ГУБЕРНАТОР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2005 года №261


О Концепции развития автодорожной сети
общего пользования Хабаровского края на 2006-2008 годы


Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Хабаровского края от 22 августа 2005 г. № 103-пр «О состоянии и дальнейшем развитии сети территориальных дорог и мерах по их улучшению на 2005-2008 годы»

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития автодорожной сети общего пользования Хабаровского края на 2006-2008 годы (далее - Концепция).

2. Министерствам края, иным органам управления Правительства края принять действенные меры по реализации утвержденной настоящим постановлением Концепции.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра промышленности, транспорта и связи края Зражевского С.А.

 Губернатор
     В.И. Ишаев



УТВЕРЖДЕНА
постановлением Губернатора
Хабаровского края
от 30 декабря 2005 года №261

КОНЦЕПЦИЯ
развития автодорожной сети общего пользования Хабаровского края на 2006-2008 годы

     

Введение

Концепция развития автодорожной сети общего пользования Хабаровского края на 2006-2008 годы (далее также - Концепция) разработана Хабаровским филиалом открытого акционерного общества «ГипродорНИИ» при участии министерства промышленности, транспорта и связи Хабаровского края и краевого государственного учреждения «Хабаровскуправтодор». Ранее Хабаровским филиалом ОАО «ГипродорНИИ» была разработана Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Хабаровского края до 2010 года с прогнозом до 2020 года, однако в связи с кардинальными изменениями в 2003 - 2005 годах условий финансирования возникла необходимость создания настоящей Концепции, которая основывается на новых финансовых ограничениях бюджета.

Основными предпосылками, обусловливающими необходимость разработки Концепции, являются:

- необходимость разработки стратегической политики дорожной отрасли края, определение мероприятий на среднесрочную перспективу с учетом основных принципов государственной дорожной политики, направлений и параметров социально-экономического развития края;

- повышение актуальности вопросов финансирования и организации дорожных работ, в особенности по сохранности дорог в условиях существенного сокращения инвестиционных возможностей федерального и территориального бюджетов, необходимость в этих условиях определения и законодательного закрепления на краевом уровне основных принципов такого механизма финансирования дорожной отрасли, который бы позволил обеспечить разумное сочетание отраслевых и общественных интересов и потребностей.

Исходя из этого, определена основная цель Концепции - получение наибольшего социально-экономического эффекта от вложения краевых инвестиций в дорожное хозяйство Хабаровского края, обоснование перспектив усовершенствования и развития сети автомобильных дорог общего пользования территориального значения до 2008 года.

Задачи разработки Концепции:

- определение уровня социально-экономического развития Хабаровского края;

- описание современного состояния дорожного комплекса края, выявление основных проблем и оценка уровня развития дорожной сети;

- формирование стратегии совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования территориального значения до 2008 года в целях повышения эффективности и надежности работы дорожного комплекса и определения рациональных путей его дальнейшего функционирования и развития;

- определение перспективных нагрузок на дорожную сеть к 2008 году;

- определение необходимых объемов работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорожной сети на перспективу до 2008 года;

- оценка социально-экономической эффективности Концепции.

Основой для разработки данной Концепции послужили:

- отчетные материалы КГУ «Хабаровскуправтодор»;

- статистические материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю «Хабаровскстат»;

- прогнозные оценки социально-экономического положения Хабаровского края в 2005 году;

- Основные направления структурной перестройки экономики Хабаровского края на период до 2005 года, утвержденные постановлением главы администрации Хабаровского края от 30 октября 1995 г. № 427;

- Основные направления территориальной политики Правительства Хабаровского края до 2010 года, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июля 2004 г. № 40-пр.

1. Транспортно-экономическая характеристика Хабаровского края

1.1. Общая характеристика Хабаровского края

Хабаровский край - одно из самых крупных по размерам административно-территориальное образование в Российской Федерации. Его площадь - 788,6 тыс. кв. км, что составляет 4,6% территории России.

Хабаровский край занимает выгодное экономико-географическое положение. Он расположен в центре Дальнего Востока, имеет общие границы с Республикой Саха (Якутия), Еврейской автономной областью, Приморским краем, Амурской и Магаданской областями.

Татарский пролив отделяет его от о. Сахалин, а Охотское море - от Камчатской области. По протоке Казакевичева, рекам Уссури и Амуру на протяжении 265 км проходит граница края с КНР. Через территорию Хабаровского края проходят сухопутные, водные и воздушные маршруты, соединяющие внутренние регионы России с Тихоокеанскими портами, а страны СНГ и Западной Европы - с государствами Азиатско-Тихоокенского региона (АТР).

Краевой центр - город Хабаровск с мая 2000 года получил статус столицы Дальневосточного федерального округа.

Население края на 1 января 2005 г. составило 1420 тыс. человек. Более 80% жителей проживает в городах и поселках городского типа. Плотность населения составляет 1,8 человека на квадратный километр, что в 4,4 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации. Наиболее плотно заселены южные и центральные районы края.

Хабаровский край является одной из наиболее развитых в экономическом отношении территорий российского Дальнего Востока, По объему валового регионального продукта край занимает второе место в Дальневосточном регионе. Основу его экономики составляет достаточно диверсифицированное промышленное производство, включающее в себя комплекс оборонно-промышленных предприятий. В крае производится более пятой части промышленной продукции Дальневосточного региона, основная доля машиностроительной продукции, лесных материалов, нефтепродуктов, весь объем стали и стального проката.

Хабаровский край обладает значительными природными ресурсами, что в достаточной степени определяет специализацию его экономики. По запасам древесины, месторождений цветных и драгоценных металлов (олово, медь, золото, серебро), ценных видов рыб, водным ресурсам край выделяется не только на Дальнем Востоке, но и в России.

Край занимает третье место среди регионов России по объемам заготовки древесины и добыче драгоценных металлов.

Транспортный комплекс Хабаровского края представлен всеми основными видами транспорта и играет важную роль в его экономике.

Работу железнодорожного транспорта в крае обеспечивают две широтные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская, и однопутные линии между Байкало-Амурской магистралью (БАМ) и Транссибом, имеющие меридиональное направление.

По водным путям край имеет выход к Охотскому и Японскому морям. Паромная переправа Ванино - Холмск соединяет материковую сеть железных и автомобильных дорог с о. Сахалин. Судами типа «река-море» осуществляются поставки грузов из речных портов на север края, в Сахалинскую, Амурскую области, а также в прибрежные пункты Приморья и Магаданской области, в зарубежные порты.

Международный Хабаровский аэропорт принимает воздушные суда всех типов. Пропускная способность аэропорта 1500 пассажиров в час.

Магистральные автомобильные дороги, обеспечивающие межрегиональные и международные автомобильные перевозки в крае, расположены преимущественно в южной части региона. Здесь проходят автомобильные дороги федерального значения «Уссури» (Хабаровск - Владивосток), «Амур» (Чита - Хабаровск), «Восток» (Хабаровск - Находка). Связь между муниципальными образованиями края обеспечивается сетью территориальных дорог, основными из которых являются Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре, Лидога - Ванино, Селихино - Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре - Березовый, Березовый - Амгунь - Герби - Сулук - Солони - Ургал.

Ведущие центры экономического развития сформировались вокруг крупных городов Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, а также вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали и Байкало-Амурской железной дороги. В то же время, основные природные ресурсы, определяющие экономический потенциал края, расположены в труднодоступных и удаленных от экономических центров районах.

В целом Хабаровскому краю присуща сложная территориальная структура экономики, что предполагает совершенствование структуры объектов государственной региональной экономической политики.

1.2. Транспортно-дорожный комплекс

В состав транспортного комплекса Хабаровского края входят все виды транспорта: магистрального (железнодорожный, воздушный и морской) и внутрирегионального (речной, автомобильный и малые воздушные линии) значения, речные и морские порты и портопункты Амура, побережья Охотского моря и Татарского пролива. Транспортная сеть представлена железнодорожными и внутренними водными путями, автомобильными и сезонными (зимниками) дорогами.

В связи с тем, что от состояния и уровня технического развития транспортного комплекса, его экономических показателей в значительной мере зависит социально-экономическая ситуация в крае, его следует рассматривать как одну из отраслей специализации.

В настоящее время транспортная сеть по территории края распределена крайне неравномерно, что вызвано исторически сложившимся развитием производительных сил и размещением населения,

Предприятиями всех видов транспорта в 2004 году перевезено 36,68 млн. т. грузов, что на 1,7% больше уровня 2003 года; грузооборот при этом увеличился на 6,9%. Пассажиров перевезено 260,5 млн. человек, пассажирооборот при этом к 2003 году увеличился на 5,4%.

Ведущая роль в перевозках принадлежит железнодорожному транспорту, который значительно превосходит другие виды транспорта по количеству перевозимых грузов и грузообороту.

Общая протяженность железных дорог, включая одноколейные ветки - связки с магистралями, составляет 2,3 тыс. км, или 25% от длины сети всех дальневосточных дорог. По железной дороге осуществляется более 80% грузообмена с другими регионами России, 72% - внутри края.

В 2004 году объем перевозок грузов на железнодорожном транспорте составил 20,336 млн. т. или 100,3% к уровню 2003 года, при этом грузооборот увеличился на 7,1%. Пассажиров было перевезено 11,22 млн. человек, или на 12,6% выше уровня 2003 года, пассажирооборот увеличился на 7,4%.

В силу своего географического положения, наличия сложившейся развитой транспортной инфраструктуры Дальневосточная железная дорога, как и соседствующие с ней дороги, имеет все шансы оставаться наиболее выгодным средством перевозки грузов и пассажиров.

С вводом нового пограничного железнодорожного перехода Махалино - Хуньчунь, развития переходов Гродеково - Суйфыньхэ, Хасан - Туманган открываются широкие перспективы увеличения грузооборота. Открытие прямого железнодорожного сообщения между Республикой Корея и Корейской Народно-Демократической Республикой даст Дальневосточной железной дороге, по предварительным расчетам, не менее 3 млн. т. грузов в год. Причем только при открытии прямого железнодорожного сообщения от порта Пусан (Республика Корея) до ст. Уссурийск (Россия) протяженностью 1740 км транзитом через КНДР можно ожидать двухстороннего контейнерного потока объемом до 20 тыс. контейнеров в год. Это может произойти благодаря снижению времени доставки грузов потребителям Западной Европы с 40 - 45 суток морским путем через Суэцкий канал до 13 - 14 суток железнодорожным сообщением, из которых через Россию грузы будут следовать в течение 9-10 суток.

Перевозки речным транспортом осуществляются только в навигационный период. Средняя продолжительность навигации на Амуре 175 - 185 дней, в Амурском лимане - несколько короче.

Общая протяженность используемых речных путей (рек Амур, Уссури, Амгунь, Тунгуска, Мая) - 2,9 тыс. км. Основные объемы перевозок осуществляются ОАО «Амурское пароходство», которое имеет 163 судна общей грузоподъемностью 263,6 тыс. т. в том числе 23 судна типа «река-море», грузоподъемностью 73,6 тыс. т. Пассажирские перевозки осуществляются 36 судами пассажировместимостью 6038 человек.

Внутренним водным транспортом за навигацию 2004 года перевезено 3397,3 тыс. т. грузов, что на 18,6% выше уровня 2003 года, грузооборот увеличился на 5,5%. Пассажирские перевозки составили 1,57 млн. человек, при этом пассажирооборот увеличился на 5,8%.

Наиболее крупными речными портами являются торговые порты в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

Морской транспорт Хабаровского края представлен Ванинским, Де-Кастринским, Николаевским-на-Амуре, Охотским портами, а также несколькими менее крупными ведомственными (рыбными и лесными) портами и портопунктами.

Ванинский порт является основным морским портом края круглогодичного действия. Первоначально порт специализировался на обслуживании каботажных грузопотоков в северные районы Хабаровского края, Магаданскую и Сахалинскую области, большая часть которых связана с функционирующей здесь железнодорожной паромной переправой Ванино - Холмск.

В зимнее время проводку судов обеспечивают усиленные буксиры. Порт открыт для захода иностранных судов.

В настоящее время через порт Ванино поставляются грузы в северные районы России, а также экспортно-импортные грузы в Японию, Австралию, США, Корею, Китай.

Основным недостатком порта по-прежнему остается недостроенная автомагистраль, соединяющая краевую сеть дорог общего пользования с портом.

Реализация мероприятий по созданию специализированных перегрузочных комплексов для угля, нефтепродуктов, металлопродукции, лесных и рефрижераторных грузов, глинозема, минеральных удобрений в перспективе обеспечит прирост мощности порта Ванино до 29 млн. т. грузов в год.

Строительство нефтяного терминала для отгрузки нефтепродуктов в порту Де-Кастри увеличит портовые мощности на 10 млн. т. в год.

Воздушный транспорт является важным звеном единой транспортной системы Российской Федерации и Хабаровского края. Удаленность Хабаровского края от крупных городов европейской части страны, а также отсутствие наземной связи с населенными пунктами, расположенными в северо-восточной части края, создало все предпосылки для развития в регионе воздушного транспорта.

Основная часть аэропортов расположена в южной части края, в районах наиболее интенсивного промышленного и сельскохозяйственного освоения.

В настоящее время отрасль объединяет 18 предприятий и организаций с общей численностью работающих свыше 6,3 тыс. человек. На территории края эксплуатируется 17 аэродромов различных классов.

Сегодня авиакомпании края представляют весь спектр авиационных услуг. Обеспечивают регулярные перевозки пассажиров, почты, грузов, охрану лесов от пожаров, медицинскую эвакуацию из труднодоступных районов, поисковые и аварийно-спасательные работы на суше и на море.

Авиапредприятия края выполняют перевозки пассажиров на 38 внутренних линиях России и обеспечивают международные перевозки регулярными и чартерными рейсами в 12 зарубежных городов.

Крупнейшее авиапредприятие края федеральное государственное унитарное предприятие «Дальавиа» занимает девятое место в стране по объемам перевозок пассажиров и грузов.

Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Восток» и краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» обеспечивают авиаперевозки на местных воздушных линиях. Общая протяженность местных воздушных линий - 17 тыс. км, важнейшие аэропорты - Николаевск-на-Амуре и Охотск.

Воздушным транспортом в 2004 году перевезено 9,2 тыс. т. грузов и 0,67 млн. пассажиров, что соответственно на 10,8% и 7,4% выше уровня 2003 года.

Социально-экономическое развитие края сопровождается увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и предприятий различных отраслей экономики.

В удовлетворения этого спроса особая роль принадлежит автомобильному транспорту, который способен не только значительно повысить уровень мобильности населения, но и обеспечить высокие темпы экономического роста.

Значение автомобильного транспорта для Хабаровского края определяется еще и спецификой географического положения региона, когда для многих населенных пунктов автомобиль является единственным средством доставки грузов и пассажиров.

В общем объеме перевозок всеми видами транспорта в крае на долю автомобильного транспорта приходится 35% грузовых и 73% пассажирских перевозок,

Автомобильные перевозки в крае осуществляют 850 организаций и предприятий всех форм собственности, с количеством работающих около 19 тыс. человек.

В 2004 году предприятиями автомобильного транспорта и предпринимателями (физическими лицами), занимающимися грузовыми автоперевозками, перевезено 12,884 млн. т. грузов. Грузооборот составил 438,6 млн. т.хкм. Крупными и средними организациями автомобильного транспорта перевезено пассажиров 190,9 млн. человек, при этом пассажирооборот составил 1472,4 млн. пхкм.

За последние годы значительно расширилась сфера рационального применения автомобильного транспорта. Автотранспорт принял на себя мелкопартионные перевозки высокоценных и скоропортящихся грузов на дальние расстояния, значительную долю перевозок на средние расстояния в 500 - 1000 км и, практически, все перевозки на короткие расстояния до 500 км.

При сохранении доминирующей роли железнодорожного транспорта при перевозках на дальние расстояния доля автомобильных перевозок в общем объеме перевозок и в дальнейшем будет неуклонно увеличиваться.

В последние годы наблюдается неуклонный рост численности автомобильного парка за счет увеличения числа легковых автомобилей, находящихся в личной собственности граждан, которые составляют наибольший удельный вес в общем составе автомобильного парка Хабаровского края.

Таблица 1.1

Парк автотранспортных средств Хабаровского края

Показатели

Единица измерения

Годы

1995

2000

2002

2003

2004

Численность парка автомобилей, включая специальные - всего

тыс. штук

243,57

253,13

277,72

275,91

281,09

Грузовые автомобили - всего

тыс. штук

33,74

44,78

36,95

32,64

34,08

в том числе:

тяжелые (грузоподъемностью более 8 т)

тыс. штук

10,12

13,43

11,08

9,79

10,22

средние (грузоподъемностью 2 -8т)

тыс. штук

13,50

17,91

14,78

13,05

13,63

легкие (грузоподъемностью менее 2 т)

тыс. штук

2,76

7,75

6,12

5,65

5,65

специальные

тыс. штук

7,36

5,69

4,96

4,15

4,58

автобусы

тыс. штук

4,91

4,33

5,17

5,41

5,61

Легковые автомобили, всего

тыс. штук

204,93

204,02

235,59

237,85

241,40

в том числе в личной собственности

тыс. штук

200,96

194,43

223,75

225,07

228,21

Количество собственных легковых автомобилей

штук на одну тыс. жителей

131,00

136,00

164,00

157,70

160,70

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»