В состав транспортного комплекса Хабаровского края входят все виды транспорта: магистрального (железнодорожный, воздушный и морской) и внутрирегионального (речной, автомобильный и малые воздушные линии) значения, речные и морские порты и портопункты Амура, побережья Охотского моря и Татарского пролива. Транспортная сеть представлена железнодорожными и внутренними водными путями, автомобильными и сезонными (зимниками) дорогами.
В связи с тем, что от состояния и уровня технического развития транспортного комплекса, его экономических показателей в значительной мере зависит социально-экономическая ситуация в крае, его следует рассматривать как одну из отраслей специализации.
В настоящее время транспортная сеть по территории края распределена крайне неравномерно, что вызвано исторически сложившимся развитием производительных сил и размещением населения.
Предприятиями всех видов транспорта в 2004 году перевезено 36,68 млн. т грузов, что на 1,7% больше уровня 2003 года; грузооборот при этом увеличился на 6,9%. Пассажиров перевезено 260,5 млн. человек, пассажирооборот при этом к 2003 году увеличился на 5,4%.
Рис. 1. Удельный вес видов транспорта Хабаровского края в общем объеме перевезенных (отправленных) грузов в 2004 году
Ведущая роль в перевозках принадлежит железнодорожному транспорту, который значительно превосходит другие виды транспорта по количеству перевозимых грузов и грузообороту.
Общая протяженность железных дорог, включая одноколейные ветки - связки с магистралями, составляет 2,3 тыс. км, или 25% от длины сети всех дальневосточных дорог. По железной дороге осуществляется более 80% грузообмена с другими регионами России, 72% - внутри края.
В 2004 году объем перевозок грузов на железнодорожном транспорте составил 20,336 млн. т, или 100,3% к уровню 2003 года, при этом грузооборот увеличился на 7,1%. Пассажиров было перевезено 11,22 млн. человек, или на 12,6% выше уровня 2003 года, пассажирооборот увеличился на 7,4%.
В силу своего географического положения, наличия сложившейся развитой транспортной инфраструктуры Дальневосточная железная дорога, как и соседствующие с ней дороги, имеет все шансы оставаться наиболее выгодным средством перевозки грузов и пассажиров.
С вводом нового пограничного железнодорожного перехода Махалино - Хуньчунь, развития переходов Гродеково - Суйфыньхэ, Хасан - Туманган открываются широкие перспективы увеличения грузооборота. Открытие прямого железнодорожного сообщения между Республикой Корея и Корейской Народно-Демократической Республикой даст Дальневосточной железной дороге, по предварительным расчетам, не менее 3 млн. т грузов в год. Причем только при открытии прямого железнодорожного сообщения от порта Пусан (Республика Корея) до ст. Уссурийск (Россия) протяженностью 1740 км транзитом через КНДР можно ожидать двухстороннего контейнерного потока объемом до 20 тыс. контейнеров в год. Это может произойти благодаря снижению времени доставки грузов потребителям Западной Европы с 40 - 45 суток морским путем через Суэцкий канал до 13 - 14 суток железнодорожным сообщением, из которых через Россию грузы будут следовать в течение 9 - 10 суток.
Перевозки речным транспортом осуществляются только в навигационный период. Средняя продолжительность навигации на Амуре 175 - 185 дней, в Амурском лимане - несколько короче.
Общая протяженность используемых речных путей (рек Амур, Уссури, Амгунь, Тунгуска, Мая) - 2,9 тыс. км. Основные объемы перевозок осуществляются ОАО «Амурское пароходство», которое имеет 163 судна общей грузоподъемностью 263,6 тыс. т, в том числе 23 судна типа «река-море», грузоподъемностью 73,6 тыс. тонн. Пассажирские перевозки осуществляются 36 судами пассажировместимостью 6038 человек.
Внутренним водным транспортом за навигацию 2004 года перевезено 3397,3 тыс. т грузов, что на 18,6% выше уровня 2003 года, грузооборот увеличился на 5,5%. Пассажирские перевозки составили 1,57 млн. человек, при этом пассажирооборот увеличился на 5,8%.
Наиболее крупными речными портами являются торговые порты в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.
Морской транспорт Хабаровского края представлен Ванинским, Де-Кастринским, Николаевским-на-Амуре, Охотским портами, а также несколькими менее крупными ведомственными (рыбными и лесными) портами и портопунктами.
Ванинский порт является основным морским портом края круглогодичного действия. Первоначально порт специализировался на обслуживании каботажных грузопотоков в северные районы Хабаровского края, Магаданскую и Сахалинскую области, большая часть которых связана с функционирующей здесь железнодорожной паромной переправой Ванино - Холмск.
В зимнее время проводку судов обеспечивают усиленные буксиры. Порт открыт для захода иностранных судов.
В настоящее время через порт Ванино поставляются грузы в северные районы России, а также экспортно-импортные грузы в Японию, Австралию, США, Корею, Китай.
Основным недостатком порта по-прежнему остается недостроенная автомагистраль, соединяющая краевую сеть дорог общего пользования с портом.
Реализация мероприятий по созданию специализированных перегрузочных комплексов для угля, нефтепродуктов, металлопродукции, лесных и рефрижераторных грузов, глинозема, минеральных удобрений в перспективе обеспечит прирост мощности порта Ванино до 29 млн. т грузов в год.
Строительство нефтяного терминала для отгрузки нефтепродуктов в порту Де-Кастри увеличит портовые мощности на 10 млн. т в год.
Воздушный транспорт является важным звеном единой транспортной системы Российской Федерации и Хабаровского края. Удаленность Хабаровского края от крупных городов европейской части страны, а также отсутствие наземной связи с населенными пунктами, расположенными в северо-восточной части края, создало все предпосылки для развития в регионе воздушного транспорта.
Основная часть аэропортов расположена в южной части края, в районах наиболее интенсивного промышленного и сельскохозяйственного освоения.
В настоящее время отрасль объединяет 18 предприятий и организаций с общей численностью работающих свыше 6,3 тыс. человек. На территории края эксплуатируется 17 аэродромов различных классов.
Сегодня авиакомпании края представляют весь спектр авиационных услуг. Обеспечивают регулярные перевозки пассажиров, почты, грузов, охрану лесов от пожаров, медицинскую эвакуацию из труднодоступных районов, поисковые и аварийно-спасательные работы на суше и на море.
Авиапредприятия края выполняют перевозки пассажиров на 38 внутренних линиях России и обеспечивают международные перевозки регулярными и чартерными рейсами в 12 зарубежных городов.
Крупнейшее авиапредприятие края федеральное государственное унитарное предприятие «Дальавиа» занимает девятое место в стране по объемам перевозок пассажиров и грузов.
Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Восток» и краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» обеспечивают авиаперевозки на местных воздушных линиях. Общая протяженность местных воздушных линий - 17 тыс. км, важнейшие аэропорты - Николаевск-на-Амуре и Охотск.
Воздушным транспортом в 2004 году перевезено 9,2 тыс. т грузов и 0,67 млн. пассажиров, что соответственно на 10,8% и 7,4% выше уровня 2003 года.