Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ
(Тюменская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 8 февраля 2007 г. № 31-п

г. Ханты-Мансийск

О внесении изменений в постановление Правительства автономного округа от 29.07.2003 № 302-п

____________________________________________________________________
Утратило силу с 30 декабря 2011 года на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
 от 23 декабря 2011 года N 485-п
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2003 № 841  «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации», учитывая заключение государственной экологической экспертизы от 20.12.2006 № 2011, а также в целях организационно-правовых уточнений Правительство автономного округа п о с т а н о в л я е т:

1.Внести в постановление Правительства автономного округа  от 29.07.2003 № 302-п «Об утверждении требований к определению исходной (фоновой) загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению системы локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа» следующие изменения:

1.1.В тексте постановления слова «Ханты-Мансийский автономный округ» в соответствующих падежах заменить словами «Ханты-Мансийский автономный округ - Югра» в соответствующих падежах.

1.2.В заголовке и пункте 1 постановления слова «(фоновой)», «системы» исключить.

1.3.Пункт 2 постановления исключить.

1.4.В пункте 3 постановления:

1) абзац первый изложить в следующей редакции:

«Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  (Пикунов С.В.):»;

2) в абзаце втором слова «(фоновой)», «системы» исключить.

3) абзац третий исключить.

1.5.Пункт 4 постановления изложить в следующей редакции:

«4.Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  (Пикунов С.В.) осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, открытым акционерным обществом «Научно-производственный центр комплексного мониторинга окружающей среды и кадастра природных ресурсов» (Дикунец В.А.) по вопросам накопления, ведения, обновления и хранения информации о состоянии окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.».

1.6.Приложения 1, 2, 3 к постановлению изложить в новой редакции согласно приложениям 1, 2, 3 к настоящему постановлению.

2.Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства автономного округа Карасева В.И.


Председатель Правительства
автономного округа
А.В.Филипенко




Приложение 1
к постановлению Правительства
автономного округа
от 8 февраля 2007 г. № 31-п



Требования к определению исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

1.Общие положения

1.1.Настоящие Требования разработаны в соответствии с абзацами 4 и 6 статьи 6, статьей 63 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом перспективы долгосрочной разработки месторождений полезных ископаемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и применяются к определению исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков недр (лицензионных участков) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Требования).

1.2.Настоящие Требования обязательны для пользователей недр независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность на территории лицензионных участков.

1.3.Проведение площадных исследований исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков является необходимой основой и условием проектирования наблюдательной сети локальных систем экологического мониторинга в границах лицензионных участков. В рамках исследований исходной загрязненности определяются значения показателей качества компонентов природной среды до начала деятельности недропользователя на лицензионном участке.

1.4.Исходная загрязненность компонентов природной среды определяется отдельно по каждому лицензионному участку.

2.Общие требования к определению исходной загрязненности
компонентов природной среды в границах лицензионного участка

2.1.Для определения исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка необходимо:

а) провести инвентаризацию основных источников и зон антропогенного воздействия на природную среду в границах лицензионного участка, включая источники сторонних организаций;

б) подготовить проект определения исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка, с обоснованием количества и местоположения пунктов опробования сред, периодичности и перечня контролируемых показателей;

в) провести в соответствии с проектом определение концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, снежном покрове, поверхностных водах, донных отложениях и почвах, подлежащих исследованию в обязательном порядке;

г) провести оценку загрязненности компонентов природной среды в соответствии с утвержденными федеральными и региональными санитарно-гигиеническими и экологическими нормативами содержания загрязняющих веществ.

2.2.Параметры сети опробования должны разрабатываться с учетом реальной доступности и обосновываться фактическим материалом проведенных ранее лабораторных исследований и опытно-методических работ.

2.3.Проекты определения исходной загрязненности согласовываются в соответствии с требованиями законодательства и утверждаются руководителем соответствующей организации.

2.4.Проекты определения исходной загрязненности подлежат обязательному согласованию с Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент).

2.5.Определение исходной загрязненности компонентов природной среды и остаточного содержания загрязняющих веществ при проведении комплексных исследований за 6 месяцев до окончания срока действия лицензии могут проводить организации, имеющие лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.Инвентаризация основных источников и зон антропогенного
воздействия на компоненты природной среды в границах
лицензионного участка

3.1.Проект определения исходной загрязненности лицензионных участков должен основываться на результатах инвентаризации основных источников и зон антропогенного воздействия на окружающую среду в границах лицензионного участка.

3.2.Обязательной инвентаризации подлежат:

3.2.1.Трубопроводы, с разбивкой по категориям:

магистральные, межпромысловые, внутрипромысловые;

наземные и подземные;

нефтепроводы, газопроводы, водопроводы (техническая или питьевая вода).

3.2.2.Разведочные и поисковые скважины.

3.2.3.Кустовые площадки.

3.2.4.Другие промышленные площадки (с указанием дожимных насосных станций, установок подготовки сброса воды, установок подготовки нефти и т.д.).

3.2.5.Шламовые амбары (с указанием стадии и сроков рекультивации).

3.2.6.Автодороги.

3.2.7.Линии электропередач.

3.2.8.Места произошедших аварий, их площади (га), виды и масса загрязняющих веществ, попавших в окружающую среду (тонн), в том числе:

в водные объекты (тонн), на рельеф (тонн), в атмосферу (тонн);

нефти и нефтепродуктов (тонн), пластовых вод (тонн), газов (тыс. куб.м).

3.2.9.Земли, рекультивированные после аварий (га).

3.2.10.Земли, находящиеся в пользовании (га).

3.2.11.Санкционированные и несанкционированные свалки с указанием накопленных объемов отходов.

3.2.12.Карьеры по добыче общераспространенных полезных ископаемых  с указанием отведенной площади (га), проектных и фактических объемов накопленной добычи (тыс. куб.м).

3.2.13.Стационарные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, с указанием объемов выбросов, (тонн).

3.2.14.Водозаборы подземных и поверхностных вод хозяйственно-питьевого назначения с указанием величины водоотбора (тыс. куб.м/год) и использования (тыс. куб.м/год).

3.2.15.Зоны санитарной охраны водозаборов поверхностных и подземных вод с характеристикой возможных источников загрязнения подземных вод в этих зонах.

3.2.16.Водозаборы подземных и поверхностных вод для целей поддержания пластового давления с указанием объемов отбора и водопотребления  (тыс. куб.м /год).

3.2.17.Системы нагнетательных скважин для поддержания пластового давления с характеристикой объемов закачиваемых жидкостей (тыс. куб.м/год) с разделением на:

подтоварные воды;

минерализованные подземные воды аптсеноманских отложений;

пресные подземные воды;

пресные поверхностные воды;

бытовые и промышленные сточные воды.

3.2.18.Места сброса сточных вод с указанием объемов (тыс. куб.м/год) и характеристики сбрасываемых вод.

3.2.19.Полигоны твердых промышленных и бытовых отходов с указанием проектных и накопленных объемов (куб.м).

3.2.20.Памятники истории и культуры.

3.2.21.Земли историко-культурного назначения.

3.2.22.Особо охраняемые природные территории (с информацией о зонировании территории и установленном режиме использования зон при их наличии).

3.3.В результате инвентаризации основных источников и зон антропогенного воздействия на окружающую среду в границах лицензионного участка должны быть составлены электронные карты (с соответствующей атрибутивной информацией), с указанием основных экологически опасных техногенных объектов, деградированных и нарушенных ландшафтов, включая разливы нефти на поверхности земли и места попадания ее в водные объекты.

4.Проведение площадных исследований исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка

4.1.В границах лицензионного участка для каждого контролируемого компонента природной среды должно быть установлено исходное содержание загрязняющих веществ, а также значение параметров природной среды, изменение которых предполагается при разработке месторождений в условиях конкретного природно-территориального комплекса.

4.2.Общее количество проб в пределах однородных в ландшафтном отношении участков должно составлять репрезентативные выборки для достоверного определения концентраций загрязняющих веществ и статистических оценок их естественной вариации.

4.3.Оценка экологического состояния природных компонентов осуществляется с учетом РД 52.44.2-94 «Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой».

4.4.Для установления показателей исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка обязателен следующий комплекс исследований:

геохимическое исследование атмосферного воздуха и снежного покрова;

гидрохимическое исследование поверхностных вод;

геохимическое исследование донных отложений водотоков и водоемов;

геохимическое исследование почв.

Дополнительный набор исследований может быть осуществлен в соответствии с:

РД 52.44.2-94 «Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой»;

РД 52.24.635-2002 «Методические указания. Проведение наблюдений за токсическим загрязнением донных отложений в пресноводных экосистемах на основе биотестирования»;

РД 52.24.633-2002 «Методические указания. Методические основы создания и функционирования подсистемы мониторинга за экологическим регрессом пресноводных экосистем» и др.

4.5.Отбор проб компонентов природной среды должен осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, государственными стандартами, иными нормативно-техническими документами и с учетом настоящих Требований. Лабораторный анализ проб проводится по методикам, внесенным в Государственный реестр методик количественного химического анализа и позволяющим получать объективные и сопоставимые данные о состоянии окружающей среды на территории автономного округа.

5.Требования к определению исходной загрязненности атмосферного воздуха и снежного покрова

5.1.Размещение и количество точек опробования, методы отбора проб определяются с учетом требований РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы», РД 52.44.2-94 «Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой».

5.2.Перечень загрязняющих веществ и параметров, исследуемых в обязательном порядке в атмосферном воздухе, приводится в таблице 2 (приложение 3 к настоящему постановлению). Опробование атмосферного воздуха проводится  2 раза в год  в летне-осенний период (июнь, сентябрь).

5.3.На эксплуатируемых месторождениях углеводородного сырья дополнительно   выполняются подфакельные наблюдения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»