Недействующий

ЗАКОН

 ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

№ 109 от 31.03.99


Об организации деятельности по осуществлению опеки
и попечительства на территории Хабаровского края

(с изменениями на 19.01.05)
_______________________________
Утратил силу с 1 января 2008 года на основании
Закона Хабаровского края
от 31 октября 2007 года № 149

______________________________


     _________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными
     Законом Хабаровского края от 25.02.04 № 170
     Законом Хабаровского края от 19.01.05 № 250
     _________________________________________________

Настоящий закон в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьями 31 - 34, 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации, уставом Хабаровского края регулирует отношения, возникающие в сфере организации и деятельности государственных органов власти и местного самоуправления по опеке и попечительству на территории Хабаровского края.



ГЛАВА I. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем законе


В настоящем законе используются следующие понятия:

ребенок (несовершеннолетний) - лицо в возрасте до 18 лет;

дети, нуждающиеся в государственной защите - дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, проживающие в семье, которым не обеспечен необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или один родитель, а также которые остались без попечения родителей и в иных случаях признания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в установленном законом порядке;

права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность;

опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

попечительство в форме патронажа - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять установленные законом обязанности;

подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества установлена опека (попечительство);

подопечные, находящиеся под патронажем - совершеннолетние дееспособные лица, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа;

приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании  договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

опекуны - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом  недееспособными вследствие психического расстройства;

попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными в дееспособности, и над совершеннолетними дееспособными  лицами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и обязанности;

несовершеннолетние, не имеющие нормальных условий для воспитания в семье - несовершеннолетние, в семьях которых созданы условия, представляющие угрозу для их жизни и здоровья.

 Статья 2. Законодательство об организации деятельности
 по осуществлению опеки и попечительства.


1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований в организации своей деятельности по осуществлению опеки и попечительства руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, настоящим законом, Уставом Хабаровского края, уставами муниципальных образований, другими федеральными и краевыми нормативными актами.

Часть 1статьи 2  изменена -Закон Хабаровского края от 19.01.05 № 250 -См. предыдущую редакцию.     

2. Правительство края координирует деятельность по осуществлению опеки и попечительства.

Часть 2 статьи 2 изменена - Закон Хабаровского края от 25.02.04 № 170 -См. предыдущую редакцию.

Статья 3. Принципы организации деятельности
по осуществлению опеки и попечительства.


Организация деятельности по осуществлению опеки и попечительства является частью семейной политики Хабаровского края, признается приоритетной  сферой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и основана на следующих принципах:

государственной поддержки семьи, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и учреждений социальной и медицинской реабилитации, иных организаций, осуществляющих защиту прав и законных интересов семьи, детей и граждан;

законодательного обеспечения прав детей, совершеннолетних лиц, над которыми установлена опека и попечительство, и недопустимости ограничения уровня защиты этих прав;

обеспечения дифференцированного адресного подхода в предоставлении помощи по поддержанию социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семей, детей, совершеннолетних лиц, над которыми установлена опека и попечительство;

подготовки детей к самостоятельной реализации и защите своих прав и законных интересов;

равенство семей и их членов независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

ответственности за нарушение прав и законных интересов детей, совершеннолетних лиц, над которыми  установлена опека и попечительство, а также за причинение им вреда.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КРАЯ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА


     Название главы II изменено - Закон Хабаровского края от 25.02.04 № 170 -См. предыдущую редакцию.

Статья 4. Государственное управление в сфере организации
деятельности по осуществлению опеки и попечительства.


1. Государственное управление в сфере организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Хабаровском крае осуществляется Правительством края.

2. Непосредственное осуществление функций государственного управления по опеке и попечительству возлагается на органы исполнительной власти края в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты населения в пределах их полномочий.

Статья 4 изменена - Закон Хабаровского края от 25.02.04 № 170 -См. предыдущую редакцию.

Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти края
по вопросам опеки и попечительства

Название статьи изменено -  Закон Хабаровского края от 25.02.04 № 170 -См. предыдущую редакцию.   

1. Орган исполнительной власти края в сфере образования:

вносит предложения Губернатору  края о разработке законов и иных краевых нормативных краевых актов по защите прав и законных интересов детей;

принимает участие в разработке краевых программ, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних, осуществляет контроль за их реализацией;

организует исполнение федеральных программ по вопросам детства;

направляет и контролирует работу  муниципальных органов управления образованием, учреждений образования и других структурных подразделений местного самоуправления по выполнению функций по опеке и попечительству;

контролирует обеспечение оптимального устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемные семьи, детские дома, школы-интернаты;

разбирает заявления, жалобы на действие органов опеки и попечительства по вопросам, связанным с защитой прав несовершеннолетних;

проводит обследование по наиболее сложным, спорным вопросам, связанным с защитой прав несовершеннолетних;

дает заключение по  поручению судов;

взаимодействует в своей работе с иными органами исполнительной власти края по вопросам защиты прав детства;

разрабатывает методические рекомендации по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

ежегодно анализирует отчетность муниципальных органов управления образованием (по форме 103-РИК), в которой отражается состояние дел по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и охране прав несовершеннолетних;

формирует и ведет региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и не устроенных на воспитание в семью по месту их жительства;

ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства - кандидатов в усыновители, выдает направления кандидатам в усыновители для посещения детей, находящихся в образовательных, лечебных, реабилитационных учреждениях;

направляет информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, и занесенных в региональный банк данных, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

ведет работу с иностранными агентствами, занимающимися вопросами усыновления (удочерения);

осуществляет психолого-педагогическую и юридическую консультацию кандидатов в усыновители;

организует работу по повышению квалификации специалистов по защите прав детей органов управления образованием, руководителей, методистов, социальных педагогов детских учреждений по вопросам защиты прав несовершеннолетних;

вносит предложения при определении финансовых нормативов формирования краевого бюджета на цели организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства, в том числе на обеспечение лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем в орган исполнительной власти края в сфере финансов.

2. Орган исполнительной власти края в сфере здравоохранения:

контролирует осуществление функций по опеке и попечительству муниципальными органами управления здравоохранением, психиатрическими учреждениями, домами ребенка;

организует работу экспертной медицинской комиссии по передаче детей на воспитание в семью;

организует работу по выполнению федеральных и краевых законов, направленных на охрану здоровья несовершеннолетних, нуждающихся в государственной помощи.

3. Орган исполнительной власти края в сфере социальной защиты населения:

контролирует осуществление функций по опеке и попечительству муниципальными органами социальной защиты населения и социальными учреждениями;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по расширению сети учреждений социального обслуживания населения, осуществляет контроль за их работой и оказывает им содействие;

направляет и контролирует деятельность муниципальных органов социальной защиты с лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 5 изменена - Закон Хабаровского края от 25.02.04 № 170 -См. предыдущую редакцию.   

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

  

   
Статья 6. Органы опеки и попечительства


1. Согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства в крае выступают органы местного самоуправления.

2. Функции по опеке и попечительству осуществляют:


     муниципальные органы управления образованием и другие структурные подразделения органов местного самоуправления - в отношении несовершеннолетних лиц;


муниципальные органы управления здравоохранением - в отношении лиц, признанных судом недееспособными  или ограниченно дееспособными;

муниципальные органы социальной защиты населения - в отношении  несовершеннолетних и совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся  в попечительстве по состоянию здоровья, и лиц в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях среднего и профессионального образования.

Статья 7. Основные задачи органов опеки и попечительства


Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

организация выявления детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;

обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»