____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 апреля 2001 года N 38-оз
____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Действие настоящего Закона приостановлено до приведения его в соответствие с нормами федерального законодательства на основании Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 21 декабря 2000 года N 113-оз.
______________________________________________________________
Принят
Думой Ханты-Мансийского
автономного округа
23 января 1998 года
В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы, принципы ее построения.
Бюджетная система Ханты-Мансийского автономного округа - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность и взаимосвязь окружного бюджета и местных бюджетов.
Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также контролю за составлением и исполнением бюджетов.
Бюджетная классификация - группировка по единой системе доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджета, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Минимальный бюджет - расчетный объем минимально необходимых расходов бюджета, подлежащий бюджетному регулированию при недостаточности собственных доходов местных бюджетов в целях обеспечения соблюдения государственных минимальных социальных стандартов.
Минимальный государственный социальный стандарт - совокупность основных социальных потребностей граждан, удовлетворение которых гарантируется государством.
Консолидированный бюджет округа - расчетный годовой объем доходов и расходов окружного бюджета и местных бюджетов.
Закрепленные доходы - налоговые и неналоговые доходные источники, подлежащие зачислению в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством в бюджеты соответствующего уровня.
Регулирующие доходы - налоговые доходные источники, передаваемые полностью или в фиксированной доле с одного уровня бюджетной системы на другой в целях бюджетного регулирования.
Дотация - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе на покрытие текущих расходов при недостаточности собственных доходов и других средств бюджетного регулирования.
Субвенция - средства, выделяемые из одного бюджета другому на конкретную цель. В случае использования субвенции не по целевому назначению или неиспользования в установленный срок субвенция подлежит возврату в бюджет, из которого выдана.
Субсидия - субвенция, предоставляемая другому бюджету, юридическим и физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Защищенные статьи - статьи текущих расходов экономической бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру.
Бюджетная роспись - поквартальное распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.
Секвестр - пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета.
Дефицит - превышение расходов над доходами.
Предельный уровень дефицита - установленный законодательно уровень дефицита на очередной финансовый год.
Профицит - превышение доходов над расходами.
Средства по взаимным расчетам - суммы, передаваемые из одного уровня бюджетной системы в другой в целях компенсации бюджетам уменьшения доходов или увеличения расходов, вследствие решений, принятых органами государственной власти другого уровня и не учитываемых при осуществлении бюджетного регулирования.
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения, ее структура.
Бюджетное устройство в Ханты-Мансийском автономном округе основывается на принципах бюджетного федерализма, единства, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему округа.
1. Единство бюджетной системы округа
- обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета округа;
- основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение;
- реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую политику.
2. Принцип реальности предполагает отражение в бюджете действительного положения доходов и расходов, отражение финансовых операций.
Реальность бюджета определяется обоснованностью расчетов всех источников доходов и направлений расходов.
3. Принцип гласности означает информирование населения через средства массовой информации о состоянии формирования и исполнения бюджета.
4. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право органов государственной власти на каждом уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных источников доходов;
- право исполнительных органов государственной власти представлять в соответствии с действующим законодательством отсрочки по платежам в соответствующий бюджет;
- запретом на изъятие в бюджеты другого уровня доходов, дополнительно полученных при исполнении бюджетов, экономии в расходах.
К собственным источникам доходов бюджета относятся:
- закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;
- отчисления по регулирующим доходным источникам;
- дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно органами государственной власти в рамках законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа.
Статья 3. Структура бюджетной системы Ханты-Мансийского
автономного округа
Бюджетную систему Ханты-Мансийского автономного округа образуют ее составные части:
- окружной бюджет и окружные целевые бюджетные фонды;
- бюджеты муниципальных образований и муниципальные целевые бюджетные фонды.
Свод окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований представляет собой консолидированный бюджет автономного округа.
Статья 4. Бюджетная классификация
В Ханты-Мансийском автономном округе используется единая бюджетная классификация, обеспечивающая общероссийскую сопоставимость данных.
Ведомственная классификация Ханты-Мансийского автономного округа утверждается Думой Ханты-Мансийского автономного округа.
Программы, финансируемые из окружного бюджета, утверждаются в специальном приложении к бюджету, а также отражаются в ведомственной классификации как виды расходов.
Статья 5. Доходы бюджета
1. Доходы бюджета формируются в соответствии с налоговым, таможенным законодательством, Законом Ханты-Мансийского автономного округа о бюджете на соответствующий финансовый год, устанавливающий нормативы отчислений от регулирующих доходных источников в бюджеты другого уровня.
2. Доходы бюджета образуются за счет закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа о бюджете на очередной финансовый год.
3. Доходы образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся: федеральные, региональные и местные налоги, предусмотренные налоговым законодательством.
К неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от продажи нематериальных активов;
- штрафные санкции;
- доходы от возмещения ущерба;
- доходы, получаемые бюджетами в форме процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях, а также в виде платы за средства, предоставленные на платной основе;
- прочие неналоговые доходы.
4. В проекте бюджета на каждый финансовый год предусматриваются доходы за счет переноса неизрасходованных остатков отчетного финансового года.
5. В доходной части соответствующего бюджета отражаются полученные дотации, субсидии и субвенции из бюджетов другого уровня.
Статья 6. Расходы бюджета
1. Расходование средств бюджета осуществляется по направлениям функциональной классификации расходов и в пределах, установленных законом Ханты-Мансийского автономного округа о бюджете на очередной финансовый год.
2. Расходы бюджета подразделяются в соответствии с экономической бюджетной классификацией на текущие и капитальные.
3. В капитальные расходы включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
4. К текущим расходам относятся все другие расходы, не вошедшие в капитальные расходы.
5. Расходная часть бюджета содержит:
- ассигнования на содержание учреждений, содержащихся за счет бюджетных средств;
- средства на оплату продукции, работ, услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным контрактам;
- трансферты населению;
- бюджетные кредиты, дотации, субвенции юридическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы уже действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
- средства на погашение и обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных гарантий;
- расходы бюджетных фондов.
6. Бюджетные средства могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объем долгосрочных программ, принимаемых к финансированию, утверждается на очередной финансовый год в качестве приложения к бюджету.
Статья 7. Сбалансированность бюджета
1. Сбалансированность бюджета является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
2. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.
При утверждении бюджета с дефицитом первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи расходов бюджета.
3. Перечень защищенных статей определяется в законе Ханты-Мансийского автономного округа о бюджете на очередной финансовый год и включает следующие виды обязательных расходов: заработная плата (денежное довольствие), стипендии, государственные пособия и другие социальные компенсационные выплаты населению, питание (продовольственное обеспечение), приобретение медикаментов и перевязочных средств.
4. В целях сбалансированности бюджета законодательные органы государственной власти устанавливают предельные размеры дефицита бюджета. В законе о бюджете на очередной финансовый год утверждаются источники финансирования дефицита бюджета по основным видам привлеченных средств. Источниками финансирования дефицита бюджета могут быть внутренние заимствования в форме: