ЗАКОН
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
От 05.04.2000 №196
Об основных направлениях профилактики наркомании и токсикомании на территории Хабаровского края
(с изменениями на 29.12.03)
_____________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Хабаровского края от 29.12.03 № 159
_____________________________________________
__________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Хабаровского края от 29.12.04 № 234
___________________________________________________
Статья 1. Сфера действия и цель настоящего закона
Настоящий закон регулирует отношения в сфере профилактики наркомании и токсикомании, организации лечения, социальной и психической реабилитации лиц, страдающих данными заболеваниями.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие понятия:
наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического или психотропного средства;
наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
психотропные средства - вещества синтетического и естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных средствах 1971 года;
токсикомания - болезненное состояние, характеризующееся влечением и привыканием к приему лекарственных средств и других веществ, не относимых к наркотическим согласно Единой конвенции о наркотических средствах (1961), Конвенции о психотропных веществах (1971), сопровождающееся хронической интоксикацией, наличием синдромов психической и физической зависимости;
аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления наркотических, токсических и психотропных средств с нелечебной целью;
группа риска - группа лиц с аддиктивным поведением;
социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к социальной среде;
девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых стандартов, обусловленное психическим заболеванием или асоциальными установками субъекта, проявляющееся как конфликтное.
Статья 3. Задачи настоящего закона
Задачами настоящего закона являются:
1) определение основных направлений деятельности органов государственной власти Хабаровского края (далее - край), органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
2) определение основных направлений правового регулирования отношений, возникающих в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
3) создание механизма, обеспечивающего безопасность граждан, осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и токсикомании;
4) пресечение немедицинского потребления наркотических, токсических и психотропных средств на территории края;
5) создание условий для пресечения роста незаконного оборота наркотических и психотропных средств на территории края.
Статья 4. Основные направления государственного регулирования в сфере профилактики наркомании и токсикомании
Основными направлениями государственного регулирования в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
1) пропаганда здорового образа жизни и формирование в обществе негативного отношения к наркомании и токсикомании;
2) охрана здоровья человека;
3) создание правовых гарантий для системы профилактики наркомании и токсикомании;
4) определение полномочий и ответственности органов государственной власти края и органов местного самоуправления в сфере профилактики наркомании и токсикомании; правовое регулирование отношений в данной области;
5) создание для граждан, употребляющих наркотические, токсические и психотропные средства, условий для коррекции и социальной адаптации на основе правовых, медицинских и педагогических методов;
6) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в сфере профилактики наркомании и токсикомании.
Статья 5. Профилактика наркомании и токсикомании
1. Профилактика наркомании и токсикомании - система мер, направленных на пресечение немедицинского потребления наркотических, токсических, психотропных средств гражданами, проживающими на территории края;
предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими наркотические, токсические, психотропные средства, оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи; осуществление государственного контроля за изготовлением, хранением, транспортировкой и реализацией наркотических и психотропных средств, пресечение их незаконного оборота на территории края.
2. Объектами профилактики наркомании и токсикомании являются:
1) граждане, не употребляющие наркотические, токсические и психотроиныс средства, в том числе несовершеннолетние;
2) граждане, склонные к аддиктивному поведению, в том числе несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в органах внутренних дел, как потребители наркотических, токсических и психотропных средств;
3) организации, занимающиеся производством, транспортировкой, хранением и реализацией наркотических и психотропных средств, в соответствии с федеральным и краевым законодательством;
4) лица, причастные к незаконным операциям с наркотиками.
3. Система профилактики наркомании и токсикомании включает:
1) разработку и реализацию краевых целевых и муниципальных программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
2) деятельность органов государственной власти края, органов местного самоуправления и организаций различных форм собственности, в том числе общественных объединений, по профилактике наркомании и токсикомании.
4. Комплексная профилактика наркомании и токсикомании включает:
1) первичную профилактику, адресованную гражданам, не употребляющим наркотические, токсические и психотропные средства, а также гражданам, употребляющим наркотические, токсические и психотропные средства, у которых еще не возникла зависимость от них;
2) вторичную профилактику в виде лечебных мероприятий, адресованных гражданам со сформировавшейся зависимостью от наркотических, токсических и психотропных средств;
3) третичную профилактику или комплексную реабилитацию лиц, прошедших курс лечения на этапе вторичной профилактики, либо лиц с аддиктивным поведением.
Статья 6. Полномочия Законодательной Думы края в сфере профилактики наркомании и токсикомании
К полномочиям Законодательной Думы края в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
1) законодательное регулирование в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
2) контроль за исполнением краевого законодательства в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
3) утверждение объема финансовых средств, направляемых на реализацию мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании;
- 4) утверждение долгосрочных краевых целевых программ по профилактике наркомании и токсикомании в соответствии с законодательством Российской Федерации и края;
5) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Пункт 4 статьи 6 изменена - Закон Хабаровского края от 29.12.03 № 159 - См. предыдущую редакцию
Статья 7. Полномочия Правительства края в сфере профилактика наркомании и токсикомании
К полномочиям Правительства края в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
1) определение основных направлений и координация деятельности органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, юридических лиц в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
2) развитие системы специального и коррекционного образования;
активизация работы в системе образования по диагностике психических отклонений у детей и их своевременной коррекции; развитие системы психологической адаптации и реабилитации;
3) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов и организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании, обобщение передового опыта работы;
4) осуществление систематического контроля за хранением и использованием наркотических и психотропных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ в организациях здравоохранения, медицинской, фармацевтической и химической промышленности;
5) организация разработки и внедрения новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией, а также использования современных научных достижений в этой области;
6) содействие развитию и поддержка антинаркотической пропаганды, запрещение пропаганды применения наркотических, токсических и психотропных средств;
7) создание реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов, страдающих наркоманией и токсикоманией;
8) разработка и реализация краевых целевых программ по профилактике наркомании и токсикомании в соответствии с законодательством Российской Федерации и края;
9) разработка и реализация мероприятий по предупреждению немедицинского потребления наркотических, токсических и психотропных средств, раннему выявлению больных наркоманией и токсикоманией и привлечению их к лечению;
10) обеспечение контроля за деятельностью органов и организаций здравоохранения в сфере профилактики и лечения наркомании и токсикомании;
11) создание и обеспечение деятельности системы мониторинга (непрерывного наблюдения) на территории края для определения фактических масштабов уровня наркотизации населения;
12) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Статья 7 изменена - Закон Хабаровского края от 29.12.03 № 159 - См. предыдущую редакцию.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере профилактики наркомании и токсикомании
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ по профилактике наркомании и токсикомании;
2) координация деятельности исполнительных органов местного самоуправления и организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании;
3) развитие социальной сферы: муниципального здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, учреждений социального обслуживания семей и детей, обеспечивающей их досуг и трудоустройство, особенно в периоды каникул;
4) создание муниципальных организаций, осуществляющих профилактическую, коррекционную, воспитательную работу с гражданами, страдающими наркоманией и токсикоманией;
5) создание, поддержка и развитие системы специального и коррекционного образования, системы психологической реабилитации;
6) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании, обобщение передового опыта работы;
7) обеспечение систематического контроля за хранением и использованием наркотических и психотропных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ в муниципальных учреждениях здравоохранения, фармацевтических организациях;
8) содействие развитию и поддержка антинаркотической пропаганды;
9) создание муниципальных реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов, страдающих наркоманией и токсикоманией;
10) участие в организации деятельности по предупреждению немедицинского потребления наркотических, токсических и психотропных средств;
11) обеспечение раннего выявления больных наркоманией и токсикоманией;
12) обеспечение контроля за деятельностью органов и учреждений здравоохранения в сфере профилактики и лечения наркомании и токсикомании;
13) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Статья 9. Задачи органов внутренних дел края в сфере профилактики наркомании и токсикомании
1. Основными задачами органов внутренних дел края в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
1) проведение профилактической работы в пределах своей компетенции среди правонарушителей в целях предотвращения повторных правонарушений;
2) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и принятие в пределах своей компетенции мер по их устранению;
3) внесение в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственные и муниципальные органы, в организации различных форм собственности обязательных для рассмотрения представлений и предложений об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.
2. Основными задачами специализированных подразделений милиции общественной безопасности органов внутренних дел края по профилактике наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних являются:
1) выявление несовершеннолетних, употребляющих наркотические и психотропные вещества, нуждающихся в экстренной социальной помощи, оставшихся без попечения родителей, и направление их в специализированные учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, специализированные учреждения образования и здравоохранения;
2) рассмотрение заявлений и сообщений об административных правонарушениях несовершеннолетних, о совершении лицами, не достигшими возраста, при котором наступает уголовная ответственность, общественно опасных деяний и принятие по ним решений в соответствии с действующим законодательством;
3) выявление совершеннолетних лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, в том числе лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних;
4) выявление родителей (лиц, их заменяющих), не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, на которых возложены эти обязанности.
3. Требования сотрудников специализированных подразделений органов внутренних дел края, осуществляющих мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании, а также по предупреждению и пресечению правонарушений, предъявляемые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения гражданами, должностными лицами организаций независимо от форм собственности, государственными и муниципальными служащими.
Статья 10. Задачи учреждений здравоохранения в сфере профилактики наркомании и токсикомании
1. Основными задачами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения являются:
1) пропаганда здорового образа жизни;
2) осуществление комплексных мероприятий по предупреждению распространения и профилактики наркомании и токсикомании;
3) разработка и внедрение новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией;