Администрация Хабаровского края
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 27.03.2000 № 94
О социально-экономической ситуации в крае в 1999 году и об основных направлениях развития экономики края в 2000 году
_______________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Администрации Хабаровского края
от 14.03.01 № 94
_______________________________________________
В 1999 году в крае, несмотря на сложные экономические условия, удалось в значительной мере сохранить появившиеся в конце 1998 года тенденции улучшения социально-экономической ситуации, добиться позитивных результатов во многих сферах экономики, создать условия для функционирования жизнеобеспечивающих отраслей, обеспечить стабильность социальной ситуации. Объем промышленного производства составил 109 процентов к уровню 1998 года. Прирост выпуска продукции обеспечен во всех отраслях промышленности, за исключением рыбной (83,5 %), химической и нефтехимической (97,3 %). Возросли добыча драгоценных металлов (на 13 %) и угля (на 51,3 %), вывозка леса (на 14 % к уровню 1997 года) , объемы переработки нефти (на 42 %), производство стали (на 13,1 %), проката (на 10,2 %), отдельных видов машиностроительной продукции. Обеспечен значительный рост инвестиций (на 41 % ), направленных в экономику края, увеличился коммерческий грузооборот транспорта (на 35,5 %).
Проведена необходимая работа по подготовке к работе в зимних условиях энергетического хозяйства края, обеспечена устойчивая работа топливно-энергетического комплекса, достигнуты положительные сдвиги в структуре потребляемого топлива. Организованно проведена кампания по завозу грузов в северные районы края с ограниченными сроками навигации. Продолжилось строительство ряда важнейших объектов. Обеспечен ввод в эксплуатацию первой очереди реконструкции совмещенного мостового перехода через реку Амур у г. Хабаровска, двух мостовых переходов на автодороге Хабаровск - Владивосток. Введены в эксплуатацию энергоблок на Комсомольской-на-Амуре ТЭЦ-3 мощностью 180 тыс. кВт, азотно-кислородная станция мощностью 65 куб. м газа в час на Комсомольском-на-Амуре нефтеперерабатывающем заводе, установлены новые и расширены действующие автоматические телефонные станции на 25,6 тысяч номеров, проведена реконструкция пирса в п. Ванино протяженностью 350 пог. метров и другие производственные объекты. Введен в строй ряд социальных объектов, в том числе спальный корпус на 250 мест психоневрологического интерната в п. Эльбан Амурского района, дом ветеранов войны и труда в с. Черняево района имени Лазо, школа на 504 места в селе им. Полины Осипенко. Сданы в эксплуатацию женская консультация в п. Чегдомын, третья очередь кардиологического отделения в краевой клинической больнице № 2 г. Хабаровска.
Большинство комитетов, департаментов и управлений администрации края обеспечили выполнение поручений и заданий по производству важнейших видов продукции, установленных постановлением главы администрации края от 8 февраля 1999 г. № 58 “О социально-экономической ситуации в крае в 1998 году и об основных направлениях развития экономики края в 1999 году”, поступления налогов в бюджет края.
Администрацией края продолжена работа по реструктуризации долгов и структурной реорганизации убыточных предприятий, повышению эффективности деятельности отраслей, использующих природные ресурсы края.
В 1999 году продолжалась реализация программ социально-экономического развития районов края. Положительные результаты получены по ряду районов края, в том числе по Советско-Гаванскому району (объемы промышленного производств возросли в 1,7 раза, уровень безработицы снизился на 1,2 процентных пункта), Ульчскому (соответственно в 2 раза и на 2,5 процентных пункта), Вяземскому (объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 19,7%, уровень безработицы снизился на 3,9 процентных пункта).
Вместе с тем анализ социально-экономической ситуации в крае показывает, что процесс стабилизации и структурных преобразований еще далеко не завершен, еще не удалось добиться существенного перелома в реальном секторе экономики. Достигнутые уровень жизни, доходов и потребления населения, внутреннего спроса сдерживают развитие сферы материального производства. В результате остается острой проблема недостатка оборотных средств, идет рост взаимонеплатежей предприятий, слабо сокращается доля бартера в расчетах. Остаются высокими для реального сектора экономики ставки банковских кредитов. В итоге финансовое состояние многих предприятий остается сложным, снижается их устойчивость и эффективность хозяйственной деятельности.
В этих условиях в 1999 году не обеспечено выполнение установленных заданий по добыче олова (86% к заданию) и меди (74%), вылову рыбы (79,8%). Не улучшаются показатели работы транспорта (за исключением железнодорожного). Не удалось выйти на установленные задания по производству продукции животноводства, картофеля, овощей и кормовых культур. Главами муниципальных образований городов и районов края не обеспечено выполнение заданий по объемам инвентаризации земель населенных пунктов края.
Остается низкой отдача от краевой государственной собственности и пакетов акций, являющихся собственностью края. Неоправданно затянулось решение вопроса по реорганизации авиатранспортной системы края. Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации края снижен контроль за деятельностью подведомственных органов, в результате имели место аварийные ситуации в отопительный период. До сих пор остается недостаточной отдача от малого бизнеса, продолжается уход от уплаты налогов, особенно в сфере оптовой торговли. Остается высоким уровень безработицы в районах Бикинском, Нанайском, имени Полины Осипенко, Тугуро -Чумиканском. Главы муниципальных образований городов и районов края недостаточно работают над повышением доходной базы своих территорий.
Необходимо отметить, что уровень организаторской работы комитетов, департаментов, управлений администрации края, руководителей муниципальных образований городов и районов края по преодолению кризисных явлений, повышению эффективности работы подведомственных структур, стабилизации социально-экономической ситуации в крае еще не соответствует в полной мере требованиям поставленных задач. Остаются значительными неиспользуемые резервы в области повышения налогооблагаемой базы и собираемости налогов, повышения эффективности природопользования, привлечения инвестиций в экономику края.
Принимая во внимание сложность проблем, с которыми экономика края вошла в 2000 год, в целях сохранения и развития положительных тенденций, имевших место в 1999 году, и мобилизации усилий на улучшение социально-экономической ситуации в крае
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Работу комитетов, управлений, департаментов и других структурных подразделений администрации края, администраций городов и районов края по стабилизации социально-экономической ситуации в крае, повышению эффективности работы всех отраслей экономики края, усилению роли государственного влияния на происходящие в жизни края процессы, выполнению заданий и поручений, установленных постановлением главы администрации края от 8 февраля 1999 г. № 58 “О социально-экономической ситуации в крае в 1998 году и об основных направлениях развития экономики края в 1999 году”, считать недостаточной.
2. В целях стабилизации социально-экономического развития края и поддержания имевших место позитивных тенденций в хозяйственном комплексе установить задания по основным показателям развития важнейших сфер экономики края на 2000 год согласно приложениям 1-14.
3. Первому заместителю главы администрации края по экономике Апанасенко Г.В.:
3.1. Совместно с департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края (Почеревин Г.Е.) обеспечить выполнение подведомственными структурами заданий по добыче драгоценных и цветных металлов (приложение 2), основным показателям развития рыбной промышленности (приложение 3), лесной отрасли края (приложения 4, 5), развитию охотохозяйственной деятельности и сбору недревесной продукции леса (приложение 6).
3.2. Продолжить практику оказания финансовой поддержки золотодобывающим предприятиям края, используя в качестве гарантии продажу золота предприятиями уполномоченным банкам администрации края, залог имущества.
3.3. Совместно с департаментом по рыболовству администрации края (Сидоренко В.В.) и департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края продолжить работу по повышению эффективности использования хозяйствующими субъектами природных ресурсов края, продолжив практику сокращения лимитов, квот, досрочного прекращения прав недропользования и изъятия арендуемых лесных участков в случаях недоиспользования природных ресурсов, реализации продукции по ценам ниже рекомендуемых, систематических неплатежей в бюджет края.
3.4. Совместно с департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края и комитетом природных ресурсов по Хабаровскому краю (Троян В.Б.) обеспечить:
- повышение эффективности использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в целях получения необходимого прироста запасов полезных ископаемых;
- увеличение объемов поисковых работ по оценке запасов углеводородного сырья;
- завершение разведочных работ на Тунгусском месторождении подземных вод до 1 октября 2000 года.
3.5. Совместно с департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края:
- в первом полугодии 2000 г. разработать мероприятия по возобновлению лесопиления на простаивающих или незагруженных мощностях и подготовить программу по наращиванию объемов деревообработки и производства мебели на 2000 - 2001 годы;
- в I квартале 2000 г. утвердить задание по поставкам на переработку круглых лесоматериалов и закрепить за каждым деревообрабатывающим предприятием поставщиков древесины с заключением между ними договоров поставки;
- завершить разработку программы формирования новых участков лесосырьевых баз с увязкой развития инфраструктуры и перспектив строительства лесовозных дорог, их финансирования. Подготовить и утвердить в 1 квартале 2000 г. программу по строительству и содержанию автолесовозных дорог в крае и мерах по их развитию на 2000 - 2002 годы.
3.6. Совместно с департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края и государственным комитетом по охране окружающей среды Хабаровского края (Болтрушко В.М.) до 1 апреля 2000 г. определить приоритетные направления и утвердить мероприятия в рамках объявленного в Хабаровском крае Экологического года.
3.7. Совместно с департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности, финансовым департаментом администрации края (Кацуба А.С.) и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского края (Кутелев В. Г.):
- усилить контроль за поступлением платежей за землю в бюджет края. В течение первого полугодия 2000 г. решить вопрос по погашению или реструктуризации задолженности в бюджет края основных должников по платежам за пользование земельными ресурсами;
- в I квартале 2000 г. разработать и утвердить программу земельно-кадастровых работ на 2000 год.
4. Комитету по экономике администрации края (Левинталь А.Б.):
4.1. Совместно с отраслевыми управлениями и комитетами обеспечить в полном объеме финансирование из федерального бюджета объектов, включенных в федеральную инвестиционную программу на 2000 год, а также за счет других внебюджетных источников.
4.2. Совместно с отраслевыми управлениями и комитетами организовать до 15 апреля 2000 г. подготовку и защиту бюджетных заявок в отраслевых министерствах и Министерстве экономики Российской Федерации на включение объектов края в инвестиционные программы проекта бюджета Российской Федерации на 2001 год.
4.3. Обеспечить контроль и координацию деятельности отраслевых комитетов, департаментов и управлений администрации края по реализации утвержденных программ социально-экономического развития районов края.
4.4. Завершить в первом полугодии 2000 г. разработку основных направлений социально-экономического развития г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района.
4.5. Обеспечить во втором полугодии 2000 г. разработку основных направлений социально-экономического развития Верхнебуреинского района.
4.6. Совместно с комитетами, департаментами, управлениями администрации края и общественными организациями (объединениями) предпринимателей разработать до 1 сентября 2000 г. проект краевой целевой программы “Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2001-2003 годы”.
4.7. В I полугодии 2000 г. подготовить проект постановления главы администрации края о создании краевого межведомственного совета по устранению административных барьеров, препятствующих, развитию малого предпринимательства.
4.8. Совместно с главами муниципальных образований городов и районов края, налоговыми службами, государственными социальными внебюджетными фондами, Регистрационной палатой Хабаровского края по государственной регистрации юридических лиц (Пысин В.Л.) и Хабаровским краевым комитетом государственной статистики (Боровик Г.С.) разработать в первом полугодии 2000 г. систему отчетной информации о деятельности в крае малых предприятий.
4.9. Совместно с управлением внешнеэкономических связей администрации края (Лопатин С.И.) внести в I квартале 2000 г. в Законодательную Думу Хабаровского края дополнения в проект закона Хабаровского края “Об инвестиционной деятельности”, создающие стимулы для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в экономику края.
4.10. Совместно с финансовым департаментом администрации края. Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю (Джиудичи B.В.):
- продолжить работу по совершенствованию налогового законодательства Хабаровского края и оптимизации системы налоговых льгот;
- в срок до 1 июня 2000 г. представить предложения по разработке налогового паспорта края.
4.11. Совместно с отраслевыми комитетами и департаментами в срок до 1 апреля 2000 г. подготовить основные направления развития системы ипотечного жилищного кредитования в Хабаровском крае, разработать проект закона Хабаровского края “О внедрении и развитии системы ипотечного жилищного кредитования в Хабаровском крае”.
4.12. Совместно с финансовым департаментом, департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края до 1 июня 2000 г. подготовить все необходимые материалы для подписания договора субзайма по Пилотному проекту Международного банка реконструкции и развития по устойчивому лесопользованию.
4.13. Совместно с открытым акционерным обществом “Хабаровская международная ярмарка” (Черепанов В.А.) организовать подготовку и провести в октябре 2000 г. торгово-промышленную открытую краевую выставку “Хабаровский край на рубеже тысячелетий”,
4.14. Совместно с Хабаровским государственным техническим университетом (Булгаков В. К.) до конца текущего года создать эффективно действующую систему информационного обеспечения научных организаций и вузов о потребностях предприятий края в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, а также обеспечение предприятий сведениями о разработках современного уровня, готовых к внедрению в производство, выполненных научными организациями края.
4.15. В первом полугодии 2000 г. разработать план мероприятий по развитию инфраструктуры туризма в крае на период до 2002 года, определить источники их финансирования.
4.16. Совместно с Хабаровским краевым комитетом государственной статистики и Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю наладить отчетность в туристической отрасли в разрезе предприятий и фирм по согласованному кругу предприятий.
4.17. Провести необходимую подготовительную работу и обеспечить начиная со второго полугодия 2000 г. установление заданий туристическим организациям по объемам производства услуг, размерам налоговых платежей в бюджет края и внебюджетные фонды.
4.18. До 1 мая 2000 г. разработать план мероприятий по развитию и обустройству туристических маршрутов с посещением центра диких животных (с. Кутузовка), Сикачи-Алянских петроглифов и национального села Гвасюги.
4.19. В целях повышения оперативности в обмене документами с муниципальными образованиями городов и районов края в срок до 1 июля 2000 г. представить предложения по развитию системы электронного документооборота.
5. Первому заместителю главы администрации края по топливно-энергетическому комплексу, жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Матвееву Ю.Ф.:
5.1. Совместно с комитетом по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству администрации края (Сливко В.М.) обеспечить выполнение подведомственными структурами заданий по добыче, переработке и реализации топлива и выработке тепловой и электрической энергии в объемах согласно приложениям 7-8.
5.2. Совместно с управлением администрации края по строительству автомобильных дорог (Омельчук В.И.) обеспечить выполнение подведомственными структурами заданий по строительству и реконструкции автомобильных дорог согласно приложению 9.
5.3. Совместно с комитетом по строительству администрации края (Гейт Б.В.) организовать работы на объектах, включенных в краевую инвестиционную программу, и обеспечить ввод их в эксплуатацию в установленные сроки.
6. Комитету по топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству администрации края:
6.1. Обеспечить контроль за ходом проведения работ по подготовке к работе в зимний период энергооборудования, тепловых и электрических сетей, накоплению топлива на складах в необходимых объемах и координацию работ всех подведомственных структур по этим вопросам.
6.2. Обеспечить развитие топливно-энергетического комплекса края по следующим основным направлениям:
- наращивание и реконструкция действующих энергетических мощностей;
- ускоренное развитие собственной топливной базы;
- газификация городов и населенных пунктов края, объектов энергетики и предприятий промышленности;
- полное покрытие потребности края в нефтепродуктах и увеличение выработки сжиженного газа;
- рациональное использование энергоресурсов;
- перевод населенных пунктов с децентрализованного на централизованное электрообеспечение;
- снижение себестоимости производства энергии за счет изменения структуры потребляемого топлива.
6.3. Совместно с комитетом по экономике, управлением внешнеэкономических связей администрации края, руководителями открытых акционерных обществ “Хабаровскэнерго” Поповым В.А., “Ургалуголь” Соловьевым Г.А., “Хабаровский нефтеперерабатывающий завод” Шалавиным Н.Т., “Комсомольский нефтеперерабатывающий завод - Роснефть” Ежовым В.В., “Хабаровсккрайгаз” Савичем В.А. проводить целенаправленную работу по привлечению в развитие топливно-энергетического комплекса края средств за счет государственного финансирования целевых инвестиционных федеральных программ, инвестиций акционерных обществ “ЕЭС России”, нефтяной компании “Роснефть”, а также иностранных и международных инвестиционных институтов.
6.4. Совместно с главами муниципальных образований городов и районов края, финансовым департаментом администрации края при формировании местных и краевого бюджетов на 2001 год установить в срок до 1 сентября 2000 г. годовые лимиты на потребление энергоресурсов и коммунальных услуг для предприятий и организаций, финансируемых из местных и краевого бюджетов, обеспечить утвержденные лимиты финансированием.
6.5. Совместно с главами муниципальных образований городов и районов края, открытым акционерным обществом энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго” разработать во П квартале 2000 г. мероприятия по снижению себестоимости производства энергии за счет изменения структуры потребляемого топлива и других мер.
6.6. Совместно с комитетом по экономике администрации края добиться в Правительстве Российской Федерации продления действия федеральной целевой программы “Газификация России на 1996-2000 годы”.
6.7. Совместно с финансовым департаментом администрации края, открытыми акционерными обществами “Хабаровскэнерго” и “Хабаровсккрайгаз”, главами муниципальных образований городов и районов края продолжить работу по расширению использования природного газа, для чего:
- обеспечить ввод газопровода “Комсомольск-на-Амуре-Амурская ТЭЦ-1” в сентябре 2000 г.;
- обеспечить разработку проектно-сметной документации на строительство газопроводов до с. Хурба, п. Эльбан до 1 сентября 2000 г;
- на основе принятой постановлением Правительства Российской Федерации программы “Газификация Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев” приступить к разработке обоснования инвестиций в строительство магистрального газопровода “ Сахалин-Хабаровск-Владивосток ”.
6.8. Совместно с открытым акционерным обществом “Уралуголь” обеспечить увеличение объема добычи местного угля, для чего ввести в эксплуатацию:
- в первом полугодии 2000 г. пусковой комплекс разреза “Буреинский” мощностью 500 тыс. тонн угля в год;
- в III квартале 2000 г. первую очередь мощностью 500 тыс. тонн угля в год шахты “Северный Ургал”.
6.9. Совместно с открытым акционерным обществом энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго” и главами муниципальных образований городов и районов края до конца 2000 года обеспечить разработку проектно-сметной документации по переводу поселков Комсомольского и Ванинского районов на централизованное электроснабжение и приступить к строительству данных электросетевых объектов Комсомольского района.
6.10. Совместно с главами муниципальных образований городов и районов края, комитетом по экономике администрации края в срок до 1 октября 2000 г. разработать по каждому муниципальному образованию мероприятия по модернизации, реконструкции и перспективному развитию коммунальной энергетики.
6.11. Обеспечить в полном объеме северный заказ для устойчивого функционирования экономики и жизнеобеспечения населения северных районов края.
7. Комитету по строительству администрации края:
7.1. Осуществить методическое обеспечение перехода подрядных организаций, предприятий строительного комплекса проектных институтов на новые сметные нормы и цены в строительстве, вводимые в 2001 году,