Хабаровский край обладает уникальным транспортно-географическим положением в регионе, которое характеризуется его прибрежным расположением, наличием на его территории Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, обеспечивающих большие потенциальные возможности для реализации транспортно-транзитных функций территории в рамках межрегиональной кооперации. В то же время край не имеет достаточно развитой инфраструктуры автомобильного транспорта.
Сформировавшаяся к настоящему времени сеть автомобильных дорог общего пользования территориального значения в крае имеет незавершенный характер и не обеспечивает круглогодичного автотранспортного сообщения наиболее развитых в экономическом отношении южных и центральных районов края с его северной частью. Отсутствие развитой сети автомобильных дорог, которая охватывала бы большую часть территории края, сказывается на объемах перевозок и показателях работы автомобильного транспорта.
Сложившиеся особенности краевой дорожной сети, а именно наличие отдаленных северных районов, являющихся практически районами нового освоения, предопределили значительную протяженность местных дорог. Проезд по этим дорогам устраивается, как правило, только в зимнее время, а летом практически невозможен. Кроме того, в крае сформировалась значительная сеть ведомственных дорог, в основном - лесовозных.
Сокращение объемов производства в лесопромышленном комплексе привело к прекращению содержания части ведомственных дорог. На сегодняшний день три района (Охотский, Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский) не имеют постоянной связи с краевым центром и сетью дорог общего пользования, а Верхнебуреинский район не имеет круглогодичного автомобильного сообщения с центральными районами края из-за разрыва в 65 км, который может эксплуатироваться только в зимнее время.
Таблица 2.2
Распределение территориальных дорог по типам дорожной одежды
(километров)
Показатели | Годы | |||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | ||
Всего | территориальные | 4726 | 4712 | 4712 | 4745 | 4745 |
ведомственные | 4077 | 3535 | 3879 | 3879 | 4886 | |
в том числе | ||||||
с твердым | территориальные | 4523 | 4509 | 4512 | 4561 | 4561 |
ведомственные | 2917 | 2577 | 3073 | 3073 | 4080 | |
из них: | ||||||
цементобетонные и | территориальные | 1422 | 1430 | 1156 | 1220 | 1568 |
ведомственные | 476 | 476 | 476 | 476 | 476 | |
щебеночные и | территориальные | 3101 | 3079 | 3356 | 3341 | 2993 |
ведомственные | 2441 | 2101 | 2597 | 2597 | 3604 | |
грунтовые | территориальные | 203 | 203 | 200 | 184 | 184 |
ведомственные | 1161 | 958 | 806 | 806 | 806 | |
Автозимники | территориальные | 237 | 237 | 237 | 237 | 237 |
В крае имеется 444 км федеральных автомобильных дорог и 5062 км муниципальных дорог.
В Концепции рассмотрена сеть дорог общего пользования территориального значения, управляемая по поручению Правительства края КГУ «Хабаровскуправтодор».
На обозримую перспективу автомобильные дороги общего пользования будут находиться в государственной и муниципальной собственности, следовательно, ответственность за их состояние и развитие должны нести органы власти, в ведении которых находятся эти автомобильные дороги, а финансирование содержания, ремонта, модернизации и развития автомобильных дорог должно осуществляться из бюджетов соответствующих уровней.
Основную часть существующей сети составляют дороги III, IV и V категорий, протяженность которых составляет 1368 км (28%), 1734,5 км (36%) и 1629 км (35,8%) соответственно. Протяженность дорог II категории 13,6 км (0,3%). Дорог I категории на сегодняшний день в крае нет.
Транспортно-эксплуатационное состояние большей части дорог края по своим параметрам (радиусы кривых в плане и профиле продольном, ширина земляного полотна и проезжей части, тип дорожной одежды и т.д.) не соответствует возрастающим требованиям транспортных потоков. Большинство дорог (89,9%) было запроектировано под расчетную осевую нагрузку 6 тс. Под расчетную осевую нагрузку 10 тс (в соответствии с пунктом 4.2 СНиП 2.05.02-85(*)), начиная с 2001 года запроектировано только 505 км дорог (10,1%).
Резкое увеличение осевой нагрузки, происходящее в последнее время, ведет к ускоренному разрушению дорожных покрытий, требует дополнительных средств на их модернизацию, ремонт и содержание.
В таблице 2.3 приведены некоторые показатели, характеризующие состояние дорожных покрытий.
Таблица 2.3
Состояние дорожного покрытия на автомобильных дорогах Хабаровского края
(процентов)
Показатель | Соответствует нормативам | Не соответствует нормативам |
Ровность | 35 | 65 |
Прочность | 49 | 51 |
Коэффициент сцепления | 35 | 65 |
Тенденция к увеличению осевой нагрузки будет сохраняться и далее, число большегрузных автомобилей ежегодно возрастает.
Недостаточность выделения средств влечет ежегодный недоремонт, в результате чего физический износ дорог не полностью восстанавливается. С учетом ожидаемого увеличения потока тяжелых машин эта проблема с каждым годом будет обостряться.
В Хабаровском крае на автомобильных дорогах общего пользования территориального значения в эксплуатации находится 1082 моста, общей протяженностью 31089 пог. м.
Из-за низкого технического состояния деревянные и железобетонные мосты давней постройки не удовлетворяют возросшей интенсивности движения транспорта, не обеспечивают пропуск современных тяжелых транспортных средств, подвергаются значительным разрушениям в период стихийных бедствий. Состояние мостов и путепроводов отражено в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Состояние мостов и путепроводов на дорогах Хабаровского края