ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа
(в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 19 марта 2001 года N 27-оз -
см. предыдущую редакцию)
(с изменениями на 2 июля 2002 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с отменой статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 19.03.2001 N 27-оз, излагающей данный закон в новой редакции, - См. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 25.02.2003 N 14-оз.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 6 мая 2002 года N 25-оз;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 2 июля 2002 года N 34-оз.
____________________________________________________________________
Принят Думой
Ханты-Мансийского автономного округа
16 июня 1998 года
Настоящий Закон в соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа устанавливает единые требования к законам и иным нормативным правовым актам органов государственной власти автономного округа, определяет порядок их подготовки, рассмотрения, принятия, опубликования, вступления в силу, толкования и отмены, а также определяет способы разрешения юридических коллизий.
1. Нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый в определенной настоящим Законом форме уполномоченным на то органом государственной власти автономного округа либо путем референдума и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
2. Нормы права (правовые нормы) - официально установленные органами государственной власти автономного округа общеобязательные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение и исполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории автономного округа.
3. Правотворчество автономного округа - направленная на достижение целей всестороннего и комплексного развития автономного округа в интересах его населения организационно оформленная властная деятельность органов государственной власти автономного округа в рамках их компетенции по созданию нормативных правовых актов, их изменению и отмене.
4. Проект нормативного правового акта - документ, содержащий предварительный текст нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке на рассмотрение правотворческого органа.
Правотворческими органами Ханты-Мансийского автономного округа являются:
а) Дума Ханты-Мансийского автономного округа;
б) Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа;
в) Правительство Ханты-Мансийского автономного округа.
1. Субъектами законодательной инициативы Ханты-Мансийского автономного округа в соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа являются:
а) депутаты Думы автономного округа;
б) Губернатор автономного округа;
в) Правительство автономного округа;
г) органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;
д) граждане, проживающие на территории автономного округа, обладающие избирательным правом, при наличии не менее двадцати тысяч подписей.
2. Процедура осуществления законодательной инициативы граждана-ми устанавливается законом автономного округа.
1. В систему нормативных правовых актов автономного округа входят:
Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа, кодексы и законы автономного округа, договоры, заключенные от имени автономного округа, соглашения, заключенные органами государственной власти автономного округа, постановления, регламенты, положения, правила, имеющие нормативный характер.
2. Особыми видами нормативных правовых актов являются договоры, заключенные от имени автономного округа, и соглашения, заключенные органами государственной власти.
3. Органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа не вправе издавать нормативные правовые акты в формах, не предусмотренных настоящей статьей.
Нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа разрабатываются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, международных договоров Российской Федерации, Устава и законов автономного округа и не должны им противоречить.
Ханты-Мансийский автономный округ как субъект Российской Федерации самостоятельно и в полном объеме осуществляет правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, по предметам ведения автономного округа.
1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа автономный округ принимает законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами, принятыми по предметам совместного ведения.
2. До принятия соответствующего федерального закона по предметам совместного ведения Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа автономный округ осуществляет собственное правовое регулирование.
При издании в последующем нормативных правовых актов Российской Федерации по данным вопросам законы и иные нормативные правовые акты автономного округа приводятся в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами.
1. Устав Ханты-Мансийского автономного округа - основной Закон Ханты-Мансийского автономного округа. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в автономном округе, не должны противоречить Уставу автономного округа.
2. Устав автономного округа закрепляет основополагающие принципы правового регулирования в автономном округе и является правовой основой законодательства автономного округа.
1. Кодекс Ханты-Мансийского автономного округа - нормативный правовой акт автономного округа, содержащий и систематизирующий весь или основной массив правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
2. Кодекс автономного округа вводится в действие законом автономного округа.
3. Кодексам должны соответствовать все другие нормативные правовые акты, издаваемые в автономном округе в сфере общественных отношений, регулируемых кодексом.
1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - нормативный правовой акт, регулирующий наиболее значимые и устойчивые общественные отношения, принимаемый Думой Ханты-Мансийского автономного округа в соответствии с установленным настоящим Законом порядком либо путем референдума.
2. Законами автономного округа в пределах его компетенции регулируются (абзац в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 2 июля 2002 года N 34-оз - см. предыдущую редакцию):
а) утверждение бюджета автономного округа и отчета об его исполнении;
б) установление порядка проведения выборов Губернатора автономного округа и депутатов Думы автономного округа;
в) установление основ организации и деятельности Думы и Правительства автономного округа;
г) установление порядка проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований автономного округа;
д) установление правового статуса государственных служащих автономного округа и правового статуса муниципальных служащих;
е) утверждение заключения и расторжения договоров автономного округа;
ж) утверждение программ социально-экономического развития автономного округа;
з) установление налогов и сборов, относящихся к ведению автономного округа, а также порядка их взимания в соответствии с федеральным законодательством;
и) установление мер административной ответственности;
к) установление порядка управления и распоряжения собственностью автономного округа, в том числе долями (паями, акциями) автономного округа в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
л) установление порядка назначения и проведения референдума автономного округа;
м) установление административно-территориального устройства автономного округа;
н) регулирование иных вопросов, относящихся к ведению и полномочиям автономного округа, согласно федеральным и окружным законам.
3. Законы автономного округа не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Уставу автономного округа.
4. Законы автономного округа могут быть приняты по любому вопросу, отнесенному к ведению и полномочиям автономного округа, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом Ханты-Мансийского автономного округа.
1. Регламент Думы Ханты-Мансийского автономного округа является правовым актом, определяющим порядок деятельности Думы автономного округа.
Регламент Думы автономного округа утверждается постановлением Думы и вступает в силу с момента его принятия или в иной установленный Думой автономного округа срок.
2. Постановление Думы автономного округа - нормативный правовой акт, принятый Думой по вопросам, отнесенным к ее компетенции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
1. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа в пределах своих полномочий и во исполнение Устава Ханты-Мансийского автономного округа и действующего законодательства автономного округа издает постановления и распоряжения.
2. Нормативные правовые акты Губернатора автономного округа издаются в форме постановлений.
3. Распоряжения Губернатора автономного округа принимаются по организационным и оперативным вопросам и не могут носить нормативного характера.
1. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа в пределах своей компетенции принимает постановления и распоряжения.
2. Постановления Правительства автономного округа могут прини-маться непосредственно Правительством или Президиумом Правительства в пределах их компетенции в соответствии с Регламентом Правительства автономного округа.
3. Распоряжения Правительства могут приниматься непосредственно Правительством или Президиумом Правительства по организационным и оперативным вопросам и не могут носить нормативного характера.
4. Акты, принимаемые Правительством или Президиумом Правительства, оформляются на специальных бланках Правительства автономного округа.
1. Договор Ханты-Мансийского автономного округа является особым видом нормативных правовых актов, регулирующих отношения автономного округа с Российской Федерацией, Тюменской областью, а также иными субъектами Российской Федерации.
2. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономного округа.
Договоры, заключенные от имени автономного округа Губернатором автономного округа, подлежат ратификации Думой автономного округа.