Действующий

О концепции управления муниципальным имуществом городского округа «Город Хабаровск»


В настоящее время в муниципальной собственности города Хабаровска находятся 32 муниципальных унитарных предприятия, из них семь - жилищно-коммунального хозяйства, восемь- жилищно-эксплутационных, восемь- благоустройства, три- транспортных, одно- торговли и одно-пищевой промышленности. Кроме того, есть четыре предприятия, подведомственных департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования. В городе действуют 277 муниципальных учреждений. Это 37 учреждений здравоохранения, 196- образования, 18- культуры, 10-соцзащиты, 14- физкультуры, один городской парк отдыха и один городской молодежный центр. Проводится работа по инвентаризации муниципального имущества, формированию Реестра муниципального имущества. В электронную базу данных Реестра внесено 32 муниципальных унитарных предприятия и 277 муниципальных учреждений, объекты движимого и недвижимого имущества.

Вопросы управления деятельностью муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений регулируются следующими законодательными и нормативными актами:

1.Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

2.Уставом городского округа «Город Хабаровск».

3. Решением Хабаровской городской Думы N 51 от 22.03.2005 «Об утверждении Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск».

4.Постановлением Мэра города Хабаровска N 832 от 27.06.2003  «Об утверждении положения «Об управлении муниципальными унитарными предприятиями г. Хабаровска»

5.Постановлением Мэра города Хабаровска N 389 от 22.03.1999 «Об утверждении Положения «О контроле за использованием муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении и безвозмездном пользовании».

6.Постановлением Мэра города Хабаровска N 1141 от 14.07.2005 «Об интегральной оценке деятельности муниципальных унитарных предприятий».

7.Постановлением Мэра города Хабаровска N 721 от 28.06.2002  «Об утверждении Положения «О порядке продажи движимого имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления».

8.Постановлением Мэра города Хабаровска N 1148 от 15.07.2005 «Об утверждении Положения «Об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Хабаровска».

9.Постановлением Мэра города Хабаровска N 925 от 09.07.2004 «Об утверждении порядка составления, утверждения и установления основных показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий»

10. Постановлением Мэра города Хабаровска N 323 от 24.02.2005 «Об утверждении Положения о муниципальном учреждении».

Общая сумма активов предприятий муниципального сектора экономики на 1 января 2005 года составила 5,4 млрд. рублей, что на 0,4 млрд. рублей больше, чем в первом квартале 2004 года. В первом квартале 2005 года муниципальными предприятиями произведено продукции, работ и услуг на 17 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом удельный вес муниципальных предприятий в экономике города составляет 4,3%. Такие предприятия, как МУП «Водоканал», МУП «Тепловые сети» являются бюджетообразующими. В первом квартале 2005 года валовая прибыль получена во всех отраслях муниципального сектора экономики, за исключением транспорта. Причина этому - неполная компенсация выпадающих доходов от льгот, предоставленных населению. Наибольшая валовая прибыль получена предприятиями коммунального хозяйства- 11,5 млн. рублей, а всего в первом квартале нынешнего года получено на 2,4 млн. рублей больше, чем в первом квартале прошлого года. Удельный вес валовой прибыли муниципальных предприятий в экономике города Хабаровска составляет 2%. По итогам 2004 года средняя выработка на одного работающего в муниципальных предприятиях в 1,3 раза выше, чем на одного работающего производственного сектора города в целом. В 2003 году в местный бюджет городского округа «Город Хабаровск» поступили отчисления от прибыли муниципальных предприятий в размере 4,9 млн. рублей, в 2004 году - 5,4 млн. рублей.

Департамент муниципальной собственности г. Хабаровска в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным Постановлением Мэра города Хабаровска N 282 от 04.04.2001, наделяет муниципальные предприятия и учреждения имуществом, согласовывает вопросы распоряжения имуществом муниципальных предприятий и учреждений, ведет их реестр, осуществляет контроль за эффективностью использования закрепленного имущества, утверждает уставы муниципальных предприятий. При этом роль отраслевых структурных подразделений администрации, в том числе и управления экономического развития, как органа призванного на основе анализа состояния экономики разрабатывать и предлагать основные подходы к управлению экономикой города, явно недостаточна.

Предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных черт.

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Мировой опыт показывает, что отказ от юридической конструкции права хозяйственного ведения, которая не соответствует практике рыночных отношений, подразумевает заключение договоров концессионного типа. Кроме того, механизм концессионного управления объектами инженерной инфраструктуры города является эффективным механизмом повышения качества коммунальных услуг и привлечения в эту отрасль внебюджетных инвестиций.

На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:

-неэффективному использованию муниципального имущества (МУЗ «Городская поликлиника № 11», МОУ ДО «Центр внешкольной работы», МУП «ХПОПАТ»);

-использованию не по назначению основных средств,

-передаче муниципального имущества третьим лицам без согласования с собственником ( МУП «Остон», МУП «СРЖФ N 6», МУП «СРЖФ №10», МУП «СРЖФ N 12»).

Следовательно, существующая система управления муниципальными предприятиями и учреждениями требует некоторой доработки и реформирования.

В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Достижение поставленных целей управления унитарными предприятиями и учреждениями может достигаться как построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и управленческими решениями, принимаемыми органами местного самоуправления.

В качестве последних могут приниматься решения о создании, реорганизации организаций, определения предмета и целей их деятельности, осуществление контроля за использованием имущества по назначению и сохранностью, изъятии и иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.

Муниципальные предприятия имеют общую цель деятельности - предоставление населению жизненно необходимых материальных и духовных благ. Они тесно взаимосвязаны в процессе функционирования. Это позволяет с позиций управления собственностью объединить их в единый имущественный комплекс социально-бытовой сферы муниципального образования, характерными особенностями которого являются:

- повышенная социальная значимость, так как многие организации призваны удовлетворять первоочередные потребности населения (водоснабжение, теплоснабжение, медицинское обслуживание);

- наличие установленных органами власти дотируемых видов деятельности, возможностей производства определенных товаров и предоставления услуг по минимальным ценам и тарифам;

- местная специфика, поскольку производимая организациями продукция (работы, услуги) предназначена в основном для жителей муниципального образования, а для ее изготовления используют преимущественно местные ресурсы;

- тесные территориальные, межотраслевые, организационные и функциональные связи муниципальных организаций и других объектов, размещенных в соответствии с принятой схемой расселения;