Недействующий

ЗАКОН

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


О бюджетном устройстве и бюджетном процессе
в Ханты-Мансийском автономном округе

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 апреля 2001 года N 38-оз
____________________________________________________________________

______________________________________________________________

Действие настоящего Закона приостановлено до приведения его в соответствие с нормами федерального законодательства на основании Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 21 декабря 2000 года N 113-оз.

______________________________________________________________

Принят
 Думой Ханты-Мансийского
автономного округа
 23 января 1998 года

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия и термины


В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств  для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Бюджетная система Ханты-Мансийского автономного округа - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность и взаимосвязь окружного бюджета и местных бюджетов.

Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также контролю  за составлением и исполнением бюджетов.

Бюджетная классификация - группировка по единой системе доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджета, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Минимальный бюджет - расчетный объем минимально необходимых расходов бюджета, подлежащий бюджетному регулированию при недостаточности собственных доходов местных бюджетов в целях обеспечения соблюдения государственных минимальных социальных стандартов.

Минимальный государственный социальный стандарт - совокупность основных социальных потребностей граждан, удовлетворение которых гарантируется государством.

Консолидированный бюджет округа - расчетный годовой объем доходов и расходов окружного бюджета и местных бюджетов.

Закрепленные доходы - налоговые и неналоговые доходные источники, подлежащие зачислению в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством в бюджеты соответствующего уровня.

Регулирующие доходы - налоговые доходные источники, передаваемые полностью или в фиксированной доле с одного уровня бюджетной системы на другой в целях бюджетного регулирования.

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе на покрытие текущих расходов при недостаточности собственных доходов и других средств бюджетного регулирования.

Субвенция - средства, выделяемые из одного бюджета другому на конкретную цель. В случае использования субвенции не по целевому назначению или неиспользования в установленный срок субвенция подлежит возврату в бюджет, из которого выдана.

Субсидия - субвенция, предоставляемая другому бюджету, юридическим и физическим  лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Защищенные статьи - статьи текущих расходов экономической бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру.

Бюджетная роспись - поквартальное распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.

Секвестр - пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета.

Дефицит - превышение расходов над  доходами.

Предельный уровень дефицита - установленный законодательно уровень дефицита на очередной финансовый год.

Профицит - превышение доходов над расходами.

Средства по взаимным расчетам - суммы, передаваемые из одного уровня бюджетной системы в другой в целях компенсации бюджетам уменьшения доходов или увеличения расходов, вследствие решений, принятых органами государственной власти другого уровня и не учитываемых при осуществлении бюджетного регулирования.

Раздел II. Основы бюджетного устройства

Статья 2. Бюджетное устройство

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения, ее структура.

Бюджетное устройство в Ханты-Мансийском автономном округе основывается на принципах бюджетного федерализма, единства, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему округа.

1. Единство бюджетной системы округа

- обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета округа;

- основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение;

- реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую политику.

2. Принцип реальности предполагает отражение в бюджете действительного положения доходов и расходов, отражение финансовых операций.

Реальность бюджета определяется обоснованностью расчетов всех источников доходов и направлений расходов.

3. Принцип гласности означает информирование населения через средства массовой информации о состоянии формирования и исполнения бюджета.

4. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право органов государственной власти на каждом уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов;

- право исполнительных органов государственной  власти представлять в соответствии с действующим законодательством отсрочки по платежам в соответствующий бюджет;

- запретом на изъятие в бюджеты другого уровня доходов, дополнительно полученных при исполнении бюджетов, экономии в расходах.

К собственным источникам доходов бюджета относятся:

- закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;

- отчисления по регулирующим доходным источникам;

- дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно органами государственной власти в рамках законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа.

     

Статья 3. Структура бюджетной системы Ханты-Мансийского
автономного округа

     

Бюджетную систему Ханты-Мансийского автономного округа образуют ее составные части:

- окружной бюджет и окружные целевые бюджетные фонды;

- бюджеты муниципальных образований и муниципальные целевые бюджетные фонды.

Свод окружного бюджета  и бюджетов  муниципальных образований представляет собой консолидированный бюджет автономного округа.     

Статья 4. Бюджетная классификация

В Ханты-Мансийском автономном округе используется единая бюджетная классификация, обеспечивающая общероссийскую сопоставимость данных.

Ведомственная классификация Ханты-Мансийского автономного округа утверждается Думой Ханты-Мансийского  автономного округа.

Программы, финансируемые из окружного бюджета, утверждаются в специальном приложении к бюджету, а также отражаются в ведомственной классификации как виды расходов.

Статья 5. Доходы бюджета

1. Доходы бюджета формируются в соответствии с налоговым, таможенным законодательством, Законом Ханты-Мансийского автономного округа о бюджете на соответствующий финансовый год, устанавливающий нормативы отчислений от регулирующих доходных источников в бюджеты другого уровня.

2. Доходы бюджета образуются за счет закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа о бюджете на очередной финансовый год.

3. Доходы образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся: федеральные, региональные и местные налоги, предусмотренные налоговым законодательством.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от продажи нематериальных активов;

- штрафные санкции;

- доходы от возмещения ущерба;

- доходы, получаемые бюджетами в форме процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях, а также в виде платы за средства, предоставленные на платной основе;

- прочие неналоговые доходы.

4. В проекте бюджета на каждый финансовый год предусматриваются доходы за счет переноса неизрасходованных остатков отчетного финансового года.              

5. В доходной части соответствующего бюджета отражаются полученные дотации, субсидии и субвенции из бюджетов другого уровня.

Статья 6. Расходы бюджета

     

1. Расходование средств бюджета осуществляется по направлениям функциональной классификации расходов и в пределах, установленных законом Ханты-Мансийского автономного округа о бюджете на очередной финансовый год.

2. Расходы бюджета подразделяются в соответствии с экономической бюджетной классификацией на текущие и капитальные.

3. В капитальные расходы включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

4. К текущим расходам относятся все другие расходы, не вошедшие в капитальные расходы.

5. Расходная часть бюджета содержит:

- ассигнования на содержание учреждений, содержащихся за счет бюджетных средств;

- средства на оплату продукции, работ, услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным контрактам;

- трансферты населению;

- бюджетные кредиты,  дотации, субвенции юридическим лицам;

- инвестиции в уставные капиталы уже действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- средства на погашение и обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных гарантий;

- расходы бюджетных фондов.

6. Бюджетные средства могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объем долгосрочных программ, принимаемых к финансированию, утверждается на очередной финансовый год в качестве приложения к бюджету.

     

Статья 7. Сбалансированность бюджета

     

1. Сбалансированность бюджета является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

2. Превышение расходов над  доходами составляет дефицит бюджета.

При утверждении бюджета с дефицитом первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи расходов бюджета.

3. Перечень защищенных статей определяется в законе Ханты-Мансийского автономного округа о бюджете на очередной финансовый год и включает следующие виды обязательных расходов: заработная плата (денежное довольствие), стипендии, государственные пособия и другие социальные компенсационные выплаты населению, питание (продовольственное обеспечение), приобретение медикаментов и перевязочных средств.

4. В целях сбалансированности бюджета законодательные органы государственной  власти устанавливают предельные размеры дефицита бюджета. В законе о бюджете на очередной финансовый год утверждаются источники финансирования дефицита бюджета по основным видам привлеченных средств. Источниками финансирования дефицита бюджета могут быть внутренние заимствования в форме:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»