1. Право ходатайствовать перед Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа по вопросу изменения муниципального устройства имеют Дума Ханты-Мансийского автономного округа, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа, представительные органы местного самоуправления, главы соответствующих муниципальных образований, население соответствующих муниципальных образований.
2. Ходатайство органов государственной власти или органов местного самоуправления автономного округа, указанных в пункте 1 настоящей статьи, оформляется соответствующим решением или обращением этих органов.
3. Инициатива населения осуществляется в форме коллективного обращения (петиции) группы граждан, обладающих активным избирательным правом, в количестве не менее пяти процентов жителей муниципальных образований, где предполагается образование, объединение, упразднение муниципальных образований, изменение их границ и наименований.
4. По поступившему ходатайству или петиции граждан Губернатор автономного округа поручает соответствующим органам исполнительной власти автономного округа подготовить заключение об экономической целесообразности, необходимости и возможности изменения муниципального устройства автономного округа и материалы, указанные в статьях 4, 5, 6 настоящего Закона.
5. В случае, если изменение муниципального устройства автономного округа согласно заключению Правительства автономного округа нецелесообразно, Губернатор автономного округа направляет мотивированный отказ с заключением Правительства автономного округа инициаторам изменения муниципального устройства автономного округа.
6. В случае положительного заключения Правительства автономного округа об экономической целесообразности, необходимости и возможности изменения муниципального устройства Губернатор автономного округа принимает решение о проведении предварительного изучения (учета) мнения населения и направляет данное решение вместе с заключением Правительства автономного округа в представительные органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для организации и проведения ими в срок не позднее двух месяцев предварительного изучения (учета) мнения населения по вопросу изменения муниципального устройства.
7. Предварительное изучение (учет) мнения населения может осуществляться путем:
а) консультативного опроса;
б) обсуждения на сходах и собраниях граждан.
8. По результатам предварительного изучения (учета) мнения населения соответствующих муниципальных образований назначается местный референдум в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа. Территориальное устройство муниципального образования не может быть изменено, если против этого высказались 50 и более процентов населения, принявшего участие в референдуме, проводившемся с целью выяснения мнения населения соответствующей территории по данному вопросу.
9. Процедура изменения муниципального устройства прекращается Губернатором автономного округа в случае, если по результатам местного референдума население одного из муниципальных образований высказалось против изменения муниципального устройства.
10. Если инициатива по вопросу изменения муниципального устройства исходит от Губернатора автономного округа, применяется порядок, установленный пунктами 4, 6, 7, 8, 9 настоящей статьи.
11. Материалы и документы, подготовленные в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа", статьями 4, 5, 6 настоящего Закона, и свое заключение по вопросу изменения муниципального устройства Губернатор автономного округа представляет в Думу автономного округа.
12. Образование, объединение, упразднение муниципальных образований, изменение их границ и наименований осуществляется законом автономного округа с учетом исторических и иных местных традиций, а также мнения населения соответствующих муниципальных образований, выраженного в соответствии с положениями настоящего Закона.
13. В законе определяются наименование нового муниципального образования, его границы (с прилагаемым описанием), дата выборов избираемых органов местного самоуправления муниципального образования, срок принятия устава, количество депутатов представительного органа местного самоуправления, доли расходов муниципальных образований, а также, при необходимости, особенности осуществления местного самоуправления в переходный период, процедура передачи и виды объектов собственности, вопросы частичного или полного правопреемства, сроки и порядок прекращения полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц, гарантии выборным должностным лицам, прекращающим свои полномочия, и иные положения, не противоречащие федеральному законодательству и законодательству Ханты-Мансийского автономного округа.