Название подраздела 3.4 изменено - Постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.05 № 148-пр -См. предыдущую редакцию.
Одной из основных проблем дорожной отрасли Хабаровского края является недостаточно высокий уровень ремонтного обслуживания автомобильных дорог и находящихся на них искусственных сооружений (труб, мостов, прочих искусственных сооружений).
В подпрограмме «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», одним из основных приоритетов определено финансирование модернизации, ремонта и содержания существующей сети автодорог в целях ее сохранения и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния. Критерием для назначения ремонта дороги является такое состояние дорожного покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизились до предельно допустимых значений или когда на других элементах дороги и дорожных сооружениях накопились деформации и разрушения, устранение которых работами по содержанию дороги невозможно или экономически нецелесообразно.
При разработке настоящего подраздела был выполнен анализ и систематизация данных о существующем состоянии участков дорог на основе данных, полученных в Хабаровском управлении автомобильных дорог, обследований отдельных участков автомобильных дорог, определения существующей и перспективной интенсивности движения автомобилей по участкам сети автомобильных дорог.
Протяженность участков автомобильных дорог, находящихся в неудовлетворительном и в плохом состоянии, на 1 января 2004 г. составила 1944,4 км (570,1 км в неудовлетворительном состоянии и 1374,3 км в плохом состоянии). В процентном выражении от общей протяженности сети автомобильных дорог края, подлежащих нормативному ремонтному обслуживанию, протяженность этих участков составляет 43%.
Недостаточность ресурсов, направляемых на ремонт и содержание автомобильных дорог края, привела к тому, что если в период с 1995 по 2000 год среднегодовой объем ремонтных работ на территориальной сети автомобильных дорог края составлял 340 - 380 км, то в период с 2001 по 2004 год - лишь 150 - 170 км. Объемы финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог края за период с 2000 по 2004 год сократились на 45% в сопоставимых ценах.
Настоящий подраздел разработан с учетом реальных возможностей краевого бюджета по целевому финансированию дорожных работ.
Планируется выполнение минимальных объемов работ по ремонту автодорог и дорожных сооружений в условиях лимитов финансирования по годам.
Особое внимание в подразделе Концепции уделено ремонту искусственных сооружений. Планируемые на эти цели финансовые средства составляют 43% от общего объема ремонтных работ и позволят в минимальных объемах обеспечить ремонт проезжей части железобетонных мостов и путепроводов в целях предотвращения разрушения нижних слоев, ремонт сопряжений мостов с насыпью, ремонт пролетных строений и опорных частей.
По деревянным мостам будут выполнены работы по ремонту пролетных строений (частичная замена перил, колесоотбойного бруса, верхнего и нижнего настила, замена балок), опор мостов с полной или частичной заменой насадок и венцов ряжей, либо отдельных свай, восстановление переходных мостиков на сопряжении моста с насыпью.
Выделение столь значительной части средств на ремонт искусственных сооружений связано с тем, что только 5,1% (таблица 2.4) из них имеют хорошее техническое состояние, остальные - удовлетворительное, неудовлетворительное и аварийное.
На автомобильных дорогах за 3 года планируется отремонтировать 141 км гравийных покрытий, 73 км асфальтобетонных и черных покрытий.
Для обеспечения сцепных качеств покрытий предусмотрено устройство 133,2 км поверхностной обработки.
Для улучшения экологической обстановки в населенных пунктах Богородское, Де-Кастри, Циммермановка с населением 11560 человек будет переведено из гравийных покрытий в черное 12 км на автомобильной дороге Селихино - Николаевск-на-Амуре.
Учитывая масштабность, капиталоемкость и комплексность проблемы обеспечения нормативного уровня ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений, она не может быть решена в расчетный период, однако в этот период необходимо создать условия для преодоления тенденции к разрушению сети автомобильных дорог края за счет наращивания объемов ремонтных работ и проведения комплекса мероприятий по созданию системы мониторинга состояния дорожной сети, совершенствованию системы планирования ремонтных работ, внедрению новых технологий в дорожной отрасли.
Несмотря на то, что планируемые работы позволят частично восстановить основные дороги и искусственные сооружения, данный подраздел Концепции не решает главных вопросов.
Это, прежде всего, соблюдение межремонтных сроков, ремонт дорожной одежды и земляного полотна, восстановление и устройство вновь водоотвода, ремонт в полном объеме согласно нормативным документам для железобетонных и деревянных мостов. Основные показатели подраздела Концепции приведены в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Подраздел «Ремонт автомобильных дорог общего пользования Хабаровского края»
(млн. рублей в действующих ценах 2005 года)
Виды работ | Единица | Периоды | |||
2006 год | 2007 год | 2008 год | Итого | ||
Ремонт автомобильных дорог | км | 111,90 | 117,00 | 124,80 | 353,62 |
| млн. рублей | 107,72 | 116,76 | 130,39 | 354,87 |
в том числе: | |||||
ремонт гравийного покрытия | км | 47,10 | 47,30 | 46,70 | 141,07 |
млн. рублей | 45,24 | 45,49 | 44,84 | 135,57 | |
ремонт черного покрытия | км | 16,30 | 21,10 | 28,90 | 66,30 |
млн. рублей | 26,93 | 34,65 | 48,34 | 109,92 | |
поверхностная обработка | км | 44,30 | 44,20 | 44,70 | 133,20 |
млн. рублей | 17,24 | 17,20 | 17,37 | 51,81 | |
перевод в черное покрытие гравийных дорог | км | 4,20 | 4,40 | 4,50 | 13,05 |
млн. рублей | 18,31 | 19,42 | 19,84 | 57,57 | |
Ремонт искусственных сооружений | пог. м | 573,60 | 573,60 | 573,60 | 1720,80 |
млн. рублей | 98,82 | 98,82 | 98,82 | 296,45 | |
ППР мостов | млн. рублей | 6,21 | 6,44 | 6,67 | 19,32 |
Прочие | млн. рублей | 8,05 | 5,75 | 4,60 | 18,40 |
Резерв | млн. рублей | 9,20 | 8,05 | 7,82 | 25,07 |
Ремонт - всего | млн. рублей | 230,00 | 235,80 | 248,30 | 714,10 |
Приведенные выше параметры подраздела ремонтных работ, основываясь на реальных возможностях краевого бюджета по целевому финансированию дорожных работ, обеспечивают лишь минимальную потребность в восстановлении дорожных сооружений в расчетный период и не позволят кардинально изменить ситуацию с ликвидацией недоремонтов.
3.5. Строительство и реконструкция территориальных автомобильных дорог Хабаровского края