Недействующий


ЗАКОН

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


О социальном партнерстве в Ханты-Мансийском автономном округе

(с изменениями на 14 ноября 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 октября 2003 года на основании
Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 10 октября 2003 года N 53-оз
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:     
     Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 14 ноября 2002 года N 64-оз.

____________________________________________________________________


Принят Думой
Ханты-Мансийского автономного округа
30 июня 1999 года

Настоящий Закон определяет правовые основы организации, функционирования и развития системы социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений, достижения общественного согласия.

Настоящим Законом регулируются правоотношения, не урегулированные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия


Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины:

1. Система социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе - совокупность мер правового, экономического и организационного характера в области социально-трудовых отношений и разрешения социально-трудовых конфликтов.

2. Социальное партнерство - отношения между работниками, работодателями и органами государственной власти и местного самоуправления в лице их представителей, обеспечивающие на основе равноправия и сотрудничества оптимальный баланс и реализацию их интересов, способствующие разрешению возникающих между ними противоречий путём достижения согласия и взаимопонимания на основе взаимных консультаций, переговоров, и заключающиеся в принятии и выполнении совместных решений, заключении коллективных договоров, соглашений.

3. Стороны социального партнерства - работники, работодатели, органы государственной власти и местного самоуправления в лице их полномочных представителей.

4. Работник - физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем.

5. Работодатель - собственник, распорядитель имущества, финансовых средств либо уполномоченное им лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях, имеющий право принимать решения (обязательства) и нести ответственность за их выполнение.

6. Организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности.

7. Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, а также общественные органы, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.

8. Представители работодателей - уполномоченные работодателями лица; объединение (ассоциация, союз) работодателей (далее - объединение работодателей), являющееся некоммерческой организацией, созданное на добровольной основе по учредительному договору работодателей, имеющее целью представительство и защиту интересов работодателей при взаимодействии с представителями работников, органов государственной власти и местного самоуправления.

9. Представители органов государственной власти, органов местного самоуправления - должностные лица органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, уполномоченные  руководителями этих органов представлять интересы органов государственной  власти автономного округа и местного самоуправления при взаимодействии с работниками, их представителями, работодателями и их представителями.

10. Ханты-Мансийское окружное трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений в Ханты-Мансийском автономном округе, минимальные нормы оплаты и условий труда, гарантии, компенсации, социальные нормативы, содержащий взаимные обязательства и заключаемый между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа, окружным объединением (ассоциацией) организаций профессиональных союзов, окружным объединением работодателей в пределах их компетенции.

11. Окружное отраслевое (межотраслевое) соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые и связанные с ними отношения в отрасли (отраслях), устанавливающий минимальные нормы оплаты и условий труда, гарантии, компенсации для работников этих отраслей, содержащий взаимные обязательства и заключаемый между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа, окружными организациями отраслевых профсоюзов, межотраслевыми объединениями организаций профсоюзов, окружными отраслевыми (межотраслевыми) объединениями работодателей в пределах их компетенции.

12. Территориальное трехстороннее соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые и связанные с ними отношения в муниципальном образовании Ханты-Мансийского автономного округа, устанавливающий минимальные нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями муниципальных образований, содержащий взаимные обязательства и заключаемый между соответствующими органами местного самоуправления, территориальными объединениями организаций профсоюзов и территориальными объединениями работодателей.

13. Территориальное отраслевое (межотраслевое) соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые и связанные с ними отношения в отдельной отрасли (ряде отраслей) муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа, устанавливающий минимальные нормы оплаты и условий труда, гарантии, компенсации для работников этой отрасли, содержащий взаимные обязательства и заключаемый между соответствующими органами местного самоуправления, территориальными организациями отраслевых профсоюзов, межотраслевыми объединениями организаций профсоюзов и работодателями, их территориальными отраслевыми (межотраслевыми) объединениями.

Статья 2. Принципы социального партнерства


Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:

приоритетность интересов населения округа,

уважение и учет интересов участников переговоров,

заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях,

содействие органов государственной власти и местного самоуправления в укреплении и развитии системы социального партнерства,

соблюдение сторонами социального партнерства и их представителями международных норм, законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа,

полномочность сторон социального партнерства и их представителей,

равноправие сторон,

свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства,

добровольность принятия обязательств сторонами социального партнерства,

регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства,

реальность выполнения принимаемых сторонами социального партнерства обязательств,

обязательность исполнения достигнутых договоренностей, ответственность сторон за невыполнение по их вине принятых обязательств,

систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, коллективных договоров и решений.

Статья 3. Правовая основа социального партнерства


1. Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы Ханты-Мансийского автономного округа, а также иные нормативные правовые акты автономного округа, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами, федеральными законами и настоящим Законом.

2. Правовую основу социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе составляют также Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, общероссийские отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные соглашения, заключенные в соответствии с законодательством и распространяющие свое действие на организации, осуществляющие свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

3. Если международные договоры Российской Федерации, в том числе конвенции Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией, содержат иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

Глава II. Система социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе

Статья 4. Задачи системы социального партнерства


Система социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе создается для выполнения следующих основных задач:

обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений;

обеспечение устойчивого развития производства и стабильного повышения уровня жизни на основе учета и оптимального сочетания интересов сторон социального партнерства;

предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов.

Статья 5. Формы социального партнерства


Социальное партнерство осуществляется посредством проведения взаимных консультаций, переговоров, принятия и выполнения совместных решений, заключения коллективных договоров, соглашений, направленных на реализацию политики в социально-трудовой сфере на территории Ханты-Мансийского автономного округа, совместного контроля за выполнением достигнутой договоренности.

Статья 6. Виды соглашений и их условия

1. В зависимости от сферы и уровня регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений в Ханты-Мансийском автономном округе могут заключаться следующие виды соглашений:

Ханты-Мансийское окружное трёхстороннее соглашение;

окружные отраслевые (межотраслевые) соглашения;

территориальные трёхсторонние соглашения;

территориальные отраслевые (межотраслевые) соглашения.

2. Условия, содержащиеся в Ханты-Мансийском окружном трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными и профессиональными соглашениями на соответствующий период.

3. Условия, содержащиеся в окружных отраслевых (межотраслевых) соглашениях, не могут ухудшать положения работников по сравнению с Ханты-Мансийским окружным трехсторонним соглашением на соответствующий период.

4. Условия, содержащиеся в территориальных трехсторонних соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с Ханты-Мансийским окружным трехсторонним соглашением, соответствующими окружными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями на соответствующий период.

5. Условия, содержащиеся в территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с Ханты-Мансийским окружным трехсторонним соглашением, соответствующими окружными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, территориальными соглашениями на соответствующий период.

6. Отраслевые (межотраслевые) соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними. Двухсторонние соглашения, как правило, заключаются между организациями профсоюзов государственных, муниципальных, бюджетных организаций и их объединениями и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа, главой местного самоуправления или другими уполномоченными этими органами лицами, которые являются для работников государственных, муниципальных, бюджетных организаций работодателями и органами власти одновременно.  

Статья 7. Ханты-Мансийская окружная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

1. Для обеспечения регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений на принципах социального партнерства образуется постоянно действующая Ханты-Мансийская окружная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), которая формируется из представителей окружных органов государственной власти, окружного объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, окружного объединения работодателей из равного числа представителей каждой из сторон, уполномоченных решением соответствующей стороны.

2. Окружное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, окружное объединение работодателей самостоятельно определяют персональный состав своих представителей и порядок их ротации.

3. Персональный состав представителей органов государственной власти и порядок их ротации утверждаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа.

4. Каждая сторона социального партнерства самостоятельно выбирает (назначает) сопредседателей Комиссии.

5. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа, и с учетом необходимого оперативного решения возникающих неотложных вопросов.

6. Комиссия регулярно проводит свои заседания в соответствии с согласованным сторонами планом.

7. Основными функциями Комиссии являются:

рассмотрение предложений сторон социального партнерства и их согласование между сторонами;

ведение коллективных переговоров, подготовка и принятие Ханты-Мансийского окружного трехстороннего соглашения, окружных отраслевых (межотраслевых) соглашений;

рассмотрение хода выполнения окружных соглашений и подведение итогов их выполнения;

оказание содействия участникам территориальных трехсторонних, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключаемых на муниципальном уровне, в урегулировании возникающих между ними разногласий при разработке и выполнении указанных соглашений;

внесение предложений в органы государственной власти и местного самоуправления о принятии в установленном порядке нормативных правовых актов в области социально-трудовых и связанных с ними отношений;

внесение предложений в соответствующие органы о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих положений соглашений, коллективных договоров.

8. Комиссия для выполнения своих основных функций имеет право:

давать предложения органам государственной власти о принятии в установленном порядке нормативных правовых актов в области социально-трудовых и связанных с ними отношений, в том числе в сфере занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования, охраны труда, социального партнерства;

утверждать регламент Комиссии;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»