_______________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Мэра города Хабаровска
от 9 марта 2005 года N 369
_______________________________________________________
Заслушав и обсудив доклад начальника финансового департамента администрации города Соколова В.Е. об итогах исполнения бюджета города за 2003 год и задачах по исполнению бюджета в 2004 году, коллегия при Мэре города отмечает следующее.
Исполнение бюджета города в 2003 году обеспечило финансовую устойчивость, необходимую для функционирования всех систем хозяйства города. Приоритетным направлением бюджетной политики в городе Хабаровске в 2003 году стала мобилизация доходов и сокращение недоимки в бюджет города.
По итогам 2003 года темпы роста продукции и услуг в отраслях экономики в сопоставимых ценах составили 12,2% (в том числе объемов промышленной продукции - 14,0%, транспортных услуг - 15,1%, строительства - 14,1%, торговли 5,0%).
Реализован комплекс мероприятий по обеспечению выполнения контрольных показателей по мобилизации доходов и повышению собираемости налогов в 2003 году. В результате задание по мобилизации доходов в бюджет города (с учетом ежемесячных дополнительных заданий) выполнено всеми округами города, общее выполнение составило 103%, дополнительно мобилизовано 101,8 млн. руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступление доходов в бюджет города увеличилось на 684,1 млн. рублей. В разрезе отраслей экономики задание по мобилизации доходов в бюджет города выполнено всеми структурными подразделениями администрации города, кроме департамента городского хозяйства, по которому выполнение составило 96,5%.
Наибольший прирост платежей в бюджет к уровню прошлого года обеспечен предприятиями отраслей: «Электроэнергетика» - на 25,7%, «Лесная и деревообрабатывающая промышленность» - на 57,7%, «Промышленность стройматериалов» - на 86,9%, «Пищевая промышленность» - на 62,3%.
Снижение налоговых поступлений наблюдается в следующих отраслях: «Транспорт» - на 19,7%, «Бытовое обслуживание» - на 28,1%.
Налоговые поступления на одного работающего в отраслях экономики возросли за год на 22,1% (с 13,3 тыс. руб. до 16,2 тыс. руб.).
В 2003 году активно наращивалась доходная база от использования муниципального имущества. Темп роста поступлений от муниципального имущества к прошлому году составил 145%.
Недоимка по налоговым платежам в целом по городу снижена на 2,8%. Вместе с тем рост недоимки по сравнению с 1 января 2003 года допущен Северным округом на 24,8 %, Центральный округом - на 19,4%.
По утвержденным графикам реструктуризации в бюджет города в 2003 году поступило от предприятий 5,1 млн. рублей.
В течение года произведено списание в доле бюджета города безнадежной к взысканию задолженности по региональным и местным налогам на сумму 35,6 млн. рублей.
С целью нормализации расчетно-платежной дисциплины проведена инвентаризация кредиторской задолженности получателей бюджетных средств по состоянию на 1 января 2003 года, подготовлено и принято постановление Мэра города от 08.07.2003 N 871 «О погашении объемов недофинансирования расходов бюджета города в 2003 году».
На 1 января 2004 года из общего объема недофинансирования в сумме 72,2 млн. рублей погашено 67,3 млн. руб. или 95 процентов, их них 6,1 млн. рублей - путем проведения с предприятиями расчетов по целевому финансированию расходов бюджета города в счет погашения задолженности по обязательным платежам в бюджет города и 61,1 млн. рублей - «живыми» деньгами. В полном объеме погашена задолженность по отраслям «Управление», «Топливно-энергетический комплекс», «ГО и ЧС», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Благоустройство», отраслям социального блока. Установленное задание по погашению объемов недофинансирования не исполнено по отрасли «Строительство и архитектура» (капитальные вложения). Остаток непогашенной задолженности составляет 4,9 млн. рублей.
Комплекс мер по выполнению установленного задания по мобилизации доходов и оптимизации расходов, осуществленный в 2003 году администрацией города, позволил выйти по итогам года без долгов по заработной плате работникам бюджетной сферы, полностью погасить задолженность по детским пособиям за 1998 год, продолжить работу по обновлению материально-технической базы общеобразовательных учреждений, приступить к реализации инвестиционных проектов и программ, необходимых для дальнейшего развития города. Увеличение в последние годы вложений средств в благоустройство города позволило городу Хабаровску завоевать 3 место во Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России».
Принимаемые в 2003 году меры позволили максимально сократить сумму общей кредиторской задолженности бюджета города. По сравнению с началом года сумма задолженности уменьшилась на 554 млн. руб. или на 81 процент. Также существенно сокращена сумма дебиторской задолженности по бюджетным учреждениям города.
Вместе с тем за отчетный период отмечен рост дебиторской задолженности на предприятиях ЖКХ. Основную долю в ней занимает задолженность населения. За 2003 год она увеличилась на 52 млн. рублей.
Также надо отметить недостаточную работу с дебиторами управления дорог и внешнего благоустройства. Несмотря на то, что дебиторская задолженность за 2003 год снизилась более чем на 23 млн. руб., она превышает предельный уровень, установленный постановлением Мэра города от 13.03.2003 № 345 на 15,7 млн. рублей. При этом в общей сумме фактической дебиторской задолженности (27,4 млн. руб.) задолженность краевых предприятий составляет 20% (5,6 млн. руб.).
Руководство управления жилищно-коммунального хозяйства формально подошло к организации работы по исполнению пункта 12.2 постановления Мэра города от 28.03.2003 № 443 «Об исполнении бюджета города в 2002 году и о задачах по повышению собираемости доходов и снижению задолженности в бюджет города в 2003 году», касающейся проведения анализа эффективности установки приборов учета потребления холодной воды в жилых домах. В представленном отчете не определен стоимостной эффект от внедрения ресурсосберегающих мероприятий.
Отмечается низкий уровень контроля управлениями здравоохранения и образования за выполнением подведомственными учреждениями постановления Мэра города от 23.08.2002 № 964 «Об утверждении временного порядка учета в доходах бюджета города средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных учреждениями и организациями, финансируемыми из бюджета города». В соответствии с пунктами 8,9 данного порядка, расходование средств должно производиться с лицевых казначейских счетов. Тем не менее, по управлению здравоохранения сумма средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не прошедшая казначейские лицевые счета, в 2003 году составила около 32 млн. руб., по управлению образования - более 6 млн. рублей.
Ослаблен контроль со стороны руководителей отраслевых отделов, управлений, департаментов за целевым использованием бюджетных средств.
В течение 2003 года финансовым департаментом осуществлено 116 контрольных мероприятий (ревизий и проверок), из них 92-мя установлены нарушения бюджетного и финансового законодательства на общую сумму 37,2 млн. руб., в том числе:
нецелевое использование бюджетных средств - 16,6 млн. руб.;
нецелевое использование средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (платных услуг) - 1,0 млн. руб.;
прочие необоснованные расходы - 7,7 млн. руб.;
излишнее планирование бюджетных ассигнований на содержание бюджетных учреждений в сметах доходов и расходов, которые на момент ревизии (проверки) фактически не израсходованы- 11,8 млн. рублей.
Больше всего финансовых нарушений установлено в учреждениях отраслей «Здравоохранение» (12,2 млн. руб., в том числе использование бюджетных ассигнований не по целевому назначению 8,9 млн. руб.) и «Образование» (соответственно 15,7 млн. руб. и 6,2 млн. руб.). По результатам ревизий и проверок восстановлено в бюджет путем уменьшения текущего финансирования организаций 31245,5 тыс. рублей с учётом корректировки (уменьшения) бюджетных ассигнований на суммы излишне запланированных, но фактически не израсходованных сметных назначений в сумме 11,8 млн. рублей. Приняты к учёту установленные инвентаризациями излишки материальных ценностей на сумму 707,7 тыс. рублей.
По результатам ревизий и проверок принято 35 решений органов исполнительной власти города, по материалам ревизий и проверок привлечены к дисциплинарной ответственности 109 должностных лиц, к материальной - 64 должностных лица на общую сумму 116,1 тыс. рублей.