обеспечивающие развитие отрасли жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в соответствии с III этапом Стратегии развития.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по вопросам строительства и топливно-энергетического комплекса Попова В.А.
Губернатор, Председатель Правительства края
В.И. Ишаев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Хабаровского края
от 23 июня 2006 года № 97-пр
1. Введение
Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на 2006-2010 годы (далее - Стратегия развития) определяет действия по реализации национального проекта по обеспечению доступным жильем граждан России в населенных пунктах Хабаровского края (далее - также край), оптимизации тарифной политики, институциональным преобразованиям жилищно-коммунального комплекса, формирования регулируемого рынка услуг, привлечения частного бизнеса и внебюджетных инвестиций.
Стратегия развития охватывает следующие аспекты:
- социальные - обеспечение доступности жилья, повышение качества условий проживания, надежности жизнеобеспечения, соблюдение ограничений по платежеспособности;
- организационные - совершенствование управления и хозяйствования в жилищной и коммунальной сфере, объединениях собственников жилья;
- технические - модернизация жилья и инфраструктуры, повышение ее надежности, оптимизация схем производства услуг, обеспечение инфраструктурой участков застройки;
- экономические - финансовое оздоровление, совершенствование ценообразования, обоснованность планирования, повышение ресурсной эффективности, привлечение инвестиций.
Стратегия развития определяет приоритетные направления развития жилищного фонда и инфраструктуры поселений, регламентирует пути и методы повышения качества обслуживания, формирования регулируемого рынка услуг с учетом социальных ограничений, определяет систему стимулов и источников финансирования модернизации жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) края.
В Стратегии развития представлены:
- схемы институционального построения органов управления и хозяйствующих субъектов, а также их взаимодействия с потребителями;
- предложения по совершенствованию финансирования и ценообразования в ЖКХ;
- правовое обеспечение деятельности субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности, а также их взаимодействие с органом власти, инвестором и потребителями, система договорных отношений;
- прогнозные оценки приоритетных направлений и объемов инвестиций, источников финансирования с учетом объективных требований к замене изношенных фондов, их модернизации и строительству по трем типам поселений края;
- схемы участия в жилищно-коммунальном обслуживании частного бизнеса и привлечения внебюджетных инвестиций, акционирования предприятий, создания управляющих компаний, организации имущественных отношений на основе аренды инфраструктуры;
- сценарии развития ЖКХ края до 2010 года, тарифной политики на основе прогноза экономического развития территории, платежеспособности населения с учетом оптимизации затрат и оценки социальных последствий каждого сценария.
Предлагаемые решения основаны на:
- требованиях норм Жилищного кодекса Российской Федерации, национального проекта по обеспечению доступным жильем граждан России, практике частногосударственного партнерства в ЖКХ, методологии формирования рынка услуг;
- прогнозе социально-экономических характеристик поселений каждого типа с учетом экономического потенциала, доходов населения, бюджетной обеспеченности, перехода к поселенческому принципу местного самоуправления;
- оценке исходных и целевых параметров условий проживания и качества коммунального обслуживания, состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, системы управления и финансирования в жилищно-коммунальном комплексе;
- концепции совершенствования договорных отношений и нормативно-правовой базы, регламентирующей жилищно-коммунальное обслуживание, организации взаимодействия с потребителями услуг и органами власти;
- оценке производственно-технических характеристик ЖКХ, ресурсной эффективности производства услуг и допустимого уровня платежей за услуги;
- идеологии бездотационного финансирования, рационального сочетания «тарифных» и бюджетных источников, анализе масштабов и устранении причин задолженности предприятий ЖКХ, совершенствовании системы сбора платежей, анализе платежеспособности населения, обоснованности затрат коммунальных предприятий. Разработаны рекомендации по реструктуризации себестоимости, оптимизации тарифной политики до 2010 года;
- оценке инвестиций для обеспечения необходимых масштабов обновления основных фондов, модернизации и строительства коммунальных объектов; определение стартовых и целевых системных параметров состояния жилищного фонда, коммунальных объектов, качества услуг и ресурсной эффективности в ЖКХ края.
Стратегия развития подготовлена с учетом утвержденных Губернатором края Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года и Основных направлений территориальной политики Правительства Хабаровского края до 2010 года.
Для оценки перспектив развития ЖКХ в рамках Стратегии развития использован сценарный прогноз развития экономики края. Рассмотрены три сценария развития: пассивный (характеризуется среднегодовым ростом внутреннего регионального продукта на 3,1%), средний (темп прироста внутреннего регионального продукта на 5%) и оптимистический (рост экономики на уровне 9-10%). Рассмотрен также не предусмотренный Концепцией стратегического развития Хабаровского края до 2010 года, но политически детерминированный четвертый вариант 7% роста экономического потенциала, обеспечивающий удвоение внутреннего регионального продукта (ВРП).
Природно-географические условия края (наличие природных ископаемых, рыбных и лесных ресурсов, значительная протяженность: с севера на юг - 1800 км и с запада на восток - 750 км) определяют уклад жизни населения, специализацию градообразующей базы и особенности развития ЖКХ. Административно край представлен девятнадцатью муниципальными образованиями - двумя городскими округами (Хабаровск - 579 тыс. человек, Комсомольск-на-Амуре - 278 тыс. человек) и семнадцатью районами, на территории которых расположено 5 городских поселений: Николаевск-на-Амуре (27 тыс. человек), Советская Гавань (29,8 тыс. человек), Амурск (47 тыс. человек), Бикин (19,6 тыс. человек) и Вяземский (15,7 тыс. человек). В крае также находятся 24 рабочих поселка и 426 сельских населенных пунктов.
Вступление в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведет к увеличению числа муниципальных образований, их полномочий по организации жилищно-коммунального обслуживания. Это было учтено как при разработке схем взаимодействия органов государственного управления края и органов местного самоуправления, так и при оценке бюджетной поддержки ЖКХ поселений III типа.
Продолжительная и суровая зима предъявляет особые требования к надежности и устойчивости систем жизнеобеспечения. Теплоснабжение населенных пунктов отличается неоптимальностью источников и применяемых видов топлива, что удорожает услуги и обостряет задачу перехода к более дешевым видам топлива и альтернативным источникам теплоснабжения. Большинство районов отнесено к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, имеют особое правовое регулирование (северный завоз, обязательные поставки товаров, организация централизованных закупок и т.п.). Вопросы подготовки к зиме, своевременные заготовки топлива занимают важное место в деятельности отрасли в этих районах. Это во многом определяет специфику бюджетного финансирования и направления расходования бюджетных средств. Другой особенностью многих северных территорий края является отсутствие централизованного электроснабжения, электропитание осуществляется от автономных дизельных электростанций, что существенно удорожает и делает неустойчивым электроснабжение. Тарифы на электроэнергию в крае значительно выше, чем в большинстве других регионов России. При этом топливная составляющая в себестоимости производства электроэнергии и тепла на многих предприятиях электроснабжения и теплоснабжения достигает соответственно 51 и 80 %, что заметно выше среднероссийского уровня (13 и 27% соответственно).
На территории края площадью в 788,6 тыс. кв. км проживает 1,4 млн. человек, из которых 80% составляет городское население. Слабая заселенность территории и значительная разбросанность поселений сочетаются с низкой плотностью населения в поселениях - 11,2 чел./га при средней по России - 15 чел./га. В поселениях III типа плотность населения около 4 человек на один гектар. Низкая плотность населения определяет повышенную протяженность сетей в расчете на жителя, что сказывается на удорожании обслуживания сетей и транспортировки воды, тепла до потребителя, и как следствие, на росте себестоимости и тарифов. Очевидна нерациональность централизованного теплоснабжения в поселениях с низкой плотностью населения. В крае большое количество поселений III типа и жилищ, не имеющих систем коммунального обслуживания. Климатические и градостроительные особенности края влияют (хотя не определяют исключительно) на увеличение в 2,3 раза относительно средней по России стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) (по номиналу) и в 1,44 раза с учетом паритета цен.
Существенные различия экономического развития поселений края определяют дифференциацию качества жилищ и коммунального обслуживания. В малых и сельских поселениях крайне низок финансовый потенциал при объективно более высоких потребностях для обеспечения минимальных стандартов качества услуг. Инвестиционных возможностей вновь формируемых по поселенческому принципу муниципальных образований явно недостаточно даже для простого воспроизводства инфраструктуры. Соответственно, в Стратегии развития предусмотрены для них особые организационные и финансовые решения, включая помощь краевого бюджета.
На протяжении последних лет темпы роста экономики края несколько опережали темпы роста экономики России, однако в 2003 году эта ситуация изменилась - экономика России продемонстрировала более высокие темпы роста (табл. 2.1).
Динамика экономического роста России
и Хабаровского края (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
Год | Россия | Хабаровский край |
1998 | 94,7 | 93,7 |
1999 | 106,4 | 109,2 |
2000 | 110,0 | 111,6 |
2001 | 105,1 | 108,2 |
2002 | 104,7 | 106,4 |
2003 | 107,3 | 104,1 |
2004 | 107,2 | 105,5 |
2005 | 106,4 | 104,5 |