Глава администрации Хабаровского края
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 12.03.1996 № 118
О социально - экономической ситуации в 1995 году и основных направлениях развития экономики края на 1996 год
_________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Администрации Хабаровского края от 17.03.97 № 90
_________________________________________________________________
В 1995 году в экономике края по - прежнему сохранились кризисные явления. Продолжался спад объемов промышленного производства (23,2 процента против 36,9 процента в 1994 году), рост неплатежей и ухудшение финансового положения предприятий, в значительной степени сократились объемы инвестиций.
Одной из причин этих негативных тенденций явилась, ранее сложившаяся, деформированная структура экономики края, неспособная в кратчайшие сроки и без надлежащей государственной поддержки перейти на новые условия хозяйствования. Кроме того, на низкую экономическую активность предприятий края большое влияние оказали и другие специфические особенности, характерные, как для Хабаровского края, так и для всего Дальневосточного региона. Это касается, прежде всего, значительных транспортных расходов и высоких тарифов на электроэнергию.
Несмотря на всю сложность экономических проблем по отдельным направлениям хозяйственного комплекса края удалось достичь позитивных результатов. Так по сравнению с 1994 годом, достигнут рост объемов лесозаготовок (109,2 процента), добычи угля (103,4 процента), улова рыбы (127 процентов), увеличились объемы добычи золота и платины.
Все большую значимость приобретает предпринимательский сектор, удельный вес которого в общем объеме валового дохода составляет более 25 процентов.
Принимаемые администрацией края меры позволили решить отдельные вопросы по загрузке мощностей и погашению части задолженности по исполненному ранее госзаказу, что несколько снизило социальную напряженность на предприятиях военно - промышленного комплекса.
Было продолжено строительство ряда важнейших объектов, в частности железнодорожного перехода через реку Амур в районе г. Хабаровска, аэропортов местных воздушных линий г. Николаевск - на - Амуре и с. Богородское. Введен в действие цех по производству сернокислого алюминия в городе Комсомольск - на - Амуре, сдано в эксплуатацию 303,9 тыс. кв. метров жилья.
Для поддержки сельскохозяйственного производства администрацией края выделено из бюджета 110 млрд. рублей, оказано содействие в решении вопросов по обеспечению хозяйств горюче - смазочными материалами, приобретению семян, минеральных удобрений, запасных частей и техники по лизингу. Увеличилась урожайность зерновых культур и овощей в 1,7 раза, картофеля - на 46 процентов, объем заготовок грубых кормов - на 76 процентов, силоса - на 27 процентов, что позволило в полном объеме обеспечить потребности животноводства этими кормами.
Выполнение комплекса мер, намеченных администрацией края по подготовке энергетических объектов к осенне - зимнему периоду, позволило обеспечить их более надежную работу. Так, в текущем отопительном сезоне не было ни одного случая нарушения гидравлического режима на теплоисточниках, а аварийность в энергосистеме по отношению к 1994 году снизилась на 13 процентов.
Несмотря на острый дефицит финансовых ресурсов, рост неплатежей, администрации края совместно с руководством акционерного общества "Хабаровскэнерго" в основном удалось решить вопросы обеспечения топливом энергоисточников. Кроме того, был решен в Правительстве Российской Федерации вопрос о выделении дотаций на компенсацию разницы затрат на производство и утвержденных тарифов на электроэнергию, что частично снизило финансовую нагрузку на потребителей.
В условиях крайне ограниченных финансовых возможностей государственной поддержки по обеспечению завоза топлива и продовольствия в северные районы края с ограниченными сроками навигации, благодаря предпринятым администрацией края мерам был в основном обеспечен завоз угля, горюче - смазочных материалов и продовольствия.
В 1995 году не удалось прекратить рост дефицита бюджета и обеспечить финансирование намеченных мероприятий в полном объеме.
Расходы консолидированного бюджета исполнены в объеме 3167 млрд. рублей или 76,7 процента к плану, в том числе социально - культурные мероприятия профинансированы на 80 процентов, отрасли народного хозяйства - на 74,6 процента.
Из - за большой недоимки по платежам в бюджеты и задержки перечисления из Министерства финансов Российской Федерации трансфертов за ноябрь и декабрь месяцы, задержка по заработной плате бюджетных учреждений, неплатежам по коммунальным услугам и другим расходам (медикаментам, питанию) на 1 января 1996 г. возросла более чем в 1,5 раза и составила 756,6 млрд. рублей.
Комитеты и управления администрации края, администрации городов и районов еще недостаточно решают вопросы увеличения доходов бюджета, ликвидации недоимки по платежам в бюджет, не добились проведения эффективных мер по совершенствованию методов финансирования отраслей хозяйства и социально - культурных учреждений, а также по организации использования выделенных финансовых средств. Доходы бюджетных организаций от оказания платных услуг продолжают оставаться низкими, не повышается уровень экономической работы в отраслях жилищно - коммунального хозяйства.
Несмотря на напряженную обстановку с исполнением доходной части бюджета принимался ряд мер по социальной защите населения. В целом на эти цели было направлено более 1 трлн.рублей, что составило около трети от расходной части бюджета края.
Учитывая все сложности протекающих процессов, с которыми экономика края вошла в 1996 год, и задачи, стоящие перед краем по стабилизации социально - экономического положения в крае
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Всем структурным подразделениям администрации края, главам городских и районных администраций, считать основными задачами в 1996 году:
- утверждение в Правительстве Российской Федерации "Программы долгосрочного развития Дальнего Востока с учетом закрепления населения, структурной перестройки экономики и вовлечения региона в мировое хозяйство через страны Азиатско - Тихоокеанского региона";
- подписание Договора о разграничении полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края;
- реализация краевых программ в соответствии с утвержденными "Основными направлениями структурной перестройки экономики Хабаровского края на период до 2005 года" в следующих сферах - конверсии, в лесной и рыбной отраслях, горнодобывающем (включая золотодобычу), топливно - энергетическом, транспортно - дорожном комплексах и связи, производстве товаров народного потребления;
- создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику края;
- обеспечение социальной защиты и занятости населения;
- выполнение трехстороннего соглашения, заключенного на 1996 год между администрацией, объединением профсоюзов и работодателями края;
- решение проблем жизнеобеспечения населения, включая вопросы завоза грузов в северные районы с ограниченными сроками доставки, подготовки систем энергообеспечения к работе в осенне - зимний период 1996/97 года и другие;
- увеличение доходной части бюджета края, совершенствование методов финансирования и эффективного использования выделенных бюджетных средств, а также мобилизацию внебюджетных средств на финансирование отраслей хозяйства края и социальной сферы;
- совершенствование финансово - банковской системы;
- усиление контроля за своевременностью выплаты в полном объеме из местных бюджетов и внебюджетных источников заработной платы, пенсий, пособий и иных социальных выплат, осуществить целевое расходование выделенных на эти цели средств.
2. Первому заместителю главы администрации края по экономике Г.В.Апанасенко:
- организовать работу финансово - экономических структур края в целях концентрации финансовых ресурсов и упорядочения движения финансовых потоков;
- координировать деятельность финансовых и налоговых органов, казначейства, направленную на сокращение недоимок и неплатежей в бюджет края;
- до 1 мая 1996 г. внести предложения о целесообразности и проработать организационно - финансовые вопросы создания краевых структур налоговых органов и казначейства;
- продолжить работу по развитию сети муниципального банка;
- расширить практику применения вексельного обращения, проведения взаиморасчетов между предприятиями края, а также оказывать содействие формированию фондового рынка в крае;
- усилить контроль за формированием региональных фондов по северному завозу топлива, продовольствия, товаров народного потребления и производственного назначения для жилищно - коммунальных нужд;
- обеспечить проведение взаимозачетов с бюджетами городов и районов в части погашения задолженности по возврату средств и уплате процентов за пользование ими и осуществлять взыскание сумм задолженности по бюджетным ссудам с предприятий и организаций - должников;
- обеспечить проведение взаимозачетов с предприятиями и организациями в доле платежей, причитающихся бюджетам городов и районов в счет погашения бюджетных ссуд, выданных этим районам из краевого бюджета, взаиморасчетов и трансфертов;
- заслушать в первом полугодии 1996 г. отчеты глав администраций городов и районов края о проводимой работе по укреплению доходной базы и сбалансированности местных бюджетов на комиссии по эффективному использованию финансовых средств;
- в срок до 1 апреля 1996 г. завершить работу над проектом программы привлечения инвестиций в экономику края;
- обеспечить подготовку и проведение совместно с исполнительной дирекцией Дальневосточной ассоциации экономического взаимодействия краев и областей Дальнего Востока и Забайкалья в г. Хабаровске первой Дальневосточной международной инвестиционной конференции и выставки инвестиционных проектов;
- обеспечить в месячный срок разработку совместно с акционерным обществом открытого типа "Дирекция Хабаровской международной ярмарки" и Дальневосточной торгово - промышленной палатой программы рекламной и выставочной деятельности, направленной на продвижение продукции края за рубеж;
- обеспечить организацию совместно с акционерным обществом открытого типа "Дирекция Хабаровской международной ярмарки" и Дальневосточным международным торговым центром постоянно действующей выставки продукции предприятий края;
- обеспечить подготовку обоснованных предложений в Правительство Российской Федерации по изменению ставок таможенных пошлин и совершенствованию таможенного законодательства;
- до 1 апреля 1996 г. обеспечить разработку программы развития золотодобычи в крае на 1996 - 2005 годы;
- до 1 июня 1996 г. обеспечить разработку мероприятий по совершенствованию структуры и управления геологоразведки и программу воспроизводства минерально - сырьевой базы;
- обеспечить организацию конкурсов, в том числе коммерческих, по предоставлению ресурсов в пользование;
- обеспечить организацию работ по формированию системы особо охраняемых природных территорий края, а также по разработке и утверждению мероприятий по оздоровлению экологической обстановки;
- координировать деятельность академической отраслевой и вузовской науки на разработку мер по реализации Программы долгосрочного развития Дальнего Востока, уделив особое внимание отраслевым краевым программам, определению перспектив социально - экономического развития края.
3. Комитету по экономике администрации края (А.Б.Левинталь):
- завершить доработку программы "Дальний Восток" с включением подпрограммы "Техноэкополис "КАС";
- определить и представить по федеральным программам бюджетную заявку на 1997 год;
- до 15 марта 1996 г. подготовить Договор о разграничении полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края;
- совместно с отраслевыми комитетами, управлениями администрации Хабаровского края до 1 апреля 1996 г., согласно мероприятиям по реализации основных направлений структурной перестройки, разработать и представить проекты отраслевых краевых программ - "Основные направления развития лесопромышленного комплекса Хабаровского края на 1996 - 1998 годы", "Основные направления увеличения производства непродовольственных товаров народного потребления в Хабаровском крае на 1996 - 1998 годы", "Основные направления стабилизации и развития транспортно - дорожного комплекса и связи Хабаровского края на 1996 год";
- до 1 июля 1996 г. совместно с комитетами по топливно - энергетическому комплексу и жилищно - коммунальному хозяйству и по межрегиональным отношениям промышленности, транспорту и связи администрации края проработать вопрос о целесообразности создания финансово - промышленных групп с участием предприятий акционерного общества "Хабаровскэнерго", акционерного общества "Амурсталь" и акционерного общества "Амурскбумпром";
- совместно с главами администраций городов и районов продолжить работу по определению перспектив социально - экономического развития территорий края.
4. Комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края (Г.А.Громова):
- в срок до 15 марта 1996 г. разработать проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на территории Хабаровского края;
- совместно с комитетом по экономике и отраслевыми комитетами и управлениями администрации края в срок до 1 августа 1996 г. проанализировать работу по управлению государственными пакетами акций и предприятиями края, основанными на государственной собственности и внести предложения по повышению эффективности этой деятельности;
- провести анализ использования зданий, находящихся в государственной собственности и в срок до 1 июля 1996 г. внести предложения по повышению эффективности их использования;
- уточнить перечень имущества потребительской кооперации, созданного за счет бюджетов всех уровней, и до 1 июля 1996 г. внести предложения о его дальнейшем использовании.
5. Комитету по топливно - энергетическому комплексу и жилищно - коммунальному хозяйству администрации края (Ю.Ф.Матвеев):
- с целью приостановления роста тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям края, решить в Правительстве Российской Федерации вопрос о сохранении в 1996 году целевой дотации из федерального бюджета;
- решить на правительственном уровне вопрос по выделению из федерального бюджета финансовых средств на строительство энергоблока N 4 Хабаровской ТЭЦ - 3 и объектов топливоподачи Комсомольской ТЭЦ - 3;
- добиться полного финансирования из федерального бюджета работ по реконструкции действующей шахты "Ургал", строительству разреза "Ургальский" в соответствии с программой "Топливо и энергия";
- до 1 апреля 1996 г. подготовить и представить на рассмотрение в компанию "Росуголь" предложения по проектированию и строительству малых угольных разрезов края для включения их в федеральную программу "Малые разрезы";
- до 1 июня 1996 г. подготовить предложения по оптимизации системы энергообеспечения северных районов края с целью включения их в федеральную целевую программу "Энергообеспечение северных территорий";
- решить организационные вопросы по вводу в 1996 году газофракционирующей установки на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе;
- до 1 июля 1996 г. подготовить и внести на рассмотрение администрации края проект Закона Хабаровского края "О финансовых санкциях за несоблюдение нормативно - технических требований по эксплуатации жилищного фонда и содержание придомовых территорий";
- до 1 июля 199б г. совместно с департаментом социальной защиты населения (Л.В.Щипанов), пересмотреть перечень категорий граждан, пользующихся льготами по оплате жилья по договору найма, плате за наем жилых помещений и оплате коммунальных услуг и представить предложения в администрацию края;
- до 25 апреля 1996 г. представить предложения о дополнительных источниках финансирования жилищно - коммунального хозяйства в связи с продлением на 1996 год действия уровня платежей граждан за жилье и коммунальные услуги в размере 30 процентов от себестоимости услуг;
- до 1 августа 1996 г. совместно с комитетом по межрегиональным отношениям, промышленности, транспорту и связи администрации края (В.М.Тевелевич) разработать программу выпуска на предприятиях края стальных труб с изолированным покрытием.
Совместно с главами администраций городов и районов края:
- организовать в 1996 году работу по повсеместной инвентаризации и паспортизации жилого фонда, объектов коммунального назначения и электрических сетей, независимо от форм собственности, с завершением ее в 1997 году;
- усилить контроль за размерами затрат на содержание жилищно - коммунального хозяйства, включаемых в состав тарифов на содержание жилья и коммунальные услуги в городах и поселках края;
- до конца 1996 г. завершить заключение договоров найма, аренды и обслуживания жилых помещений между квартиросъемщиками и жилищно - эксплуатационными предприятиями;
- до 1 июля 1996 г. разработать и защитить в Министерстве финансов Российской Федерации обоснованную программу по приему в 1997 году в муниципальную собственность ведомственного жилого фонда и объектов коммунального назначения.
6. Комитету по межрегиональным отношениям, промышленности, транспорту и связи администрации края:
- добиться решений в Правительстве Российской Федерации о максимально возможной загрузке государственным заказом предприятий военно - промышленного комплекса и погашении задолженности за выполненный госзаказ;
- оказать содействие в реализации инвестиционной программы обновления самолетного парка;
- обеспечить в 1996 году организацию завоза продукции и до 1 апреля текущего года проработать и представить оптимальную схему транспортной доставки грузов в северные районы края;
- совместно с финансовым управлением (А.С.Кацуба) и комитетом по топливно - энергетическому комплексу и жилищно - коммунальному хозяйству администрации края добиться выделения из федерального фонда поддержки субъектов федерации в 1996 году кредита в объеме 346,7 млрд. рублей для оплаты транспортных расходов под сезонный завоз грузов в районы с ограниченным сроком навигации;
- решить вопрос в Правительстве Российской Федерации и Министерстве путей сообщения Российской Федерации по расширению перечня основных грузов, имеющих скидки с тарифов при доставке в край железнодорожным транспортом;
- до 1 июля 1996 г. совместно с комитетом по экономике администрации края обеспечить разработку программы выхода из кризиса и стабилизации работы авиасистемы края;
- до 1 июня 1996 г. проработать организационные вопросы создания краевой таможенной службы.
7. Агропромышленному комитету администрации края (Н.В.Кологоров):
- в месячный срок представить предложения по источникам и механизмам финансирования сезонных сельскохозяйственных работ на возвратной основе;
- до 1 октября 1996 г. проработать варианты и предложения по перепрофилированию и дальнейшей специализации сельского хозяйства;
- обеспечить необходимые меры по подготовке сельскохозяйственных товаропроизводителей к весенне - полевым работам и контролю за использованием выделенных им торговых площадей.