ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 февраля 2002 года N 1-пр
О роли межрегиональных экономических связей Хабаровского края и перспективах их развития
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 10 августа 2017 года N 313-пр
__________________________
Отраслевая структура экономики, экономические связи Хабаровского края, сложившиеся в значительной степени под влиянием внеэкономических факторов, подверглись значительным деформациям и изменениям в период проведения рыночных реформ. Экономический кризис переходного периода вызвал глубокий спад промышленного производства в крае. Наряду с резким падением платежеспособного спроса, одним из мощных факторов, оказывающих негативное влияние на экономику, явился разрыв и резкое ослабление хозяйственных связей с западными регионами России, с бывшими союзными республиками в результате повышения транспортных тарифов, образования новых государств с возникновением дополнительных таможенных барьеров. В структуре вывозимой из края продукции доля западных регионов России сократилась с 16,7 в 1990 году до 1,5 процента в 2000 году, стран СНГ соответственно с 15 до 0,1 процента.
Существенно сузилась география товарообмена края с другими субъектами Российской Федерации. Если в 1990 году на 10 регионов страны, являющихся основными поставщиками продукции в край, приходилось 48,5 процента от ввозимой продукции, то в 2000 году более 85 процентов.
В настоящее время экономика края более тесно связана взаимными поставками с соседними регионами Дальнего Востока и Сибири. Их удельный вес в товарообороте по Российской Федерации возрос по ввозу в край продукции с 48,6 процента в 1990 году до 77,5 процента в 2000 году, а по вывозу из края продукции соответственно с 66,4 до 91,1 процента. При этом удельный вес вывозимой из края продукции в регионы Дальнего Востока и Забайкалья за этот период возрос с 47,5 до 89,7 процента.
В общей структуре вывозимой из края продукции произошли радикальные изменения. В объемах краевых поставок доля экспорта возросла с 23 процентов в 1990 году до 80 процентов в 2000 году.
С одной стороны, это положительная тенденция, свидетельствующая о процессе вхождения края в мировую хозяйственную систему.
С другой - предопределяет чрезмерную зависимость экономики края от конъюнктуры внешних рынков.
Высокая зависимость экономики края от экспорта, значительное сужение российского рынка вызывает необходимость более детальной проработки вопросов экономической политики Правительства края на внутреннем рынке, принятия мер по развитию межрегиональных связей, в особенности с регионами Дальнего Востока.
В целях повышения устойчивости и темпов социально-экономического развития края Правительство края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. .Утвердить прилагаемые Основные направления развития межрегиональных экономических связей Хабаровского края.
.2. В целях реализации Основных направлений развития межрегиональных экономических связей Хабаровского края министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А. Б.):
2.1. В I квартале 2002 г. подготовить предложения по созданию при межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов федерации “Дальний Восток и Забайкалье” из представителей экономических Органов субъектов Российской Федерации регионов Дальнего Востока и Забайкалья совета по координации интеграционных процессов в экономике Дальнего Востока и Забайкалья.
2.2. В рамках повышения уровня работы по продвижению краевой продукции на рынки сбыта:
2.2.1. Осуществлять координацию всех проводимых торгово-экономических выставок-ярмарок.
2.2.2. Продолжить практику проведения ежегодной межрегиональной Приамурской торгово-промышленной ярмарки.
2.2.3. В I квартале 2002 г. внести предложения по строительству в г. Хабаровске современного специализированного выставочно-ярмарочного комплекса.
2.2.4. В первом полугодии 2002 г. провести организационную работу, подготовить материалы передвижной мобильной выставки краевой продукции для ее использования делегациями края при рабочих посещениях субъектов Российской Федерации.
2.2.5. В первом полугодии 2002 г. совместно с отраслевыми подразделениями Правительства края проработать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона и внести предложения об организации в 2003 и последующих годах межрегиональных специализированных выставок-ярмарок в регионах - потенциальных потребителях продукции.
2.2.6. В I квартале 2002 г. проработать вопрос и внести предложения об использовании возможностей Хабаровского центра научно-технической информации для, организации экспозиции производимой в крае, продукции для выставок-ярмарок, проводимых в субъектах Российской Федерации Дальневосточного и западных регионов России.
2.3. При подготовке межрегиональных торгово-экономических соглашений максимально конкретизировать мероприятия, включать в договоры механизмы решения вопросов и источники финансирования мероприятий.
2.4. В качестве мер по повышению уровня информационной обеспеченности развития межрегиональных связей:
2.4.1. В I квартале 2002 г. разработать, согласовать перечень особо важной для края продукции в целях составления ежегодных уточненных балансов производимой и потребляемой в крае продукции.
2.4.2. Ежегодно готовить и передавать в отраслевые министерства и иные органы Правительства края специальные перечни завозимой в край продукции, в целях проработки вопроса о производстве ее на предприятиях края.
2.4.3. В I квартале 2002 г. совместное советом по предпринимательству при Губернаторе края и Дальневосточной торгово-промышленной палатой организовать на базе ее консультационной службы Дальневосточное бизнес-бюро по содействию развитию малого и среднего бизнеса в производственной и инновационной сферах и продвижению их продукции на рынках сбыта.
2.4.4. Рассмотреть возможные механизмы содействия продвижению продукции малого предпринимательства в дальневосточные регионы, в том числе с использованием бюджетных средств, предусмотренных на его поддержку.
2.4.5. Изучить возможность и внести в I квартале 2002 г. предложения по созданию в Хабаровском центре научно-технической информации общедоступной для потребителей информационно-справочной базы данных производимой в крае продукции.
2.5. Совместно с Хабаровской межрегиональной инспекцией страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации (Воробьев Е. П.) в срок до 1 июля 2002 г. проработать вопрос о создании на базе Тихоокеанского союза страховщиков профессионального страхового союза с участием страховых компаний Дальнего Востока и Забайкалья.
2.6. Совместно с соответствующими подразделениями и органами субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона в срок до 1 апреля 2002 г. подготовить вопрос о целесообразности создания единого на Дальнем Востоке специализированного регистратора, осуществляющего ведение реестра акционеров акционерных обществ.
3. В рамках углубления межрегиональной интеграции:
3.1. Министерству сельского хозяйства края (Кологоров Н. В.) совместно с агентством по оборонным отраслям промышленности Правительства края (Тевелевич В. М.) и министерством промышленности, транспорта и связи края (Толкачёв С. Г.) рассмотреть вопрос по расширению номенклатуры промышленной продукции сельскохозяйственного назначения, изготовляемой на предприятиях Дальнего Востока.
3.2. Министерству топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края (Сливко В. М.), министерству пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания края (Павлов Э. А.), министерству экономического развития и внешних связей края в первом полугодии 2002 г. проанализировать состояние, загрузку находящихся: в крае оптовых баз независимо от форм собственности в целях возможности использования их в качестве объектов инфраструктуры межрегиональных связей, в том числе для северного завоза.
3.3. Министерству лесной промышленности края:
3.3.1. В срок до 1 октября 2002 г. изучить возможность, внести предложение по открытию в г. Хабаровске электронной торговой площадки (электронной биржи) по торговле лесоматериалами, поставляемыми на внешний и внутренний рынки.
3.3.2. В срок до 1 июля 2002 г. проработать с соответствующими административными органами субъектов Российской Федерации регионов Дальнего Востока вопросы совместного финансирования проектов по переработке низкотоварного древесного сырья и отходов.
3.4. Главному управлению рыбного хозяйства Правительства края (Ким Е. Д.) в первом полугодия 2002 г.:
3.4.1. Проработать вопрос в Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству об организации совместных межрегиональных промыслово-поисковых экспедиций крупнотоннажного флота Дальневосточного региона для работы в открытой части мирового океана.
3.4.2. Изучить возможность, внести предложения по открытию электронной торговой биржи на территории Дальнего Востока по торговле рыбо - и морепродуктами, поставляемыми на внутренний рынок.
4. Министерству промышленности, транспорта и связи края в целях координации совместных действий по оптимизации транспортных краевых и межрегиональных схем и потоков рассмотреть вопрос и внести в I квартале 2002 г. предложение по созданию межотраслевого совета транспортных организаций края.
5. Министерству промышленности, транспорта и связи края, агентству по оборонным отраслям промышленности Правительства края, министерству строительства края (Тимченко В. В.) в целях сокращения нерациональных межрегиональных связей и загрузки краевых мощностей на основе представленных министерством экономического развития и внешних связей края перечней продукции, завозимой из других регионов Российской Федерации, ежегодно рассматривать вопросы, составлять и реализовывать конкретные мероприятия по организации производства ее на предприятиях края.
6. Министерству средств массовой информации, молодежной политики и спорта края (Левков С. А.) обеспечить в средствах массовой информации освещение целей и задач, конкретных мероприятии межрегионального сотрудничества.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам, министра экономического развития и внешних связей края Левинталя А. Б.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В. И. Ишаев
Основные направления развития межрегиональных экономических связей Хабаровского края
г. Хабаровск 2002 г.
Сопровождающийся глубоким и затяжным кризисом переход от планово-директивной к рыночной системе хозяйствования повлек за собой существенные изменения в географии и структуре ввозимой и вывозимой из края продукции. В условиях отсутствия реальной федеральной политики по предотвращению дезинтеграции национальной экономики, разрыва ранее сложившихся экономических связей внутри Российской Федерации и значительном спаде объемов производства главенствующую роль в вывозимой из края продукции стал играть экспорт.
Экономическая эффективность ряда базовых отраслей промышленности края (машиностроение, нефтепереработка, лесная и лесоперерабатывающая, рыбодобывающая, горнодобывающая, металлургическая) в очень сильной степени стала зависеть от колебаний внешне экономической конъюнктуры, что существенно снижает экономическую устойчивость края.
Главной целью данной работы является определение основных направлений развития межрегиональных связей, механизмов их расширения и укрепления для стабильного социально-экономического развития края на пути достижения самодостаточности краевой экономики за счет расширения рынков сбыта производимой в крае продукции, получения максимального эффекта от использования принципов взаимодополнения экономических, финансовых, научно-технических и других потенциальных возможностей субъектов Российской Федерации.
В основе экономики Хабаровского края лежит промышленность. В структуре валового регионального продукта по отчетным данным за 2000 год промышленность составляет 48%. Край в Дальневосточном регионе производил промышленной продукции в 1990 году 21,2%, в 2000 году - 25,7% от дальневосточного объема,
При этом в отличие от соседних дальневосточных территорий Хабаровский край имеет высокий уровень обрабатывающих производств с преобладанием машиностроения (50,4%); то есть является по сути промышленно-технологической базой Дальнего Востока.
В дореформенный период относительно высокая диверсификация промышленного производства предопределяла широкую сеть экономических связей внутри страны. В 1990 году Хабаровский край имел торговые и кооперационные связи со всеми 14 союзными республиками и 72 регионами РСФСР. Целый ряд промышленных предприятий края по отдельным видам продукции занимал монопольные или близкие к этому сегменты союзного либо регионального рынков. В свою очередь, край имел высокую зависимость экономики от ввоза из других регионов энергетического топлива, сырья, машин и оборудования, комплектующих. Снабжение населения края продуктами питания и потребительскими товарами также обеспечивалось в значительной степени за счет ввоза из других регионов и централизованного импорта.
Регион | Ввоз в процентах | Вывоз в процентах |
РСФСР всего, | 63,44 | 62,37 |
в т. ч. | 12,29 | 16,04 |
Дальний Восток и Забайкалье | 11,51 | 29,61 |
Союзные республики | 14,17 | 15,04 |
Экспорт-импорт | 22,39 | 22,59 |
Итого | 100 | 100 |
Основные товаропотоки имели следующую структуру:
Ввоз:
- энергетические угли, естественный и сжиженный газ, сырье для нефтепереработки, сырье для черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности (Сибирь, Дальний Восток и другие регионы);
- продукция производственно-технического назначения, машины и оборудование, транспортные средства, комплектующие для машиностроительной отрасли (регионы России, союзные республики);
- продовольственные и непродовольственные потребительские товары (регионы России, союзные республики, импорт).
Вывоз:
- продукция машиностроения оборонного и гражданского назначения, прокат черных металлов (государственные поставки, регионы России, союзные республики, экспорт);
- продукция лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, химической и нефтехимической, микробиологической промышленности (регионы России, среднеазиатские союзные республики, Украина, экспорт);
- рыба и рыбная продукция, морепродукты (регионы России, союзные республики, экспорт);
-.продукты нефтепереработки (регионы Дальнего Востока, России);
- продукция цветной металлургии (государственные поставки, Сибирь, экспорт).
Отраслевая структура экономики, экономические связи Хабаровского края, исторически сложившиеся в подавляющей степени под влиянием внеэкономических факторов, подверглись значительным деформациям и изменениям в период проведения рыночных реформ. Экономический кризис переходного периода вызвал глубокий спад промышленного производства в крае. Наряду с резким падением платежеспособного спроса одним из мощных факторов, оказывающих негативное влияние на экономику, явился разрыв и резкое ослабление хозяйственных связей с западными регионами России, с бывшими союзными республиками в результате повышения транспортных тарифов, образования новых государств с возникновением дополнительных таможенных барьеров.
Практически отрезанными оказались традиционные потребители лесных материалов (включая целлюлозу) в центральных районах России, на Украине, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, что привело к потере солидного сегмента рынка - до 2,5 -3 млн. куб. м в пересчете на круглый лес. В настоящее время поставки лесоматериалов практически полностью переориентированы на экспорт в страны АТР (Япония, Республика Корея, КНР), однако указанные потери трудновосполнимы. Вывозка древесины, несмотря на рост объемов производства в отрасли в течение последних пяти лет, в 2000 году составила 5,8 млн. куб. м, или около 50% 1990 года.
Эти же причины повлекли ликвидацию производства целлюлозы, серной и борной кислоты, кормовых дрожжей, фурфурола.