Анализ финансирования дорожного хозяйства Хабаровского края за период с 2000 по 2005 год показал, что самым благоприятным в финансовом отношении был 2002 год. В краевой целевой бюджетный дорожный фонд поступило 2298,6 млн. рублей, в том числе налогов 1943,4 млн. рублей, субвенций и субсидий 354,9 млн. рублей.
Начиная с 2003 года, в связи с изменением источников формирования краевого целевого бюджетного дорожного фонда (отменой налога на пользователей автодорог и налога с владельцев транспортных средств), наблюдается его снижение к уровню 2002 года:
- в 2003 году на 458,2 млн. рублей;
- в 2004 году на 844,3 млн. рублей;
- по плану 2005 года на 831,0 млн. рублей.
Данные по финансированию дорожного хозяйства Хабаровского края из полученных доходов приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Финансирование дорожных работ в 2000-2005 годах
(млн. рублей)
Наименование работ | Значения показателя по годам и периодам | |||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 (план) | |
Объемы финансирования строительства и реконструкции дорог | ||||||
Федеральных за счет федерального бюджета | 67,5 146,2 | 142,8 224,2 | 5,7 | 14,6 | - | - |
Территориальных за счет: | ||||||
бюджета субъекта | 1108,9 2402,2 | 1076,7 1690,2 | 1411,6 1926,9 | 714,5 868,5 | 486,0 536,1 | 350,6 350,6 |
федерального бюджета | 167,3 362,4 | 391,8 615,0 | 343,7 469,2 | 321,3 | 265,0 292,3 | 100,0 100,0 |
Объемы финансирования содержания и ремонта дорог | ||||||
Федеральных за счет федерального бюджета | 69,9 151,4 | 98,9 | - | - | - | - |
Территориальных за счет бюджета субъекта | 323,6 701 | 323,9 508,4 | 405,9 554,1 | 434,5 528,1 | 346,2 381,9 | 470,2 470,2 |
Территориальных за счет федерального бюджета | - | - | 5,5 | 6,2 | - | - |
Капитальный ремонт транзитных дорог | ||||||
За счет федерального бюджета | - | - | - | - | 110,0 121,3 | - |
За счет бюджета субъекта | - | - | - | 271,6 330,1 | 183,9 202,8 | 229,9 229,9 |
Приведение в нормативное состояние сельских дорог | ||||||
За счет федерального бюджета | 10,0 21,7 | 10,0 15,7 | - | 12,8 15,6 | 25,0 27,6 | - |
За счет бюджета субъекта | 10,0 21,7 | 10,0 | - | 12,7 15,4 | 22,9 25,3 | - |
Объем финансирования из федерального бюджета | 314,7 681,7 | 643,5 1010,1 | 354,9 484,4 | 354,9 431,4 | 400,0 441,2 | 100,0 100,0 |
Объем финансирования из бюджета субъекта - всего | 1608,9 3485,3 | 1535,5 2410,4 | 1941,2 2649,8 | 1470,6 1787,5 | 1081,4 1192,9 | 1112,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
- краевые расходы (бюджет субъекта) | 22,7 49,2 | 11,9 18,7 | 41,5 56,6 | 37,3 45,3 | 42,4 46,7 | 61,7 61,7 |
- погашение дефицита бюджета края (краевой бюджет) | 143,7 311,3 | 113,0 | 82,2 112,2 | - | - | - |
Примечание. В числителе цены соответствующих лет, в знаменателе цены 2005 года.
На снижение доходной части краевого целевого бюджетного дорожного фонда оказало влияние введение с 2004 года нормативного распределения акцизов на нефтепродукты, в связи с чем выпадающие доходы составили в 2004 году 335,7 млн. рублей, или 47,8% от консолидированных в федеральном бюджете (702,5 млн. рублей), в 2005 году потери ожидаются в сумме 403,4 млн. рублей, или 52% (776,5 млн. рублей).
В условиях снижения доходов краевого целевого бюджетного дорожного фонда субвенций и субсидий, выделяемых из федерального бюджета, недостаточно для компенсации выпадающих средств.
В 2005 году выделено из федерального бюджета 100 млн. рублей против 354,9 млн. рублей в 2002 году.
Такое положение привело к замедлению темпов строительства и реконструкции территориальных автомобильных дорог Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре, Селихино - Николаевск-на-Амуре, Березовый - Амгунь - Герби - Сулук - Солони - Ургал.
За период с 2001 по 2004 год в рамках утвержденной постановлением Губернатора Хабаровского края от 6 февраля 2002 г. № 83 Программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог Хабаровского края до 2010 года с прогнозом до 2020 года в дорожное хозяйство края было инвестировано 7,52 млрд. рублей, в том числе:
- на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог территориального значения 2,9 млрд. рублей, или 38,8%;
- на развитие улично-дорожной сети городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре 2,7 млрд. рублей (36,0%);
- на ремонт территориальной сети автодорог 0,8 млрд. рублей (10,6%);
- на содержание дорог 0,75 млрд. рублей (10,0%);
- на приведение в нормативное состояние сельских автодорог 0,07 млрд. рублей (0,9%).
Это позволило привести в нормативное состояние с повышением категорийности 163,97 км существующих, построить 50,2 км новых автодорог и 740,32 пог. м мостов.
Однако недостаточное финансирование ремонта и содержания дорог приводит к тому, что необходимые работы проводятся на дорогах вблизи городов и крупных населенных пунктов на участках, имеющих асфальтобетонное покрытие. Территориальная сеть дорог, имеющая гравийное покрытие, ремонтируется несвоевременно, что приводит к разрушению сети.
Для обеспечения сохранности, безопасности и проезжаемости автомобильных дорог в любое время года необходимо нормативное финансирование работ по содержанию и ремонту.
2.2. Современное состояние дорожной сети