Недействующий

Об эффективности использования имущества, находящегося в краевой собственности (с изменениями на 19 сентября 2005 года)

Предприятия

В 1999 году краевыми государственными унитарными предприятиями объем произведенной продукции, работ и услуг увеличен на 12,1 процента по сравнению с предыдущим годом и составляет 1658,7 млн. рублей, доля рентабельно работающих предприятий от общего их количества составила 59,6 процента, что на 7,4 процента больше, чем в 1998 году.

В число действующих унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном в силу низкой ликвидности имущества). Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не могло учитывать экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации.

Комитет, в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением главы администрации Хабаровского края от 6 июня 1997 г. N 231, наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к краевой собственности, согласовывает вопросы распоряжения имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, утверждает по согласованию с отраслевыми органами управления администрации края уставы краевых государственных унитарных предприятий и подписывает контракты с руководителями предприятий, находящихся в ведении органов управления администрации края, не имеющих статуса юридического лица.

Отраслевые органы исполнительной власти края согласовывают уставы унитарных предприятий, те из них, которые имеют статус юридического лица, по согласованию с Комитетом, назначают на должность и освобождают от должности руководителей унитарных предприятий, заключают, изменяют и расторгают контракты с ними.

Как видно из изложенного, распределение функций по управлению предприятиями между органами управления администрации края имеет явный перекос в сторону Комитета. При этом роль отраслевых органов управления администрации края явно принижена, а роль комитета по экономике, как органа призванного на основе анализа состояния экономики разрабатывать и предлагать основные подходы к управлению экономикой края, незначительна.

Предусмотренные гражданским законодательством организационно - правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных черт.

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.

В частности, руководители унитарных предприятий самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).

Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия. На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:

а) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества;

б) недостаточности у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;

в) невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.

Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели.

Для унитарных предприятий распоряжением Комитета от 22 апреля 1999 г. N 295 предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен. Однако результативнее было бы принятие по этому вопросу постановления главы администрации Хабаровского края, которое бы утвердило Положение об аудиторских и ревизорских проверках краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия края свыше 50 процентов уставного капитала и ввести для унитарных предприятий разрешительный порядок со стороны собственника на открытие расчетных счетов в уполномоченном банке.

Отсутствует практика получения собственником части прибыли унитарного предприятия.