ГУБЕРНАТОР ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
(Тюменская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2003 года N 159


Об утверждении Концепции кадровой политики в системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа


В целях формирования единой кадровой политики в органах исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа и развития его кадрового потенциала, реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)":

1. Утвердить Концепцию кадровой политики в системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, представленную Управлением по вопросам кадровой политики Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа (прилагается).

2. Управлению по вопросам кадровой политики Администрации Губернатора автономного округа (С.М.Косенок) до 1 декабря 2003 года подготовить и представить на утверждение план основных мероприятий по реализации Концепции кадровой политики в системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на руководителя Администрации Губернатора автономного округа В.Д.Кривых.

Губернатор автономного округа
     А.В.Филипенко

Приложение
к постановлению Губернатора
автономного округа
от 5 августа 2003 года N 159


КОНЦЕПЦИЯ
кадровой политики в системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа



I. Общие положения


Под кадровой политикой в системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа (в дальнейшем - автономный округ) понимается общий курс и последовательная деятельность органов государственной власти автономного округа по организации и регулированию кадровых отношений в области государственной службы.

Концепция кадровой политики автономного округа в системе исполнительных органов государственной власти представляет собой нормативно установленную совокупность целей, задач, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти автономного округа по регулированию кадровых процессов и отношений с учетом специфических социокультурных и национальных условий округа. Назначение Концепции - определить общую стратегию и приоритетные направления, а также последовательность деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа по работе с государственными служащими на ближайшую перспективу.

Концепция кадровой политики связана с многоуровневым характером ее осуществления. Она включает в себя разработку общих принципов кадровой политики и определение ее приоритетных и стратегических целей, организационно-штатную политику (определение и планирование потребности в персонале соответствующей квалификации, назначение, создание резерва, механизм перемещения), информационную политику (создание надежной системы движения кадровой информации), финансовую политику, политику развития кадров (продвижение по службе, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, формирование кадрового резерва), оценку результатов деятельности (анализ соответствия кадровой политики Правительства автономного округа целям развития автономного округа - выявление проблем в осуществлении кадровой политики, оценка кадрового потенциала государственной службы региона).

Перспективные направления в структурной перестройке исполнительных органов государственной власти автономного округа связаны с развитием и совершенствованием оптимального механизма государственного управления на основе планомерного повышения профессионального уровня государственных служащих, созданием конкурентной среды на всех ступенях карьеры государственного служащего, регулированием карьеры, расширением возможностей общественного (гражданского) контроля за эффективностью государственной службы, внедрением новейших информационных технологий и систем управления, формированием рынка информационных, консультативных, научных и обучающих услуг с максимально полным использованием научного и учебного потенциала системы высшего профессионального образования округа. Тем самым Концепция кадровой политики создаст реальную основу для осуществления Правительством автономного округа властных отношений, отвечающих как потребностям стратегической перспективы, так и текущему моменту развития общественной жизни автономного округа.

II. Правовая база Концепции кадровой политики в системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа

Концепция кадровой политики в системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа разработана на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”, Указа Президента Российской Федерации от 19.11.2002 N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 гг.), Устава Ханты-Мансийского автономного округа, Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 07.06.96 N 23-оз "О государственной службе Ханты-Мансийского автономного округа", Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 22.09.97 N 42-оз “О квалификационных разрядах, порядке проведения квалификационных экзаменов и аттестации государственных служащих в Ханты-Мансийском автономном округе", других нормативных правовых актов Губернатора и Правительства автономного округа, касающихся регулирования отношений в области государственной службы.

III. Предмет кадровой политики, ее цель, задачи


Предметом кадровой политики являются меры по развитию кадрового потенциала государственных служащих. Эти меры включают:

- формирование требований к государственным служащим;

- создание необходимых условий для эффективного выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей;

- контроль за деятельностью государственных служащих.

Цель кадровой политики в системе исполнительных органов государственной власти автономного округа: формирование такого кадрового состава государственных служащих, который способен обеспечить эффективное функционирование органов государственной власти, оптимальный для автономного округа баланс процессов сохранения и обновления численного и качественного состава государственных служащих в соответствии с потребностями округа, требованиями действующей правовой базы и сложившегося на текущий момент уровня профессионализма государственного служащего.

Достижение указанной цели предполагает выполнение следующих основных задач:

- обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа с Думой автономного округа, с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности по вопросам кадровой политики;

- внедрение методов научной организации управленческого труда;

- методическое и научное обеспечение государственной службы;

- применение эффективных методов подбора, перемещения, продвижения, оценки, стимулирования государственных служащих;

- формирование кадрового резерва и обеспечение его эффективного использования;

- обновление и ротация кадрового состава государственных служащих;

- обеспечение стабильности кадрового состава;

- создание условий продвижения по государственной службе;

- обеспечение вертикального и горизонтального движения кадров;

- создание оптимальных финансовых и материально-технических условий для эффективного функционирования исполнительных органов государственной власти автономного округа;

- создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

- внедрение современных информационных технологий в деятельность исполнительных органов государственной власти автономного округа;

- оптимизация численного состава государственных служащих;

- применение новых единых кадровых технологий на государственной службе;

- создание в коллективах государственных органов морально-психологического климата, который обеспечивал бы эффективное выполнение служащими должностных обязанностей;

- осуществление кадрового аудита;

- ведение кадрового мониторинга;

- повышение престижа государственной службы;

- строгое соблюдение законности в деятельности государственных служащих;

- предотвращение коррупции в системе государственной службы.

IV. Принципы Концепции кадровой политики в системе исполнительных органов государственной власти автономного округа


Принципы Концепции кадровой политики - это основополагающие правила, в соответствии с которыми формируется и осуществляется кадровая политика. Таковыми являются:

- научная обоснованность;

- системность;

- комплексность;

- законность;

- эффективность;

- учет местных условий;

- подконтрольность государственных и муниципальных служащих руководителям, вышестоящим органам и обществу;

- персональная ответственность государственного служащего.

V. Основные проблемы кадровой политики


Концепция кадровой политики в системе исполнительных органов государственной власти автономного округа выделяет следующую совокупность взаимосвязанных проблем:

- отсутствие целостной системы кадровой политики на государственной службе и единого пространства кадровой политики на уровне округа;

- отсутствие системы подбора кадров и стабильности кадрового состава;

- недостаточная профессиональная подготовка и дефицит компетентности значительной части государственных служащих для решения задач соответствия сложившихся общественных отношений новым экономическим условиям;

- “старение” кадров государственных служащих;

- снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;

- слабое использование современных технологий в системе проведения и управления кадровой политикой.


VI. Основные направления кадровой политики


На современном этапе основными направлениями кадровой политики становятся:

- стратегия формирования надежного, профессионального кадрового резерва и повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти округа, обеспечивающих не только выполнение стоящих перед ними задач, но и своей деятельностью способствующих росту престижа государственной службы и авторитета государственного служащего;

- создание необходимых и достаточных социальных и материальных условий выполнения деятельности, разработка единой системы правового обеспечения работы с кадрами в соответствии с нормами законодательства, контроля за выполнением должностных функций, исключая всякую возможность злоупотребления и коррумпированности власти;

- создание единой кадровой службы и формирование порядка и регулирования процесса подбора, перемещения, продвижения, оценки, стимулирования и ответственности государственных служащих, создание кадрового резерва округа и банка кадровой информации, развитие программ управления карьерой руководителя;

- создание и обеспечение системы непрерывной подготовки и переподготовки кадров для органов государственного и муниципального управления с учетом потребностей округа, формирование условий творческого роста на рабочем месте;

- создание и поддержание в коллективах государственной службы такого морально-психологического климата, который бы способствовал не только выполнению должностных обязанностей, но и формированию рациональных открытых служебных отношений;

- изучение профессиональных, деловых и личностных качеств государственных служащих, разработка рекомендаций по рациональному использованию кадров в соответствии с их способностями, профессиональным уровнем и потребностями государственной службы в округе, управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;

- совершенствование научно-аналитического обеспечения разработки и осуществления Концепции кадровой политики, разработка методических материалов по управлению персоналом, анализ эффективности взаимодействия органов государственного управления всех уровней в процессе ее реализации;

- развитие средств общественного (гражданского) контроля за формированием кадрового потенциала и ходом реализации Концепции кадровой политики на всех уровнях организации власти автономного округа.

Концепция кадровой политики реализуется через планы мероприятий, утверждаемые Губернатором автономного округа ежегодно или на несколько лет.


VII. Механизм реализации кадровой политики


Механизмом реализации кадровой политики выступает система мер, направленная на кадровое сопровождение социально-экономического развития округа, опирающаяся на законодательную базу, принципы, методы, способы, методики, технологии и формы кадровой работы и включающая следующие организационные мероприятия:

1. Организационно-управленческое и нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции кадровой политики:

1.1. Проведение организационно-кадрового аудита

Организационно-кадровый аудит - оценка соответствия структурного и кадрового потенциала целям и стратегии деятельности проводится с целью подготовки к принятию решений о дальнейшем развитии органа управления. Оценке подвергаются три основных аспекта организационной деятельности:

- кадровые процессы - направления деятельности организации по отношению к персоналу;

- структура - соотношение и соподчиненность основных элементов, степень жесткости организационной конфигурации;

- качественные и количественные характеристики компетентности персонала.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»