Обновление содержания образования.
Главный вид деятельности в информационном обществе - это саморазвитие интеллекта, мышления для познания субъектом самого себя и многомерности мира, на основе чего человек занимает ту мировоззренческую позицию, которая основывается на принятии гармоничных законов природы и космоса.
В системе образования подрастающего поколения необходимо развивать целевое мышление и повеление, что согласуется с современным состоянием цивилизации. Содержание образования (образовательные программы, технологии реализации, организационные формы) является не самоцелью, а средством духовного, интеллектуального и профессионального становления учащихся, когда получают развитие такие качества личности, как коммуникативность, самостоятельность самодеятельность, способствующие не только социальной адаптации выпускников, но и обеспечивающие социальную устойчивость молодого поколения в быстроменяющихся условиях рыночных отношений и подготовку к будущему.
Обновление содержания образования связано с его гуманитаризацией с вариатотивностью с изучением и внедрением новых образовательных программ, современных методов обучения, нацеленных на формирование мировоззренческой позиции с учетом научных открытий 20 века в области естествознания, устойчивого познавательного интереса, умений творческого труда.
Обновление содержания образования связано с процессом информатизации.
Информатизация образования - специально организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условии для удовлетворения информационных потребностей и реализации нрав субъектов сферы образования (педагогических и руководящих работников различного уровня, учащихся, родителей, учреждений, общественных объединений) на основе формирования и использования информационных ресурсов. Поле ближайшего развития информатизации системы общего образования - техническое перевооружение компьютерного парка общеобразовательных учреждений, подключение к глобальной информационной сети; централизованное оснащение органов управления образования компьютерными и телекоммуникационными средствами; создание и развитие муниципальных базовых учреждений.
Обновление содержания образования должно идти в соответствии с общими требованиями к содержанию образования, обозначенными в Законе “Об образовании”.
Развитие образовательных учреждений как воспитательных систем
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" воспитание рассматривается как гуманитарная система в целостной системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Определение стратегических целей воспитания, моделирование воспитательного пространства для обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений - основа государственной политики в области воспитания.
.Моделирование системы воспитания должно идти с учетом территориальных, социокультурных и экономических особенностей города, региона. Основное средство воспитания определенного социального типа человеческой личности - содержание педагогической деятельности, в качестве целей обучения и воспитания которого выступают ценностные ориентиры. Смена в нашей стране одной политико-правовой парадигмы, жестко авторитарной, на другую, претендующую быть демократической, ставит как учителей, так и учащихся в чрезвычайно затруднительное положение, связанное с выбором социальной, политической и нравственной позиции. Их сознание, привыкшее к прочно утвердившимся, бесспорным идеологическим абсолютом, часто пасует перед не посильностью самостоятельного решения проблемы выбора целей и направлений самовоспитания для жизни в резко изменяющемся обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает рассмотрение проблем социализации подрастающего поколения на основе бесспорных нравственных ценностей. Образование в духе прав и свобод человека способствует развитию демократической направленности личности и такой ее важнейшей характеристики. как чувство собственного достоинства. Освоение прав человека пробуждает и совершенствует у учащихся интерес к себе, к своему внутреннему миру, служит одной из основ самовоспитания. Разработка и внедрение дополнительных образовательных программ, связанных с гражданским образованием, поможет решить проблему политико-правовой социализации.
Аксиологические основы, воплощающие общечеловеческие ценности духовной жизни общества оставляют одну из основ его стратегии в сфере образования. Эти ценности принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода, сохраняя непреходящее значение. Переход от индустриального общества к обществу информационному характеризуется становлением новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы.
Гуманизация воспитания - одна из наиболее важных задач педагогической науки и практики. Суть гуманизации - в признании ценности человека как личности, в его праве на свободу, счастье, развитие своих способностей. Пересмотр содержания воспитания происходите учетом происходящих в мире глобальных процессов, усиление таких аспектов, как воспитание в духе-гармонии мира, красоты отношений, взаимопонимания, признания самоценности человека. Гуманизация предполагает воспитание человека как субъекта саморазвития своего духовного и интеллектуального потенциала.
Особенности воспитания в образовательных учреждениях разного типа
Развитие детей в системе воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. расовой и национальной принадлежности, языка, пола. вероисповедания Предназначение дошкольного образования состоит не только в развитии мышления и познавательного интереса, по и в воспитании базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков. основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Реализация выделенных оснований обусловливает необходимость осуществления деятельности в направлениях: развитие системы непрерывного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста с сохранением специфики его содержания, форм и методов деятельности в дошкольных учреждениях и начальной школе; организация совместной разработки целевых программ и технологий непрерывного образования, обеспечивающих преемственность воспитания на уровне дошкольного и начального общего образования в целях интеллектуального и духовного развития учащихся в образовательном пространстве учреждения.
Развитие воспитания в школах, лицеях, гимназиях
Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.
Обновление системы воспитания в общеобразовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать применение разнообразных воспитательных технологий, методов, обеспечивать повышение эффективности школьных и внешкольных механизмов реализации целой, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.
Развитие системы воспитания в общеобразовательных учреждениях должно идти в следующих направлениях:
Воспитание гражданина и патриота России, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности, семьянина, достойного представителя своего народа на основе положений Конвенции ОНН о правах ребенка, ценностно-нормативных положений Конституции РФ, Закона РФ “Об образовании”, результатов научных исследований и практических разработок педагогов-новаторов (Программа развития воспитания в системе образования России 1999-2001 годы, с.48-49);
Организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентации детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик; способствующих реализации принципов гуманистической направленности и культуросообразности;
Обеспечение вариативности и разнообразия воспитательных систем: организаций и технологии;
Развитие системы дополни школьного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций на базе дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования детей
Система дополнительного образования - сфера наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. Современный подросток нуждается в социальной защите, поддержке, оздоровлении, нравственно-духовном обогащении. Дополнительное образование помогает современному школьнику в получении навыков демократического проживания в детском коллективе, характеризуемого социальной направленностью своей деятельности. Цель дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Система дополнительного образования детей ориентирована на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования - реальный путь утверждения вариативности системы образования. Через сеть учреждений дополнительного образования органы управления образования должны:
- содействовать возрождению молодежного научно-технического движения, направленного на развитие укрепление научного и творческого потенциала города:
- оказывать поддержку в развитии детских, подростковых общественных организаций и движении.