Недействующий

ЗАКОН

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


О выборах глав местного самоуправления муниципальных образований
в Ханты-Мансийском автономном округе населением

____________________________________________________________________
Утратил силу с 6 июля 2000 года на основании
Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 22 июня 2000 года N 44-оз
____________________________________________________________________

Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа 9 января 2000 года

 


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Пределы действия настоящего Закона


Настоящим Законом регулируется порядок выборов глав местного самоуправления муниципальных образований (далее - глав местного самоуправления) населением.


Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие термины:

а) выборы глав местного самоуправления в автономном округе - действия граждан, избирательных объединений, избирательных блоков, избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов на должность главы местного самоуправления, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с федеральными законами, Уставом автономного округа, настоящим Законом и иными законами автономного округа;

б) избирательные права граждан - конституционные права граждан избирать и быть избранными на должность главы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях;

в) гарантии избирательных прав граждан - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав граждан;

г) активное избирательное право - право граждан избирать главу местного самоуправления;

д) пассивное избирательное право - право граждан быть избранными на должность главы местного самоуправления;

е) избирательный округ - территория муниципального образования, на которой избирается глава местного самоуправления;

ж) избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, а также  в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами иностранный гражданин, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования;

з) избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов глав местного самоуправления;

и) кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Законом порядке в качестве претендента на должность главы местного самоуправления;

к) предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, политических партий, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них.

Статья 3. Основные принципы выборов глав местного
самоуправления

1. Глава местного самоуправления избирается гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории  соответствующего муниципального образования, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина в выборах главы местного самоуправления является добровольным. Контроль за волеизъявлением избирателя запрещается.

3. Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и голосуют "за" или "против" кандидата на должность главы местного самоуправления непосредственно.

Статья 4. Законодательство о выборах глав местного
самоуправления


Законодательство о выборах глав местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другие федеральные законы, Устав автономного округа, настоящий Закон, иные нормативно-правовые акты автономного округа.

Статья 5. Избирательные права граждан при выборах глав местного
самоуправления


1. Гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, достигшие на день выборов 18 лет, имеют право избирать главу местного самоуправления, а также участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях.

2. Главой местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, обладающий избирательным правом, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, обладающий избирательным правом и не моложе 21 года.

3. Не имеет право избирать главу местного самоуправления и быть избранным главой местного самоуправления гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 6. Назначение выборов главы местного самоуправления
муниципального образования автономного округа

1. Выборы главы местного самоуправления муниципального образования назначаются Думой Ханты-Мансийского автономного округа.

2. Решение о назначении выборов главы местного самоуправления муниципального  образования  должно  быть  принято  не  позднее  чем за 65 дней до дня истечения срока, на который был избран глава местного самоуправления муниципального образования. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

3. В случае досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления муниципального образования выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

4. В случаях, если Дума Ханты-Мансийского автономного округа не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении главой местного самоуправления исполнения своих полномочий, а также при отсутствии Думы Ханты-Мансийского автономного округа выборы проводятся избирательной комиссией муниципального образования:

а) в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий главы местного самоуправления. При этом решение избирательной комиссии муниципального образования о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного частью 2 настоящей статьи срока опубликования решения о назначении выборов;

б) не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления. При этом решение избирательной комиссии муниципального образования о проведении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного частью 2 настоящей статьи срока опубликования решения о назначении выборов.

5. В случаях, если Дума Ханты-Мансийского автономного округа либо избирательная комиссия муниципального образования не назначит в установленный срок выборы главы местного самоуправления, а также если избирательная комиссия муниципального образования отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном федеральным законом и законом Ханты-Мансийского автономного округа, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, органов местного самоуправления, прокурора назначаются судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Избирательной комиссией Ханты-Мансийского автономного округа в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных федеральным законом и настоящим Законом, в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.

6. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.

Статья 7. Выдвижение кандидатов на должность главы местного
самоуправления


Право выдвижения кандидатов на должность главы местного самоуправления принадлежит непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства, и избирательным объединениям, избирательным блокам, а также самим кандидатам в порядке самовыдвижения.


Статья 8. Понятие избирательного объединения

1. Избирательным объединением является политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение, если они имеют региональное отделение на территории соответствующего муниципального образования), устав которого предусматривает участие в выборах органов местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами и законами автономного округа, не позднее чем за один год до дня голосования на выборах главы местного самоуправления. В случае досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления этот срок сокращается до шести месяцев. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения.

2. Правами избирательного объединения обладают также избирательные блоки, образуемые на период проведения выборов главы местного самоуправления.

3. Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в выборах главы местного самоуправления на равных основаниях в порядке, установленном настоящим Законом.


Статья 9. Избирательные блоки

1. Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя избирательными объединениями для совместного участия в выборах главы местного самоуправления. Избирательный блок обладает всеми правами избирательного объединения.

2. В случае, если общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.

3. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции, собрании) соответствующего избирательного объединения.

4. Избирательные блоки регистрируются избирательной комиссией муниципального образования. Регистрация производится непосредственно после представления в избирательную комиссию муниципального образования решений съездов (конференций, собраний) политических общественных объединений (политических партий, иных политических организаций, политических движений, если они имеют региональное отделение на территории соответствующего муниципального образования) о вхождении в избирательный блок и их совместного решения о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями.

Статья 10. Уполномоченные представители избирательного
объединения, избирательного блока

Избирательное объединение, избирательный блок назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом представлять их по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах главы местного самоуправления.

Статья 11. Право на предвыборную агитацию

1. Гражданам, общественным объединениям, избирательным объединениям, избирательным блокам, политическим партиям гарантируется свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.

2. Граждане, общественные объединения, избирательные объединения, избирательные блоки, политические партии вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей к участию в выборах, а также к голосованию “за” или “против” любого зарегистрированного кандидата на должность главы местного самоуправления.

Статья 12. Финансирование выборов главы местного
самоуправления


1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов глав местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований.

2. Кандидаты на должность главы местного самоуправления обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании.

Статья 13. Гласность при подготовке и проведении выборов главы
местного самоуправления


1. Подготовка и проведение выборов глав местного самоуправления осуществляются открыто и гласно.

2. Все решения избирательных комиссий, органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов главы местного самоуправления, подлежат опубликованию.

Глава 2. Регистрация (учет) избирателей, составление списков
избирателей, образование избирательного округа,
избирательных участков

Статья 14. Регистрация (учет) избирателей

1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.

2. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой местного самоуправления муниципального образования, командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система. Регистрация (учет) граждан осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.


Статья 15. Составление списков избирателей

1. При проведении выборов главы местного самоуправления в целях реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями муниципальных образований составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей и предоставляемых в установленном федеральным законодательством и законодательством автономного округа порядке.

2. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, если иное не предусмотрено Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

3. В списки избирателей на выборах главы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, настоящим Законом включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы главы местного самоуправления, за исключением граждан, признанных судом недееспособными либо содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, также временного проживания на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством.

5. Военнослужащие, проходящие службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов главы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на указанных выборах.

6. Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях осуществляется главой местного самоуправления (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления), а в отношении избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, - командиром воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления в избирательную комиссию муниципального образования, а командиром воинской части - в избирательную комиссию муниципального образования или участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или сразу после образования этих комиссий. Список избирателей составляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами  или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»