МЭР ГОРОДА ХАБАРОВСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2005 года N 1783
О концепции управления муниципальным имуществом городского округа «Город Хабаровск»
На основании Устава городского округа «Город Хабаровск», Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»
постановляю:
1.Утвердить Концепцию управления муниципальным имуществом городского округа «Город Хабаровск» согласно приложению.
2.Структурным подразделениям администрации г. Хабаровска организовать работу по реализации Концепции управления муниципальным имуществом городского округа «Город Хабаровск» .
3 Для повышения эффективности управления муниципальным имуществом:
3.1 .Отраслевым структурным подразделениям администрации города согласовать до 01.01.2006 с Департаментом муниципальной собственности г. Хабаровска графики проведения проверок подведомственных предприятий и учреждений. Информацию о результатах проверок с анализом эффективности использования муниципального имущества направлять в Департамент муниципальной собственности г. Хабаровска.
3.2.Департаменту муниципальной собственности г. Хабаровска совместно со структурными подразделениями администрации г. Хабаровска по результатам анализа эффективности использования муниципального имущества готовить предложения о перераспределении имущества в целях увеличения поступлений в местный бюджет, а также решения социальных вопросов.
3.3.Отраслевым структурным подразделениям администрации г. Хабаровска разработать до 01.06.2006 и направить в Управление кадров муниципальной службы предложения по обучению представителей администрации города, участвующих в органах управления хозяйственных обществ.
3.4. Управлению кадров муниципальной службы разработать программу обучения на 2007 г. и организовать обучение в г. Хабаровске представителей администрации города, участвующих в органах управления хозяйственных обществ,
3.5.Управлению делами на основании представленной программы обучения направить до 01.10.2006 в финансовый департамент предложения об объеме денежных средств, необходимых в 2007 г. на обучение представителей администрации города, участвующих в органах управления хозяйственных обществ.
3.6.Финансовому департаменту предусмотреть в бюджете на 2007 г. расходы на обучение представителей администрации города, участвующих в органах управления хозяйственных обществ.
3.7.Департаменту муниципальной собственности г. Хабаровска продолжить работу по оформлению прав муниципальной собственности на объекты недвижимости, в том числе на земельные участки, обеспечить проведение работы по разграничению имущества в рамках Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-Мэра города Хабаровска Казаченко В.П.
Мэр города Хабаровска
А.Н. Соколов
Приложение
к постановлению Мэра города
от 14 ноября 2005 года N 1783
КОНЦЕПЦИЯ
Управления муниципальным имуществом городского округа «Город Хабаровск»
Настоящая концепция определяет основные цели, задачи и принципы политики администрации города в сфере управления муниципальным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, казны муниципального образования, а также имущественных прав муниципального образования, вытекающих из его участия в коммерческих организациях.
Предметом концепции являются модели организации и механизмы управления муниципальным имуществом в городском округе, обеспечивающие достижение целей и решение задач в данной сфере, определенных в рамках политики социально- экономического развития муниципального образования.
Концепция исходит из основного принципа, согласно которому управление муниципальным имуществом должно быть направлено на решение социально экономических проблем населения города Хабаровска и обеспечение экономического роста в целом и осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.
Концепция содержит разделы:
1.Цели, задачи и принципы управления муниципальным имуществом.
2.Управление муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями.
3.Управление акциями, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ.
4.Управление муниципальной недвижимостью.
1.Цели, задачи и принципы управления муниципальным имуществом
В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, усиления контроля и регулирования в муниципальном секторе экономики.
Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за муниципальной собственностью.
Муниципальная политика в сфере управления муниципальным имуществом должна:
- носить публичный характер, обеспечивать участие граждан и их объединений в подготовке решений и осуществление мероприятий, направленных на формирование и реализацию этой политики;
- предусматривать ответственность органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц за социальные, экономические и иные последствия их деятельности по управлению, распоряжению и использованию муниципального имущества.
Муниципальная политика в сфере управления муниципальным имуществом должна быть системной, что требует выполнения следующих условий:
- реализация муниципальной политики в сфере управления муниципальным имуществом должна быть организована как планомерный, последовательный и непрерывный процесс;
- методы и технологии решения задач указанной политики должны быть разработаны и научно обоснованы с учетом опыта управления муниципальным имуществом;
- задачи муниципальной политики в сфере управления муниципальным имуществом, механизмы их реализации, требования к результатам должны быть реалистичными и учитывать социально-экономическое состояние муниципального образования, действительные возможности и ресурсы;
- задачи должны быть определены исчерпывающим образом и структурированы по их значимости, а их решение должно обеспечивать достижение поставленной цели.
Муниципальная политика, в основу которой положена настоящая концепция, преследует следующие цели:
-создание правовых основ для построения эффективной системы управления муниципальным имуществом;
обеспечение условий для привлечения инвестиций в недвижимость и формирования рынка земельных участков и иной недвижимости;
- реформирование системы платежей за землю и прочно связанную с ней недвижимость;
- увеличение доходов местного бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью;
- оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности в процесс совершенствования управления;
- повышение конкурентоспособности муниципальных организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
Для реализации указанных целей администрации города необходимо решить следующие задачи:
- фундаментом реализации муниципальной политики в сфере управления и распоряжения недвижимостью является разграничение собственности, в том числе на землю, здания, сооружения, включая входящие в состав имущественных комплексов муниципальных предприятий и учреждений;
- повысить эффективность управления муниципальным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детально регламентировать правовые процессы управления;
- оптимизировать количество объектов управления и перейти к пообъектному управлению;
- определить цели муниципального управления по каждому объекту управления (группе объектов);
- обеспечить права администрации города как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
- обеспечить контроль за использованием и сохранностью муниципального имущества, а также контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве руководителей муниципальных предприятий и учреждений, представителей администрации города в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительных управляющих муниципальным имуществом;
- обеспечить поступление дополнительных доходов в местный бюджет;
- применительно к недвижимому имуществу, находящемуся исключительно в муниципальной собственности и используемому для ведения деятельности, являющейся муниципальной монополией, необходимо предусмотреть широкое использование концессионных методов управления.
Задачи реализации настоящей концепции являются приоритетными для всех структурных подразделений администрации города.
В основу настоящей концепции положены следующие принципы управления муниципальным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:
1.Определение цели управления.
Применительно к каждому объекту управления администрацией города должна быть определена и зафиксирована цель, которую она преследует и достижению которой служит объект.
Достижение целей администрации города применительно к управлению различными видами объектов управления должно определяться соответствующими правовыми актами.
2.Выбор способа достижения цели.
Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения руководителя (директора) и утверждается администрацией города.
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели администрацией города возлагается на руководителя и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски администрации города при недостижении запланированного результата управления.
3.Построение системы управления
Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений администрацией города, порядок выбора руководителей, мотивации руководителей, контроль за объектами управления и деятельностью руководителей, предоставление отчетности уполномоченным органам, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе руководителей и объектов управления.
Функционирование системы управления и порядок взаимодействия структурных подразделений администрации города и подведомственных предприятий должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.
4.Обеспечение эффективности управления
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состоянии объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности структурных подразделений администрации города и подведомственных предприятий по управлению муниципальным имуществом.
5.Обеспечение профессионализма управления
Администрация города крайне заинтересована в профессиональном управлении муниципальным имуществом, в связи с чем необходимо совершенствовать систему подготовки и аттестации руководителей муниципальных предприятий и учреждений, муниципальных служащих. Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей концепции применительно к таким объектам управления, как муниципальные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в муниципальной собственности, доли администрации города в уставных капиталах хозяйственных обществ, муниципальная недвижимость, в следующей логической последовательности:
а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между структурными подразделениями, положение дел и основные выводы);
б) постановка целей и задач управления;
в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых вопросов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализация механизма управления);
г) контроль эффективности управления.
2. Управление муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями
В настоящее время в муниципальной собственности города Хабаровска находятся 32 муниципальных унитарных предприятия, из них семь - жилищно-коммунального хозяйства, восемь- жилищно-эксплутационных, восемь- благоустройства, три- транспортных, одно- торговли и одно-пищевой промышленности. Кроме того, есть четыре предприятия, подведомственных департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования. В городе действуют 277 муниципальных учреждений. Это 37 учреждений здравоохранения, 196- образования, 18- культуры, 10-соцзащиты, 14- физкультуры, один городской парк отдыха и один городской молодежный центр. Проводится работа по инвентаризации муниципального имущества, формированию Реестра муниципального имущества. В электронную базу данных Реестра внесено 32 муниципальных унитарных предприятия и 277 муниципальных учреждений, объекты движимого и недвижимого имущества.
Вопросы управления деятельностью муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений регулируются следующими законодательными и нормативными актами:
1.Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
2.Уставом городского округа «Город Хабаровск».
4.Постановлением Мэра города Хабаровска N 832 от 27.06.2003 «Об утверждении положения «Об управлении муниципальными унитарными предприятиями г. Хабаровска»
5.Постановлением Мэра города Хабаровска N 389 от 22.03.1999 «Об утверждении Положения «О контроле за использованием муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении и безвозмездном пользовании».
7.Постановлением Мэра города Хабаровска N 721 от 28.06.2002 «Об утверждении Положения «О порядке продажи движимого имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления».
8.Постановлением Мэра города Хабаровска N 1148 от 15.07.2005 «Об утверждении Положения «Об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Хабаровска».
9.Постановлением Мэра города Хабаровска N 925 от 09.07.2004 «Об утверждении порядка составления, утверждения и установления основных показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий»
Общая сумма активов предприятий муниципального сектора экономики на 1 января 2005 года составила 5,4 млрд. рублей, что на 0,4 млрд. рублей больше, чем в первом квартале 2004 года. В первом квартале 2005 года муниципальными предприятиями произведено продукции, работ и услуг на 17 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом удельный вес муниципальных предприятий в экономике города составляет 4,3%. Такие предприятия, как МУП «Водоканал», МУП «Тепловые сети» являются бюджетообразующими. В первом квартале 2005 года валовая прибыль получена во всех отраслях муниципального сектора экономики, за исключением транспорта. Причина этому - неполная компенсация выпадающих доходов от льгот, предоставленных населению. Наибольшая валовая прибыль получена предприятиями коммунального хозяйства- 11,5 млн. рублей, а всего в первом квартале нынешнего года получено на 2,4 млн. рублей больше, чем в первом квартале прошлого года. Удельный вес валовой прибыли муниципальных предприятий в экономике города Хабаровска составляет 2%. По итогам 2004 года средняя выработка на одного работающего в муниципальных предприятиях в 1,3 раза выше, чем на одного работающего производственного сектора города в целом. В 2003 году в местный бюджет городского округа «Город Хабаровск» поступили отчисления от прибыли муниципальных предприятий в размере 4,9 млн. рублей, в 2004 году - 5,4 млн. рублей.
Департамент муниципальной собственности г. Хабаровска в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным Постановлением Мэра города Хабаровска N 282 от 04.04.2001, наделяет муниципальные предприятия и учреждения имуществом, согласовывает вопросы распоряжения имуществом муниципальных предприятий и учреждений, ведет их реестр, осуществляет контроль за эффективностью использования закрепленного имущества, утверждает уставы муниципальных предприятий. При этом роль отраслевых структурных подразделений администрации, в том числе и управления экономического развития, как органа призванного на основе анализа состояния экономики разрабатывать и предлагать основные подходы к управлению экономикой города, явно недостаточна.