Действующий

О состоянии и дальнейшем развитии сети территориальных дорог Хабаровского края и мерах по их улучшению на 2005-2008 годы (с изменениями на 30 декабря 2005 года)


Хабаровский край обладает уникальным транспортно-географическим положением в регионе, которое характеризуется его прибрежным расположением, наличием на его территории Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, обеспечивающих большие потенциальные возможности для реализации транспортно-транзитных функций территории в рамках межрегиональной кооперации. В то же время край не имеет достаточно развитой инфраструктуры автомобильного транспорта.

Сформировавшаяся к настоящему времени сеть автомобильных дорог общего пользования территориального значения в крае имеет незавершенный характер и не обеспечивает круглогодичного автотранспортного сообщения наиболее развитых в экономическом отношении южных и центральных районов края с его северной частью. Отсутствие развитой сети автомобильных дорог, которая охватывала бы большую часть территории края, сказывается на объемах перевозок и показателях работы автомобильного транспорта.

Сложившиеся особенности краевой дорожной сети, а именно наличие отдаленных северных районов, являющихся практически районами нового освоения, предопределили значительную протяженность местных дорог. Проезд по этим дорогам устраивается, как правило, только в зимнее время, а летом практически невозможен. Кроме того, в крае сформировалась значительная сеть ведомственных дорог, в основном - лесовозных.

Сокращение объемов производства в лесопромышленном комплексе привело к прекращению содержания части ведомственных дорог. На сегодняшний день три района (Охотский, Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский) не имеют постоянной связи с краевым центром и сетью дорог общего пользования, а Верхнебуреинский район не имеет круглогодичного автомобильного сообщения с центральными районами края из-за разрыва в 65 км, который может эксплуатироваться только в зимнее время.


Таблица 2.2

Распределение территориальных дорог по типам дорожной одежды

(километров)

Показатели

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

Всего

территориальные

4726

4712

4712

4745

4745

ведомственные

4077

3535

3879

3879

4886

в том числе

с твердым
покрытием

территориальные

4523

4509

4512

4561

4561

ведомственные

2917

2577

3073

3073

4080

из них:

цементобетонные и
асфальтобетонные

территориальные

1422

1430

1156

1220

1568

ведомственные

476

476

476

476

476

щебеночные и
гравийные

территориальные

3101

3079

3356

3341

2993

ведомственные

2441

2101

2597

2597

3604

грунтовые

территориальные

203

203

200

184

184

ведомственные

1161

958

806

806

806

Автозимники

территориальные

237

237

237

237

237


В крае имеется 444 км федеральных автомобильных дорог и 5062 км муниципальных дорог.

В Концепции рассмотрена сеть дорог общего пользования территориального значения, управляемая по поручению Правительства края КГУ «Хабаровскуправтодор».

На обозримую перспективу автомобильные дороги общего пользования будут находиться в государственной и муниципальной собственности, следовательно, ответственность за их состояние и развитие должны нести органы власти, в ведении которых находятся эти автомобильные дороги, а финансирование содержания, ремонта, модернизации и развития автомобильных дорог должно осуществляться из бюджетов соответствующих уровней.

Основную часть существующей сети составляют дороги III, IV и V категорий, протяженность которых составляет 1368 км (28%), 1734,5 км (36%) и 1629 км (35,8%) соответственно. Протяженность дорог II категории 13,6 км (0,3%). Дорог I категории на сегодняшний день в крае нет.

Транспортно-эксплуатационное состояние большей части дорог края по своим параметрам (радиусы кривых в плане и профиле продольном, ширина земляного полотна и проезжей части, тип дорожной одежды и т.д.) не соответствует возрастающим требованиям транспортных потоков. Большинство дорог (89,9%) было запроектировано под расчетную осевую нагрузку 6 тс. Под расчетную осевую нагрузку 10 тс (в соответствии с пунктом 4.2 СНиП 2.05.02-85(*)), начиная с 2001 года запроектировано только 505 км дорог (10,1%).

Резкое увеличение осевой нагрузки, происходящее в последнее время, ведет к ускоренному разрушению дорожных покрытий, требует дополнительных средств на их модернизацию, ремонт и содержание.

В таблице 2.3 приведены некоторые показатели, характеризующие состояние дорожных покрытий.


Таблица 2.3

Состояние дорожного покрытия на автомобильных дорогах Хабаровского края

                                                                     (процентов)

Показатель

Соответствует нормативам

Не соответствует нормативам

Ровность

35

65

Прочность

49

51

Коэффициент сцепления

35

65


Тенденция к увеличению осевой нагрузки будет сохраняться и далее, число большегрузных автомобилей ежегодно возрастает.

Недостаточность выделения средств влечет ежегодный недоремонт, в результате чего физический износ дорог не полностью восстанавливается. С учетом ожидаемого увеличения потока тяжелых машин эта проблема с каждым годом будет обостряться.

В Хабаровском крае на автомобильных дорогах общего пользования территориального значения в эксплуатации находится 1082 моста, общей протяженностью 31089 пог. м.

Из-за низкого технического состояния деревянные и железобетонные мосты давней постройки не удовлетворяют возросшей интенсивности движения транспорта, не обеспечивают пропуск современных тяжелых транспортных средств, подвергаются значительным разрушениям в период стихийных бедствий. Состояние мостов и путепроводов отражено в таблице 2.4.


Таблица 2.4

 

Состояние мостов и путепроводов на дорогах Хабаровского края