(с изменениями на 13 февраля 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 16 апреля 2001 года N 31-оз
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 10 октября 1998 года N 66-оз;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 23 декабря 1999 года N 75-оз;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 13 февраля 2001 года N 13-оз.
____________________________________________________________________
Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа 20 декабря 1995 года
Настоящий Закон устанавливает общие принципы организации и функционирования местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе.
Статья 1. Местное самоуправление
Местное самоуправление в автономном округе - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа, правовыми актами органов государственной власти автономного округа.
Статья 2. Правовая основа местного самоуправления
1. Правовую основу местного самоуправления составляют:
Конституция Российской Федерации;
законы Российской Федерации;
Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа;
- законы Ханты-Мансийского автономного округа.
2. Система организации деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление.
Статья 3. Право граждан на осуществление местного самоуправления
1. Граждане автономного округа осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях в соответствии с гарантиями федерального и окружного законодательства, избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
4. Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе.
5. Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Статья 4. Специфика организации местного самоуправления в местах проживания коренных малочисленных народов Севера
1. Коренное население автономного округа (коренные малочисленные народы Севера), ведущее традиционный образ жизни, имеет право организовывать на территории своего проживания в соответствии с законами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа территориальное общественное самоуправление коренных малочисленных народов Севера.
2. Население, объединенное общими интересами с целью решения вопросов сохранения и развития традиционных отраслей хозяйствования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, составляет этническое местное сообщество - общину.
3. Территорией общественного самоуправления коренного населения автономного округа является территория их проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности, закрепленная за членами общины органами местного самоуправления и органами государственной власти Российской Федерации и и являющаяся частью территории муниципального образования.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти автономного округа в области местного самоуправления
К полномочиям органов государственной власти автономного округа в области местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение законов Ханты-Мансийского автономного округа, определяющих основы деятельности местного самоуправления на территории округа, и осуществление контроля за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия актов органов местного самоуправления законам Ханты-Мансийского автономного округа автономного округа о местном самоуправлении, Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации;
3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности Ханты-Мансийского автономного округа в муниципальную собственность;
4) регулирование отношений между окружным бюджетом и местными бюджетами;
5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, социальных стандартов;
6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями автономного округа, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
7) принятие региональных программ становления, поддержки развития местного самоуправления;
8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
10) обеспечение в соответствии с законами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа государственных минимальных социальных стандартов;
11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа;
13) регулирование законами Ханты-Мансийского автономного округа в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
14) законодательство о муниципальной службе;
15) принятие и изменение законов Ханты-Мансийского автономного округа об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
Статья 6. Территории местного самоуправления
1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа. Никакие территории не могут быть исключены из сферы местного самоуправления или ограничены в осуществлении его.
2. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законом автономного округа "О муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа".
3. Территории муниципальных образований составляют земли в установленных границах муниципальных образований.
Статья 7. Предметы ведения местного самоуправления
1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
2. Вопросами местного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, отнесенные настоящим Законом к предметам ведения местного самоуправления.
3. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) планирование и организация комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы;
31) осуществление регистрации уставов территориального общественного самоуправления.
Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Ханты-Мансийского автономного округа, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
4. Наделение органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными полномочиями органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа осуществляется только Законом Ханты-Мансийского автономного округа с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти автономного округа. Условия и порядок контроля, а также ответственность органов местного самоуправления за осуществление отдельных полномочий органов государственной власти автономного округа определяется законом округа.
5. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа вправе отказаться от осуществления отдельных полномочий органов государственной власти автономного округа, переданных им в соответствии с настоящим Законом.