Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


Трехстороннее соглашение между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры на 2006-2008 годы

27 октября 2005 года



Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - органы государственной власти), объединения работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Работодатели), объединения организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Профсоюзы), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 10.10.2003 N 53-оз "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе" настоящее Трехстороннее соглашение (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) в 2006-2008 годах и совместные действия по их реализации.

Стороны Соглашения признают сохранение в предстоящий период в качестве главной цели социально-экономической политики в автономном округе:

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, гарантий необходимого жизненного уровня на основе развития экономики автономного округа.

Стороны Соглашения намерены добиваться развития своих взаимоотношений на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.

Соглашение распространяется и обязательно к исполнению органами государственной власти автономного округа, организациями, входящими в объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также организациями, не входящими в объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, но присоединившихся к Соглашению.

Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, предусмотренные действующим в этот период Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Стороны признают необходимым заключение отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, муниципальных образованиях и организациях, расположенных в автономном округе. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.

Участники Соглашения в рамках трехсторонней комиссии автономного округа по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) принимают необходимые решения по социально-трудовым вопросам, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации, автономного округа, в Трехстороннюю комиссию Российской Федерации и добиваются их реализации.

Стороны Соглашения своевременно представляют друг другу полную и достоверную информацию по вопросам социально-экономического положения автономного округа, организаций, хода выполнения Соглашения.

Обязательства сторон

В соответствии с основными положениями Соглашения Стороны принимают на себя обязательства в 2006-2008 годах по следующим направлениям:

1. В области экономической политики

В области экономической политики Стороны считают приоритетными следующие направления:

увеличение объемов инвестиций не менее 1% ежегодно в сопоставимых ценах;

рост объемов производства конкурентоспособной продукции (работ, услуг) во всех отраслях экономики, ее продвижение на внутреннем и внешних рынках, развитие малого предпринимательства и крестьянских фермерских хозяйств;

улучшение производственной, транспортной, финансово-кредитной инфраструктуры;

создание конкурентной среды на рынке товаров и услуг, осуществление мониторинга обоснованности установления цен предприятиями - монополистами;

согласованное проведение бюджетной, налоговой политики в соответствии с законодательством, снятие административных барьеров;

насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами.

В целях обеспечения реализации указанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно:

1.1. Обеспечивают ежегодный прирост объемов производства товаров, выполнения работ, оказания услуг на уровне не ниже 5% по сравнению с уровнем прошлого года, в том числе путем диверсификации производства, развития малого бизнеса, разрабатывают и внедряют методы повышения производительности труда.

1.2. Участвуют в подготовке предложений по совершенствованию налоговой системы, обеспечивающей социально - экономическое развитие автономного округа, и по распределению налоговых поступлений между различными уровнями бюджета.

1.3. Проводят согласованную политику, направленную на поддержку регионального товаропроизводителя, обеспечение максимальной занятости населения автономного округа и развитие предпринимательства, социальное ориентирование экономических реформ. Готовят предложения по финансовому оздоровлению предприятий.

1.4. Создают систему страхования инвестиционных рисков.

1.5. Осуществляют финансирование проектов, направленных на техническое перевооружение и реконструкцию организаций производственной сферы, строительство новых производств.

1.6. Способствуют развитию малого предпринимательства (сфера услуг, туризм, недропользование и т.д.) с тем, чтобы ежегодный прирост объемов производства продукции (работ, услуг) малыми предприятиями был не ниже 5%.

Органы государственной власти:

1.7. Систематически анализируют и прогнозируют социально-экономическую ситуацию в отраслях экономики и в муниципальных образованиях автономного округа.

1.8. При формировании бюджета автономного округа учитывают необходимые расходы на разработку и реализацию окружных комплексных и целевых программ. Ежегодно информируют Комиссию о ходе их реализации.

1.9. Формируют бюджет автономного округа, обеспечивающий социально - экономическое развитие региона и повышение жизненного уровня населения. В ходе подготовки проекта бюджета автономного округа рассматривают предложения Комиссии, информируют налогоплательщиков через средства массовой информации о доходах и расходах бюджета автономного округа.

1.10. В инвестиционной политике способствуют созданию условий наибольшего благоприятствования для привлечения во все сферы и отрасли экономики округа средств отечественных и зарубежных инвесторов, производят размещение облигационных займов автономного округа, обеспечивают предоставление государственной поддержки инвесторам. Координируют действия по развитию и реализации инвестиционной политики.

1.11. Обеспечивают получение профессионального образования и профессиональную подготовку населения в соответствии с потребностями экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

1.12. В пределах предоставленных полномочий осуществляют государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги.

1.13. Способствуют производству и внедрению в автономном округе энергосберегающего оборудования и технологий, приборов и систем учета энергоресурсов и дополнительно стимулируют организации, производящие эти технологии, приборы, системы.

1.14. Осуществляют поддержку лесопромышленного комплекса, сельскохозяйственных товаропроизводителей. Способствуют развитию продовольственного рынка и организации системы заготовок и переработки сельхозпродукции.

1.15. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создают благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства.

1.16. Создают условия для развития экономически эффективных производств, расширения внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего за счет роста доходов и накоплений реального сектора экономики и привлечения сбережений населения, а также создания благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций.

1.17. Обеспечивают разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию и развитию дорожной и электрической сети.

1.18. Разрабатывают и контролируют исполнение регламентов согласований, выдачи разрешений, иной документации для предпринимателей, населения с целью снятия административных барьеров.

Работодатели:

1.19. Участвуют в реализации приоритетных направлений развития экономики автономного округа, окружных программ социально - экономического развития, стабилизации и развития экономики, приватизации, поддержке малого и среднего предпринимательства, а также целевых программ развития соответствующих отраслей.

1.20. Соблюдают налоговую дисциплину.

1.21. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, обеспечению их стабильной работы, выпуску конкурентоспособной продукции, недопущению банкротства предприятий и роста безработицы.

1.22. Инвестируют прибыль в техническое переоснащение производства с целью увеличения объемов конкурентоспособной продукции, привлекают на эти цели средства из иных источников.

1.23. При изменении форм собственности, банкротстве, реструктуризации организаций, внедрении целевых программ учитывают их социальные последствия, проводят с участием профсоюзных организаций и с учетом интересов трудовых коллективов соответствующие мероприятия.

1.24. Учитывают в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации мнение представителей профсоюзных организаций при принятии решений.

1.25. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации заключают коллективные договоры в организациях независимо от форм собственности, обеспечивают их представление на уведомительную регистрацию в соответствующие органы по труду.

1.26. Признают преимущественное право профсоюзов на заключение коллективных договоров, а также на контроль за исполнением обязательств работодателей, предусмотренных данным Соглашением и коллективными договорами, на ознакомление с результатами финансово - хозяйственной деятельности.

1.27. Направляют Сторонам информацию о законах и иных нормативных правовых актах, препятствующих обеспечению устойчивого роста производства, снижающих деловую активность для формирования предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.

Профсоюзы:

1.28. Способствуют устойчивой работе организаций, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, охране труда, рациональному использованию рабочего времени, повышению производительности труда и качества продукции.

1.29. Принимают участие в рабочих группах и комиссиях по подготовке проектов бюджетов, целевых программ регионального и муниципального уровня.

1.30. Обеспечивают участие трудовых коллективов предприятий и организаций в реализации предусмотренных отраслевыми, территориальными соглашениями и коллективными договорами мер по подъему экономики, осуществлению диверсификации производства.

1.31. Защищают социально - экономические и трудовые интересы работников.

1.32. Участвуют в организации трудового экономического соревнования.

1.33. Добиваются включения в коллективные договоры на предприятиях одной отрасли равных прав для трудящихся, повышения ответственности работодателей за сохранение и развитие производства, создания условий труда, соответствующих законодательству. Добиваются установления оплаты труда и социальных гарантий не ниже установленных данным Соглашением.

2. В области занятости населения и развития рынка труда

В области занятости населения и развития рынка труда Стороны считают приоритетными следующие направления:

максимальное обеспечение занятости населения, недопущение уровня регистрируемой безработицы выше 3,0%;

профессиональную подготовку работников в соответствии с потребностями экономики автономного округа, а также разработку планов повышения квалификации персонала предприятий и организаций при подготовке отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров;

участие в регулировании трудовой миграции и использовании иностранной рабочей силы с учетом приоритетного права населения автономного округа, Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест;

разработка стимулирующих мер, направленных на трудоустройство молодежи, иных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

создание новых рабочих мест.

В целях реализации вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно:

2.1. Принимают меры по обеспечению рабочими местами трудоспособное население.

2.2. В случаях угрозы массового высвобождения работников разрабатывают и осуществляют меры, направленные на сохранение существующих и создание новых рабочих мест, поддержку высвобождаемых работников, организацию временных и общественных работ.

2.2.1 Основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.

К ним относятся:

а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:

30 и более человек в течение 20 календарных дней;

50 и более человек в течение 30 календарных дней;

200 и более человек в течение 60 календарных дней;

500 и более человек в течение 90 календарных дней;

в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в населенных пунктах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

2.2.2. В зависимости от территориально-отраслевых особенностей развития экономики и уровня безработицы в отраслях, муниципальных образованиях автономного округа могут устанавливаться иные усиливающие социальную защищенность работников критерии для оценки массового высвобождения, определяемые в территориальных, отраслевых соглашениях.

2.3. При банкротстве предприятий содействуют трудоустройству высвобождаемых работников на предприятиях, вновь образуемых на базе имущества предприятий - банкротов.

2.4. Предусматривают при заключении отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров мероприятия, направленные на сохранение рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций.