Формирование в Кемеровской области общероссийского центра сервисного и технологического обеспечения горнодобывающей промышленности предполагает развитие специализированного машиностроения (базой для этого является развитие на территории региона отечественного производства и сервисных производственных учреждений крупнейшими поставщиками технических решений в сфере горной добычи).
Затраты на горно-шахтное оборудование являются одними из самых значительных при добыче угля и других твердых полезных ископаемых. В настоящий момент в РФ идет смена "технологической платформы" целых секторов производства, в частности добывающих отраслей. В страну приходят новые поставщики технологических решений и оборудования, они разворачивают свои сервисные центры, производства, учебные центры и исследовательские подразделения в непосредственной близости от мест разработки сырьевых ресурсов. В силу этого машиностроение, специализированные сервисы стали перемещаться по стране.
В Кемеровскую область в последние годы приходят крупнейшие поставщики горной техники и поставщики оборудования, а также технологических решений для угольной отрасли и металлургии. Старое специализированное машиностроение Кемеровской области оказывается неконкурентоспособным. Из-за рубежа и регионов России в Кемеровскую область завозится свыше 80% горношахтного оборудования. 2005 год стал переломным: импорт оборудования из-за рубежа превысил долю российских поставок. Зарубежные поставщики горной техники интенсивно осваивают российский рынок: развертывают торговые инфраструктуры, создают сервисные центры, развивают сотрудничество с российскими вузами, ведущими подготовку специалистов для горнодобывающей промышленности РФ.
Например, из 240 млн. т запасов предоставленного в пользование участка "Жерновский-1" только 80 млн. т могут расцениваться как промышленные запасы. Однако все это справедливо лишь при взаимодействии объективно существующей "геологии" участков с традиционными технологиями добычи. Поэтому изменение горных технологий способно внести изменения и в оценку промышленной значимости запасов. Например, по существующим оценкам создание экономически эффективных способов отработки высокотехнологичных по мощности пластов с углами падения от 36 до 55 градусов позволило бы только на действующих предприятиях Кемеровской области дополнительно вовлечь в эксплуатацию более 2 млрд. т запасов коксующихся углей. Такой "технологический" подход к развитию минерально-сырьевой базы ТЭК является интенсивным путем ее развития, обладает большим недросберегающим и экологическим эффектом. Вложение государственных средств в разработку новых технологий добычи означает в конце концов вложение средств в государственную собственность с целью повышения экономической эффективности ее использования.
Однако при решении вопроса технологической модернизации речь не должна идти о создании лишь отдельных образцов оборудования, методик оценки условий, отдельных технических приемов. Результатом должны являться технологии, комплексно обеспеченные по всем направлениям необходимой специальной горной техникой, расчетными схемами, технологическими регламентами, а также методикой выполнения геолого-разведочных работ, обеспечивающей технологии необходимой для них информацией и программами подготовки кадров.
Предпосылкой возможности решения данной задачи является то, что в России и в Кемеровской области наработано большое количество специальных технических решений по отработке "сложных" запасов. К сожалению, значительная часть их до сих пор не реализована (например, запатентованная идея модульных механизированных крепей, конструктивно пригодных для использования на пластах с углами падения от 0 до 90 градусов). Причем аналогичных исследований в данном направлении наши иностранные коллеги почти не вели. Поэтому получение высоких технико-экономических показателей эксплуатации сложных месторождений является магистральной перспективой в прорыве отечественных угольщиков и машиностроителей к лидирующим позициям на рынках специфических технологий и оборудования.
Базой для развития "нового машиностроения" и превращения Кемеровской области в центр развития производства горнодобывающей техники, соответствующего технологического сервиса и обеспечения мог бы стать специализированный технопарк федерального значения. По крайней мере аналогичный технопарк (центр нефти и газа) создается в настоящий момент в Тюмени в рамках государственной программы, курируемой МЭРТ РФ. Специализацию технопарка в Кемеровской области могли бы составить разработка новых технологий добычи угля (преимущественно для нетрадиционных горно-геологических условий) и их обеспечение по всем направлениям, включающим в себя: геолого-методическое обеспечение, геолого-разведочную технику и геофизическую аппаратуру (преимущественно для подземного бурения во взрывобезопасном исполнении, аналогов которой не существует), технологию и технику для дегазации пластов, горно-шахтное оборудование, регламенты выполнения работ и т.д., включая НИР и НИОКР. Технопарк должен быть обеспечен экспериментальным участком подземных горных работ.
Чрезвычайно важна связь технопарка с вузом, ведущим подготовку кадров и НИОКР по соответствующим направлениям. Предположительно инвестиции в развертывание технопарка могут достигать 1 - 4 млрд. руб.
Кроме того, технопарк мог бы выполнить роль площадки для размещения выделяемых из горнодобывающих и металлургических компаний непрофильных сервисов и производств технологического обеспечения. Опыт подобного рода проектов есть у нефте- и газодобывающих компаний. В 2000 году Северсталь-групп предприняла попытку вывода вспомогательных производств из состава комбината "Северсталь" в компанию "Северстальмаш". В 2006 году Объединенная металлургическая компания приступила к реализации программы выделения непрофильных активов из Выксунского метзавода. Согласно проекту из ВМЗ будет выведено до 10 вспомогательных производств с общей численностью персонала более 3 тыс. чел. Но более известен как один из самых успешных примеров выделения непрофильных технологических активов и создания на этой базе специализированного технопарка опыт "Русала", который при реструктуризации непрофильных активов разместил на площадке Красноярского алюминиевого завода "Промпарк-Сибирь". В него вошли западные поставщики металлургического оборудования, которым были переданы высвободившиеся после реструктуризации производственные площади завода. Первыми резидентами технопарка стали голландская Hencon, затем свои производства запустили Pyrotek (США), NKM Noell (Франция), Mechatherm International Limited (Великобритания) и Lefebvre Freres Ltd (Канада). Сейчас созданы уже филиалы "Промпарка-Сибирь" на заводах "Русала" в Братске, Саяногорске и Новокузнецке. В Красноярске также находится инженерно-технологический центр "Русала", и западные партнеры имеют возможность участвовать в разработке технологий алюминиевых производств.
Шансы на развертывание в Кемеровской области новых машиностроительных производств дает изменение масштабов эксплуатируемых в мире конкурентоспособных технологических комплексов. Высокопроизводительное оборудование позволяет достичь глобальных масштабов производства при минимуме занимаемых производственных площадей и персонала. Эти компактные эффективные производства становятся более мобильными и легче перемещаются в различных территориях.