Программным документом, влияющим на процессы межрегионального взаимодействия, стало принятое постановление Правительства Хабаровского края от 07 февраля 2002 г. № 1-пр "О роли межрегиональных экономических связей Хабаровского края и перспективах их развития", в котором определены основные направления развития межрегиональных связей на период до 2010 года.
С учетом этого и на основе анализа сформировавшихся тенденций в торгово-экономических отношениях с географически удаленными регионами необходимо ориентироваться на следующие виды поставок:
· эксклюзивная продукция, "лидирующие" виды продукции, для которых определяющее значение имеют потребительские свойства;
· инновационные продукты, виды продукции, занимающие монопольное или близкое к этому положение на внутреннем рынке и конкурентоспособные по отношению к зарубежным производителям (например, мостовые краны, литейное оборудование, оловянные концентраты);
· продукция с высокой удельной ценой на единицу веса либо объема, для которой влияние транспортных тарифов на конечную цену незначительно.
В условиях транспортных ограничений все возрастающее значение для экономики края представляет развитие межрегиональных связей, интеграция с регионами Дальнего Востока и Забайкалья.
В первую очередь это касается:
· использования имеющегося в крае промышленного потенциала в целях производства судов, машин, механизмов, оборудования, инструмента, запасных деталей для отраслей природопользования Дальневосточного региона. Хабаровский край должен закрепить свои позиции и развиваться как инновационно-промышленная база Дальнего Востока;
· кооперации с предприятиями соседних регионов по производству промышленной продукции и товаров народного потребления, завозимых с западных регионов России, что предопределяет в цене этой продукции значительную транспортную составляющую;
· лоббирование в федеральных исполнительных и законодательных органах власти решения общих для Дальнего Востока проблем (экспортно-импортные пошлины, квоты на морепродукты, реализация федеральных целевых программ);
· организационного и финансового участия в реализации инвестиционных проектов межрегионального уровня (газификация юга Дальнего Востока, строительства и ввода в действие второй очереди мостового перехода через р. Амур, освоение газонефтяных месторождений, промышленное освоение месторождений в зоне БАМ и т.д.);
· целенаправленной межрегиональной политики по закреплению постоянного экономически активного населения на юге Дальнего Востока.
Основной целью развития межрегиональных связей является повышение устойчивости и темпов социально-экономического развития края за счет оптимизации и расширения торговых, экономических, научно-технических и других связей.
В экономическом плане это предполагает максимальное расширение рынков сбыта выпускаемой краем продукции и услуг, сокращение неэффективных экономических связей путем налаживания предприятиями производства отдельных видов ввозимой в край продукции. С другой стороны, углубление межрегиональных связей в производстве наукоемкой, высокотехнологичной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции создает благоприятный предпринимательский климат для производителей Дальнего Востока в сферах производства и сбыта продукции и услуг.
Это должно свести к минимуму дополнительные издержки, возможные в рыночной экономике из-за колебания платежеспособного спроса, и даже потерю отдельных рынков сбыта.
Экономическая интеграция с другими субъектами Российской Федерации и в первую очередь с соседними Дальневосточными регионами рассматривается как одно из важнейших направлений, способствующих достижению поставленной цели.
В условиях развития рыночных отношений процесс развития межрегиональных связей может осуществляться по следующим направлениям:
1. Заключение между субъектами Федерации двух- и многосторонних соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве. В целях повышения их эффективности в период их подготовки стороны проводят совместную работу по конкретизации мероприятий, стараясь максимально включать в договоры механизмы решения взаимовыгодных вопросов и при необходимости источники финансирования мероприятий. При необходимости стороны заключают дополнительные отраслевые соглашения, которые углубляют и расширяют взаимодействие в той или иной сфере (в настоящее время такие соглашения в сфере торговли заключены с Приморским краем, Амурской областью).
2. Подписание в рамках реализации соглашений протоколов конкретных мероприятий с определением конкретных исполнителей, сроков исполнения и контроля за выполнением соглашений и протоколов (такие протоколы в 2003 - 2005 годах подписаны с Еврейской автономной областью, Республикой Саха (Якутия), Приморским краем, Амурской, Сахалинской, Читинской областями, Республикой Белоруссия).
3. Обмен делегациями из числа предпринимателей, руководителей предприятий и организаций в целях предметной проработки вопросов углубления межрегиональных и межреспубликанских связей, заключения договоров (есть примеры такого сотрудничества с Красноярским краем, Еврейской автономной областью, Приморским краем, Амурской областью, Республикой Саха (Якутия), Новосибирской областью, Республикой Белоруссия).
4. Организация работы по налаживанию систематического и регулярного обмена информацией об имеющихся и потенциальных возможностях хозяйствующих субъектов между субъектами Российской Федерации, Республикой Белоруссия. На базе консультационной службы Дальневосточной торгово-промышленной палаты создано Дальневосточное бизнес-бюро, оказывающее содействие развитию малого и среднего бизнеса, продвижению продукции краевых производителей на рынки сбыта других регионов и стран.
5. Организация под эгидой исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации деловых партнерских встреч, совещаний реальных и потенциальных участников интеграции.
6. Лоббирование в федеральных министерствах и ведомствах, в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Российской Федерации решения общих для Дальнего Востока проблем, в том числе вопросов финансирования Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года" и других реализуемых на Дальнем Востоке программ.
7. Организация совместных межрегиональных и международных выставок, научно-практических конференций, ярмарок и конкурсов. В Хабаровском крае выставочно-ярмарочной деятельностью занимаются четыре предприятия: ОАО "Хабаровская международная ярмарка", ГУ "Хабаровский ЦНТИ", ООО "Бикинский центральный рынок" и Дальневосточная торгово-промышленная палата. Интерес предприятий края и других регионов Российской Федерации к проведению выставочных мероприятий в Хабаровском крае растет.
Особое значение отводится специализированным выставкам-ярмаркам различной отраслевой направленности, так как это в полной мере отражает ситуацию в промышленном секторе. Следует подчеркнуть, что данное направление наиболее эффективно для стимулирования взаимовыгодных обменов, так как к настоящему времени география предприятий - участников выставок уже охватывает 16 регионов России, из них 8 регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Наиболее стабильными участниками стали предприятия Приморского края, Амурской области, ЕАО, Сахалинской, Магаданской, Камчатской, Московской, Ленинградской областей, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Новосибирской области.
8. Создание межрегиональных рабочих групп по выработке и решению межрегиональных взаимовыгодных производственных, научно-технических, инвестиционных и инновационных вопросов. Такие рабочие группы созданы с Правительствами ЕАО и Республики Саха (Якутия), Приморским краем, Амурской, Сахалинской областями.
9. Совместные усилия и координация действий по привлечению федеральных бюджетных средств, кредитных ресурсов отечественных и зарубежных банков для реализации крупных межрегиональных инвестиционных проектов, таких как:
· строительство Бурейской ГЭС с межрегиональными сетями электроперетоков,
· строительство мостового перехода через р. Амур (II очередь),
· газификация юга Российского Дальнего Востока за счет сахалинского газа, строительство магистральных автодорог и т.д.
10. В перспективе целесообразно проработать вопросы создания крупных межрегиональных лизинговых компаний, финансово-промышленных групп, объединений банков и страховых компаний.
Основными задачами на пути достижения поставленной цели являются:
· развитие эффективного мониторинга спроса и предложения на рынках Российской Федерации, в том числе в Дальневосточном регионе для объективного планирования действий по расширению рынков сбыта продукции, по углублению взаимовыгодных межрегиональных связей;
· развитие мобильного, быстро перестраивающегося малого и среднего бизнеса в реальном секторе экономики на основе инновационных достижений и передовой техники в целях заполнения ниш по производству комплектующих для крупных дальневосточных предприятий в качестве самостоятельных производителей в единичном и мелкосерийном производстве;
· углубление межрегиональной вертикальной интеграции (кооперации) на основе взаимовыгодного разделения труда. Конечной целью такой кооперации должно стать получение прибыли большей, чем при полном цикле производства в условиях одного предприятия или региона, за счет реализации высоко конкурентной продукции;
· горизонтальная интеграция с субъектами Дальнего Востока и Забайкалья для проведения согласованной единой экономической политики на межрегиональном и федеральном уровнях.
При этом необходимо иметь в виду, что при неизменности основных целей, по мере развития во времени отдельные задачи и механизмы их реализации могут корректироваться. Для отслеживания складывающихся тенденций и подготовки управленческих решений потребуется развитие эффективного мониторинга происходящих процессов.